Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптура ранней и высокой классики.




Скульптура ранней и высокой классики.

Огромный шаг вперед был сделан в области архитектуры и скульптуры. Поиск новых идей в изобразительном искусстве обнаружился прежде всего в постепенном освобождении от орнаментальности. Это наиболее отчетливо проявилось в декоративной скульптуре. Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную передачу деталей. В их творчестве теперь уже не чувствуется прежней скованности в изображении человека. Характерная черта скульптурных композиций этого периода — красноречивый язык жестов и поз. Классические скульптуры внутренне эмоциональны и страстны, но внешне сохраняют возвышенное спокойствие. В них отображена борьба добра и зла, света и тьмы, разума и невежества.

Эти поиски и способы достижения гармонии можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижение эффекта за счет надуманных искажений). Искусство древних греков классического периода стало тем переломным моментом в художественной культуре, когда произошел переход от механического воспроизведения действительности к ее творческому отражению.

Шедевр древнегреческой архитектуры — Афинский Акрополь.

К середине V в. до н. э. все эллинские города, победившие персов, объединились под руководством Афин, где начались интенсивное восстановление разрушенных памятников и новое строительство. Сюда со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, вся художественная деятельность которых оказалась связанной с созданием Акрополя. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только греков, но и соседних народов. В архитектуре этого периода развивается все тот же тип храмапериптера преимущественно дорического ордера. Однако пропорции храмов становятся стройнее, гармоничнее, приобретают большую легкость, ясность и простоту.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Акрополь, возведенный в честь победы греков над персами, стал средоточием замечательных творений знаменитых афинских зодчих и скульпторов, символом афинской демократии. Его композиция была основана не на принципе симметричного или последовательного размещения памятников, как это было принято в архитектуре архаики, а на принципе свободного размещения, то есть свободной гармонии. Все постройки Акрополя создавались с учетом способностей восприятия человека. Можно сказать, что при создании Акрополя художественная мысль стремилась к облегченности сооружений, чтобы они не производили впечатления суровой мощи, а вызывали ощущение гармонической ясности и свободы, естественности усилия, чтобы человек, находясь рядом с ними, чувствовал себя выше, стройнее, увереннее. Все сооружения

Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли даже несовершенство человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравном расстоянии, угловые колонны чуть массивнее внутренних и все немного наклонены внутрь к стенам здания — от этого они выглядят стройнее и выше. В период поздней классики в греческой живописи проявляются новые тенденции. Представители сикионской школы во главе с Павсием стали использовать технику энкаустики (приготовление красок при помощи воска и нанесение разогретых красок на полотно). Представители аттической школы (Никий, Афинион) предпочитали патетические темы, связанные с изображением неистовых страстей. Также развивается историческая и портретная живопись. Так, крупнейшим художником того времени был придворный художник Александра Македонского Апеллес, изобразивший свадьбу Александры с Роксаной.

Архитектура и скульптура поздней классики .

Художественная культура переходного периода к поздней классике отличается удивительной композиционной и цветовой роскошью. Ее можно назвать композиционно­роскошной. Это ее состояние стало результатом развития индивидуализма, стремления к личному благополучию, а не к общественному благу, утраты патриотизма, сыгравшего в свое время решающую роль в победе над персами. Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н. э. способствовали тому, что люди все более сосредоточивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в новых нравственных установках и ценностях. В то же время в сфере искусства появился частный заказчик как основной потребитель его произведений. У художников сформировался большой интерес к самому человеку, а не к богам. Их больше стали привлекать чувства и меньше — разум.

В архитектуре поздней классики уже нет того чувства меры, характерного для предыдущего периода. Поэтому появилась тенденция к строительству грандиозных, внешне великолепных сооружений. К числу наиболее знаменитых архитектурных памятников поздней классики относятся два сооружения, причисленных к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе и мавзолей в Галикарнасе, сожженный Геростратом. Храм Артемиды в Эфесе имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными рельефами. Гробница Мавсола, правителя небольшого полиса Карии, позднее получившая название мавзолея в Галикарнасе, имела два этажа высотой 20 м. На первом была сама гробница Мавсола и его жены Артемизии, на втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли статуи Мавсола и Артемизии.

В скульптуру вместо мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к духовному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. Этот новый стиль, выражающий пафос, взволнованность чувств, связан с именем Скопаса (ок. 395-350 до н. э. ). Его работы широко известны по римским статуям. Статуя вакханки Скопаса олице творяет бурное дионисийское начало мира. Этот пафос явился следствием того, что в Греции духовная жизнь достигла определенного уровня свободы.

Наряду с дионисийским началом Скопаса развивалась и противоположная концепция — Праксителя (IV в. до н. э. ), который выступает как художник гармонии, одухотворения, разрядки после буйства тревожных чувств. Пракситель — первый скульптор, реалистично изобразивший обнаженную женщину. Его прославленная Афродита Книдская придерживает рукой упавшее одеяние, готовясь принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой она каждый день возвращала себе девственность.

Таким образом, художественная культура периода поздней классики является непосредственным выражением конкретноисторического процесса развития всей культуры Древней Греции. Завершение этого периода было обусловлено целым рядом социально-экономических причин, породивших кризис греческой культуры. Перманентные войны и сложные конфликты как между отдельными греческими полисами, так и внутри их привели к распаду полисных уз и политической нестабильности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...