Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Луман. Н. Честность политиков и высшая аморальность политики.




Впервые вопросы о морали политиков стали ставить в XVI-XVII вв. (обсуждение идей Макиавелли):

Ø Мораль дана вместе с природой человека

Ø Сама мораль выступает как проблема лишь после грехопадения, т.е. как определенная в качестве морали социальная проблема

Ø Общезначимые правила значимы не при всех обстоятельствах (могут быть интересы, имеющие более высокую ценность и т.п.)

Ø То же самое и по поводу честности, но здесь ещё нужно учитывать то, что другие могут вынести, и как они будут реагировать

Ø Сложная моральная казуистика: например, с одной стороны - других нельзя обманывать, но просвещать их не обязательно. А с другой стороны - обман, следствия которого незначительны, может оказаться не столь скверным, как непредупреждение об опасности

Ø Для XVII в. было обычным, что собственную честность или прямоту невозможно сообщить в коммуникациях

Эти вещи привели к открытию 2-х парадоксов: морального кода (мораль иногда требует неморального поведения, чтобы не сделать себя самое невозможной) и коммуникации (коммуникация о некоммуницируемом).

Однако, сегодня мы можем видеть и должны признать, что ценности функциональных систем не суть моральные ценност и: например, наличие или отсутствие собственности не квалифицируется морально по типу: одно морально хорошо, другое – плохо. Причем это считается морально хорошим. Мораль этого типа требует для себя ограниченности, чтобы самой решать о своём собственном применении и неприменении.

Политическая коммуникация пронизана моральными содержаниями. На политиков явно давит представление, что избиратели в полит. выборе принимают решение согласно моральным критериям. В конечном счёте, именно политические констелляции решающим образом определяют, прибегает ли политика вновь к морали и если да, то с какими специальными функциями.

В морали, которой правят СМИ, дело морального контроля над функциональными системами, в особенности над политикой, принимает форму кандалов. Они подчеркивают уникальность, помечают неправильное индивидуальное поведение. Конечно, у формы скандала есть и недостатки: она ориентирована на индивидов и тем самым подтверждает и без того преувеличенную оценку значения отдельных личностей для полит. системы. Но главный недостаток – многочисленные, действительно скандальные особенности переработки информации в полит. системе не способны стать скандалами (например, ошибки в финансовом планировании и т.п. вряд ли могут вызвать моральное негодование). Таким образом, полит. система не задумана для контроля с помощью моральных критериев. Она способна лишь к полит. саморегулированию. Кажется, что полит. система сама регулирует, в каких аспектах и формах мораль становится релевантной. Полит. этике (как академической теории обоснования моральных суждений) следовало бы рефлектировать прежде всего эту собственную режиссуру системы. Люди склонны к морализированию, ибо моральная схема «хорошо/плохо» дает им шанс поместить самих себя на хорошей стороне.

Паретто В. Компендиум по общей социологии.

Элиты и их циркуляция

Начнем с теоретического определения данного феномена, точит и, насколько это возможно; затем рассмотрим практические ситуации необходимые для анализа в первом приближении. Мы пока не касаемся хорошей или плохой, полезной или вредной, похвальной или достойной порицания природы человеческих характеров; обратим внимание лишь на тот уровень, которым они обладают: низкий, посредственный, высокий, или, точнее, на то, какой индекс может быть присвоен каждому человеку в соответствии с вышеобозначенным уровнем его характера.

Итак, предположим, что в каждой сфере человеческой деятельности каждому индивиду присваивается индекс его способностей, подобно эк­заменационным оценкам. Например, самому лучшему специалисту дается индекс 10, такому, которому не удается получить ни одного клиен­та, — 1 и, наконец, кретину — 0. Тому, кто сумел нажить миллионы (неважно, честно или нечестно), — 10, зарабатывающему тысячи лир — 6, тому, кто едва не умирает с голода, — 1, а находящемуся в приюте нищих — 0.

Таким образом мы составим класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности, который мы назовем избранным Классом, элитой (elite); подразумеваемся, что граница, отделяющая ее от остального населения, не является и не может являться точной, подобно тому как неточна граница между юностью и зрелым возрастом, то, однако, не означает, что бесполезно рассматривать эти различия.

793. Для исследования, которым мы занимаемся, — исследования социального равновесия — полезно также разделить этот класс на две части; выделим тех, кто прямо или косвенно играет заметную роль в правлении обществом и составляет правящую элиту; остальные образуют неуправляюшую элиту.

Итак, мы имеем две страты населения, а именно: 1) низшая страта, неэлита, относительно которой мы пока не выясняем, какую роль она может играть в управлении; 2) высшая страта, элита, делящаяся на две части: (а) правящая элита; (b) неуправляющая элита.

794. На практике не существует экзаменов для определения места каждого индивида в этих стратах; их отсутствие восполняется другими средствами, с помощью своего рода этикеток, которые более или менее достигают данной цели. Подобные этикетки существуют также и там, гдe есть экзамены. Например, этикетка адвоката обозначает человека, который должен знать закон, и часто действительно его знает, но иногда (обладает необходимыми знаниями. Аналогичным образом в правящую элиту входят люди с этикетками о принадлежности к политической службе достаточно высокого уровня, например министры, сенаторы, депутаты, начальники отделов министерств, председатели апелляцион­ных судов, генералы, полковники, однако при этом необходимо исключить тех, кому удалось проникнуть в их ряды, не имея соответствующих полученной этикетке качеств.

[...] Богатство, родственные связи, отношения играют роль также во многих других случаях и делают возможным получение этикетки о при­надлежности к элите в целом или к правящей элите в частности тем, кто не должен был бы ее иметь.

[...] Тот, кто из одной группы переходит в другую, приносит с собой, как правило, определенные склонности, чувства, предрасположеннос­ти, приобретенные в той группе, из которой он происходит; и с этим обстоятельством следует считаться. Подобный феномен в том случае, когда рассматриваются только две группы — элита и неэлита, называ­ется «циркуляция элит» (cirkulation des elites).

800. Высший и низший классы в целом

Самое простое, что мы можем сделать, — это разделить общество на две страты: высшую, в которую обычно входят управляющие, и низ­шую, где находятся управляемые. Этот факт, а также факт циркуляции индивидов между этими двумя стратами настолько очевидны, что во все времена они доступны даже малоопытному наблюдателю. Начиная с Платона, почувствовавшего эту проблему и урегулировавшего ее искус­ственным образом, многие рассуждали о «новых людях», «парвеню», и существует огромное количество посвященных им литературных про­изведений. Постараемся придать более точную форму уже высказанным в общем виде соображениям. Мы упоминали [...] о различном распре­делении остатков в разных социальных группах, и в особенности в выс­шем и низшем классах. Такая социальная гетерогенность — факт, ко­торый очевиден даже при поверхностном наблюдении.

801. Изменения остатков I и II классов, происходящие в социальных стратах, очень важны для установления равновесия. С помощью простого наблюдения обнаружилось, что они происходят в особой форме, а именно в форме изменения чувств, называемых религиозными, в выс­шей страте; было замечено, что в одни времена они ослабевали, а в дру­гие — росли и что эти волны соответствовали значительным социальным изменениям. Можно описать данный феномен более точным об­разом, отметив, что в высшей страте остатки II класса мало изменяются за один раз, до тех пор пока через определенные промежутки времени они не увеличиваются благодаря массовому пополнению из низшем страты.

804. В высшей страте общества, элите, номинально присутствуют некие группы людей, порой не вполне определенные, называющие себя аристократиями. В некоторых случаях большая часть принадлежащие к этим аристократиям действительно обладает качествами, необходимыми для того, чтобы в ней оставаться; в других же, напротив, значи­тельное число входящих в аристократии лишены таких качеств. Они могут действовать с большей или меньшей эффективностью внутри правящей элиты или же могут быть исключены из нее.

806. Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспо­римо то, что через какое-то время они исчезают. История — это клад­бище аристократий. Афинский демос являлся аристократией по отно­шению к остальному населению — метекам и рабам; он исчез, не ос­тавив потомков. Исчезли римские аристократии. Исчезли аристокра­тии варваров; где во Франции потомки франкских завоевателей? Гене­алогии английских лордов очень точны: чрезвычайно малое количество семей восходит к соратникам Вильгельма Завоевателя. В Германии значительная часть современной аристократии происходит от вассалов древних правителей. Население европейских государств значительно выросло за несколько веков на данной территории; совершенна очевид­но, что аристократии не росли в такой же пропорции.

807. Некоторые аристократии приходят в упадок не только в коли­чественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабе­вает энергия и изменяются пропорции остатков, благодаря которым они завоевывали власть и удерживали ее. [...] Правящий класс восста­навливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и пропор­ции остатков, необходимые для удержания власти. Он восстанавлива­ется также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировав­ших членов.

808. Если один из этих процессов прекратится или, что еще хуже, прекратятся оба, правящий класс придет к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низ­ших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длитель­ного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.

809. В результате циркуляции элит правящая элита находится в со­стоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени проис­ходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.

810. Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой-либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают остатками, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число эле­ментов высшего качества, обладающих остатками, необходимыми для выполнения функций управления, и склонных к использованию силы.

811. Как правило, в революциях индивиды из низших страт возглав­ляются отдельными представителями высших страт, поскольку эти пос­ледние наделены интеллектуальными качествами, полезными для руко­водства борьбой, и в то же время лишены остатков, которые как раз и несут с собой индивиды из низших страт.

Насильственные изменения происходят внезапно, и, следова­тельно, результат не следует немедленно за причиной. В том случае, если правящий класс или нация в течение длительного времени удер­живали власть силой и разбогатели, они могут еще некоторое время просуществовать без помощи силы, купив мир у противников и оплатив его золотом или же принеся в жертву завоеванные до того честь и ува­жение, что, впрочем, также составляет определенный капитал. На пер­вых порах власть удерживается с помощью уступок, и возникает лож­ное представление, что это может продолжаться бесконечно. Так, Рим­ская империя периода упадка достигла мира с варварами при помощи денег и почестей; подобным же образом Людовик XVI Французский, растратив в кратчайший срок унаследованные от предков любовь, ува­жение почтение по отношению к монархии, смог стать, идя на все боль­шие уступки, королем революции; подобным образом английская арис­тократия продлила свою власть во второй половине XIX в., вплоть до первых проявлений своего упадка, обозначенных, в частности, парла­ментским биллем начала XX в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...