Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие политической науки в Европе.




Профессионализация политической науки в XX веке

Со второй половины XIX в. и на протяжении первых десятилетий XX рост производства вызвал настоящий бум коррупции, а СМИ стали безжалостно раскрывать подкуп политиков представителями корпораций, которые использовали данный способ для заключения выгодных сделок. Пресса стала выявлять «группы давления» и «лобби», глубоко пронизавшие и коррумпировавшие политические структуры. Впоследствии в межвоенные годы были написаны ряд работ, которые были спровоцированы данными публикациями.

Чикагская школа (20—40-е гг.)

Представители: Конт, Милль, Токвиль, Маркс, Спенсер, Вебер, Дюркгейм, Парето, Михельс, Моска, Острогорский, Брайс, Мерриам, Госнелл.

Заслуга чикагской школы политической науки —использование междисцип­линарных исследований с применением количественных методов, организованной поддержки научных разработок, применение конкретных эмпирических исследований.

Мерриам ввел институциональные измерения в изучение политических проблем, а также повысил требования к качеству эмпирических исследований, тем самым, сделав их более убедительными.

Первый крупный исследовательский проект, осуществленный чикагской школой, велся под началом Гарольда Госнелла и Мерриама. Они изучали установки 6 000 избирателей во время выборов мэра Чикаго в 1923 г. Их отбор был проведен на основе контрольного квотирования, которое позволяло учесть характеристики основных демографических групп населения Чикаго. Это был первый в истории политической науки эксперимент по выявлению воздействия на исход голосования направленной агитации с целью обнаружить различия между национальными и местными выборами.

Гарольд Лассуэлл положил начало методам исследования массовых ком­муникативных процессов, стал основателем научной литературы о средствах массовой информации, пропаганде и связях с общественностью, начал исследование «глубинной психологии поли­тики», проведенное на основе анализа деятельности конкретных поли­тиков, часть из которых имела нарушения психики. Лассуэлл рассматривал психологические основы и отдельные аспекты политического поведения личности, различные типы политических режимов и полити­ческие процессы. Он изучал взаимодействие элит, конкурирующих между собой в дости­жении таких ценностей, как «доходы, почет и безопасность». Он исследовал влияние физиологических и эмоционально-мыслительных про­цессовна деятельность политика.

Также чикагская школа занималась изучением международных отношений, формирования гражданства в США и Европе.

Вторая мировая война и послевоенная поведенческая революция

Лассуэлл прово­дил количественный контент-анализ зарубежной прессы с целью ис­следования направленности пропаганды союзников и противников США.

Для выработки оптимальных решений послевоенных проблем стали применять технику эмпирических исследований и опро­сы, статистический анализ и выборки. Ответы на вопросы о причинах возникновения фашизма и нацизма, по­литического падения Франции, культурной уязвимости России, Англии и США ученые пытались найти, изучая структуру семьи, социализацию детей и модели культурного развития. Стали широко использоваться социальные психологи и социологи, специализирующиеся в области опроса общественного мнения для нужд военных министерств, а также министерств сельского хозяйства финансов. Поэтому ученые получили неоценимый опыт междисциплинарного синтеза. Политическую науки, а также международные отношения стали преподавать в ряде ведущих университетов, значимость данных дисциплин с каждым годом увеличивалась.

Особенно большим спросом пользовались услуги тех ученых, кото­рые во время Второй мировой войны занимались эмпирическими ис­следованиями. Бизнесменам была нужна информация о склонностях и намерениях своих избирателей. Эмпирические и мар­кетинговые исследования переживали период небывалого подъема. Направленность их была одновременно и коммерчес­кая, и академическая.

Если в период между Первой и Второй мировыми войнами важнейшим институтом, который развивал политическую науку был Чикагский университет, то после Второй мировой войны он отдал пальму первенства в развитии политологии Институту социаль­ных исследований при Мичиганском университете. Сотни специалистов получили в нём навыки эмпирических и статистических методов исследования. Проведенные в Мичигане исследования электоральных процессов признаны образ­цом международного уровня. В области международных отношений и сравнительной политологии стали применяться количественные и междисциплинарные подходы.

В 40—60-е годы политическая наука как дисциплина приобретает характер современной «профессии». В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в которую входило немногим более 200 специалистов, к концу Второй мировой войны ее численность достигла 3 тыс. человек, к середине 60-х гг. превысила 10 тыс., и ее численность продолжает расти.

После окончания Второй мировой войны политология неуклонно повышает свой статус как значимая научная дисциплина, в ее лоне развиваются многие отрасли. Также в это время был сделан

большой шаг вперед в понимании политической культуры, ее воздействия на политические институты и их эффектив­ность, а также субкультур отдельных элит и других социальных групп, играющих большую роль в общественной жизни.

Применение агрегированных статистических методов исследования позволило более полно описать процессы модернизации и демократи­зации, а также функционирование государственных институтов. Ус­пешно и плодотворно ученые занимались проблемами групп интересов и феномена «корпоративизма», а также оценки роли политических пар­тий в развитии демократического процесса. Развиваются теории демократии, государства, политических институтов и публичной по­литики. Совершенствование методики case studies Гарри Экстайном и Александром Джорджем повысило научные критерии для разработок, посвященных сравнительной и внешней политике.

Развитие политической науки в Европе

Успехи политической науки в Европе были связаны с процессом демократизации, а также со становлением государства всеобщего благосостояния, поскольку активистское, открытое государство, стремящееся к всестороннему охвату общественных проблем, нуждается во все большем объеме информации о по­литических процессах и эффективности деятельности властных струк­тур.

Европейские ученые еще до начала Второй мировой войны проводили «поведенческие» исследования электоральных процессов. Хотя невозможно умалить факт воздействия американской политической науки на европейскую. До Первой мировой войны образование, куль­тура и профессиональное мастерство были качественно выше тогда в Старом свете по сравнению с Новым.

Вторая мировая война почти на десятилетие затормозили научную жизнь в странах континентальной Европы. Значительная часть немец­ких ученых, занимавшихся общественными науками, переселилась в Соединенные Штаты, где они обогатили систему американского образования и исследований в области социологии, психологии и политической науки. Таким образом, политическая наука, привнесенная в Европу после Второй мировой войны, в определенной степени явилась развитием тех ее направ­лений, которые восходили к истокам европейских традиций.

В 1970 г. на средства Фонда Форда был образован Европейский кон­сорциум политических исследований (ECPR), ставивший перед собой примерно такие же цели, как комитеты по политической науке Амери­канского совета по исследованиям в области общественных наук. Уровень развития политической науки в отдельных европейских государствах определяется количеством национальных научных организаций, являющихся члена­ми ECPR.

К 90-м гг. ученые, профессионально изучающие разнообразные функциональные направления политической науки как дисциплины, имеющей общепринятую концепцию предмета исследования, и органи­зованные в Международную ассоциацию политических наук и в различ­ные национальные и региональные объединения, прочно утвердились и глобальном научном знании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...