Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Культура эпохи эллинизма.




Во второй половине IV в. до н. э. резко усиливается окраинная область Балканского полуострова — Македония. В 338 г. до н. э. македонская армия ФилиппаII разгромила соединенное войско греческих полисов. Его сын Александр после своего прихода к власти в 336 г. до н. э. продолжил завоевательные походы своего отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов полисов пришел конец. В этой громадной империи Греция стала маленькой провинцией.

Общая характеристика эллинистической культуры

После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, то есть эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского.

В процессе экспансии эллинской культуры происходило ее соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Ее образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшего за этим распада империи на отдельные государства до 30 г. до н. э. — года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии. Распространение и утверждение греческой культуры происходили в условиях непрерывных военных действий, когда их результаты и жизнь целых стран находились в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего, сформировался новый общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца IV в. до н. э. греки начинают в прямом смысле обожествлять своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь и т. д. Вследствие этих процессов произошло изменение прав и обязанностей граждан полисов. Отныне они превратились в подданных и от своих правителей ждали гарантий безопасности и материальной стабильности. Вера в божественный промысел и провидение, в божественное возмездие и справедливость со време нем вытеснилась верой в могущество удачи и случая.

Прежняя религиозность, носившая скорее формальный характер и связанная с политическими учреждениями и с политическими воззрениями, в новых условиях сама изменилась существенным образом. Предоставленный самому себе, человек стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждет не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения. Если раньше участие в религиозных церемониях было гражданской обязанностью человека, актом проверки его политической благонадежности по отношению к своему полису, теперь он ищет в религии забвения и спасения от страха смерти, одиночества, прибежища от жизненных бурь. Новое положение вещей требовало новых богов. Отчасти они были найдены на Востоке. Здесь уже была монотеистическая иудейская религия.

Появляются в этот период новые боги, культ которых был создан намеренно и целенаправленно, являясь продуманным политическим актом. Именно так, по воле египетского царя Птолемея Сотера, который хотел объединить в одном культе египтян и эллинов, был создан культ бога Сераписа. Новый бог соединил в себе черты египетских богов Осириса и Аписа, а также греческих Аида, Зевса, Диониса, Асклепия, Гелиоса, Посейдона. Новому богу в Александрии был сооружен огромный храм в греческом стиле. Установленная там статуя бога ничем не напоминала египетских звероголовых богов, полностью отвечая художественным вкусам греков. Постепенно в житейских бурях, порождавших беспомощность, бессилие, неверие в наступление лучших времен в этой жизни, выветривался стихийный материализм древних греков. Жажда загробного блаженства и вера в бессмертие души к концу эллинистического периода стали всеобщими. Возродившиеся и пользовавшиеся огромной популярностью мистерии, как греческие, так и восточные, делали все более значимыми пророчества, видения, откровения, являвшиеся их участникам. Кроме того, люди начинают жаждать прихода спасителя, мессии. Все это будет способствовать распространению новой мировой религии — христианства, которое появится позже.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов. Эллинистическая культура частично содействовала освобождению личности от тяготевшего над ней духовного гнета. Именно в эллинистический период появляются замечательные библейские книги, такие как проникнутая философскими идеями «Екклесиаст» и эротическая «Песнь песней». Греческая драма, спортивные игры, празднества, греческое искусство внесли элемент жизнерадостности в идеологию Востока, светлые образы греческой пластики и архитектуры смягчали суровые черты восточного искус ства. Человеческая личность, ее думы, настроения, интересы, запросы получают право на существование. Поэтому в некоторых отношениях этот процесс напоминает эпоху европейского Возрождения.

Одним из величайших достижений эллинизма стало создание Мусейона и Библиотеки в Александрии Египетской на основе идеи Аристотеля и Теофраста, которые мечтали сгруппировать ученых и их воспитанников вокруг библиотеки и научных коллекций. Поэтому Мусейон (храм в честь Муз) стал первым университетом в истории человечества. Его пансионерами были ученые, поэты, философы, которые жили в помещении Мусейона на содержании государства и спокойно занимались своей работой, иногда читая при этом лекции. Преподавателей было около сотни, они учили несколько сотен учеников.

Лирика и греческий роман .

Литература эллинизма не создала ничего подобного шедеврам предшествующей эпохи. Со сцены вместе со старыми богами уходят и большие проблемы, волновавшие великих трагедиографов V в. до н. э. Политическая комедия Аристофана уступает место комедии бытовой. Наибольшим успехом в театре пользовались мимы (бытовые сценки из жизни горожан). До нас дошли мимы Герода, натуралистически изображающие городской быт и основные типы людей, живущих в городе, — учитель, сапожник, распутная госпожа, сводня и т. д. Лирика вырождается в искусственное выражение мелких страстей. Процветают малые литературные формы — буколики (пастушеские идиллии), эпиграммы и элегии. Совершенные эпиграммы на темы пира и любви создавали Каллимах из Кирены и Асклепиад Самосский.

Поэт-скиталец Леонид Тарентский (Тарента юг Италии) в своем творчестве реалистично отразил жизнь ремесленников, рыбаков, городской бедноты. Господствует мода на сельские мотивы в поэзии. Знаменитые идиллии, описывающие жизнь простых пастухов, заключающуюся в поэтических состязаниях, пишет Феокрит из Сиракуз. Чем менее содержательной делалась поэзия, тем причудливее становилась ее форма. Это касается, прежде всего, александрийской поэзии, давшей наиболее совершенные образцы формального мастерства, тщательности отделки, за которой чувствуется не столько вдохновение, сколько ученость. Недаром стихи слагали прежде всего ученые — грамматики, филологи. Филологами были законодатель эллинистической поэзии алек сандрийский библиотекарь Каллимах, поэты Александр Этолийский и Ликофрон Халкидский, сочинявшие трагедии на мифологические и исторические сюжеты.

Аполлоний Родосский — автор эпической поэмы об аргонавтах. Эта утонченная поэзия была рас считана на узкий круг читателей, способных оценить кропотливую работу поэтаученого, его изысканий в области мифологии, фольклора, древней поэзии, греческого языка. Вот так и появлялись «ученые поэмы», например дидактическая поэма «Фено мены» («Явления») Арата. Автор этой поэмы в совершенной стихотворной форме изложил астрономические и метеорологические знания того времени. Новым литературным жанром, появившимся в период эллинизма, стал греческий роман.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...