Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптура архаики




В период архаики при создании антропоморфных фигур (человек, герой, божество) продолжает соблюдаться закон фронтальности, строгого соблюдения вертикальности позы и принцип симметрии.

Круглая скульптура высекается из различных пород камня, вырезается из дерева, делается из обожженной глины, отливается из бронзы. Очень часто скульптура раскрашивается в декоративно трактованные и условные цвета. Статуи и рельефы раскрашивали не сами скульпторы, а специальные мастера, изучавшие дело раскраски декоративной и живописной статуй. Задачи полихромии решаются не только с помощью краски, но и использованием различных материалов – слоновой кости, золота, цветных камней. Нередко к статуям из камня добавляли бронзовые атрибуты – лук, стрелы, копья, ленты, перевязи и т. д.

Весь спектр мышц скульптурной модели человека, героя, бога предельно натянут, на лице – так называемая архаическая улыбка, представляющая собой один из элементов заразительности и демонстрирующая эталонную легкость проживания.

Статуи юношей – куросов – это представление архаического эталона мужского тела. Им не свойственны индивидуальные черты. Статуи мужской фигуры представали полностью обнаженными, с напряжением всего спектра мышц, с улыбкой на лице, с плотно прижатыми к бедрам руками, с выставленной вперед левой ногой, с полностью выпрямленным корпусом тела. Нагота изображенного мужского тела понималась как признак атлетичности и героизма, как состояние приподнятости над обыденностью, как своеобразная парадная одежда. Главной темой здесь является действенная активность, демонстрированная широкими плечами, тонкой талией, сильными мускулистыми ногами, напоминающими опоры. Статуи куросов нередко создавали по заказу города, для выражения идеи красоты, мужественности и энергии молодого поколения эллинов. Если ставилась статуя победителю в соревнованиях, то считалось, что победитель вступил на путь движения к совершенству.

Коры – статуи, изображавшие в эпоху архаики женские фигуры, демонстрировали практически полностью драпированную фигуру. Коры раскрашивались весьма яркими красками.

Куросы и коры есть эталоны, образцы-примеры эллинов об идеальных юноше и девушке. Создавались скульптурные образы, на которые молодые греки должны были ориентироваться и на звучание которых должны были настраиваться. Изображение куросов и кор носило преимущественно воспитательный характер: «Будь таким, как победитель, воин, защитник».

Первые куросы были колоссальных размеров (до 5 м в высоту). 530–520 гг. до н. э. совершается перелом – размеры статуй куросов сокращаются до роста эталонного грека-воина (180–190 см).

· «Клеобис и Битон» – скульптурная группа Полимеда Аргосского (работал в Аргосе на Пелопоннесе в первой половине VI в. до н. э. ). Для статуй характерна резко и довольно грубо подчеркнутая структура человеческого тела. Фигуры поставлены фронтально, руки прижаты к бедрам, взгляд широко раскрытых глаз устремлен вперед, уголки губ приподняты, вызывая ощущение улыбки на лице, левая нога выдвинута, мышцы тела подчеркнуты как пластически, так и графически.

· «Аполлон из Теней» (сер. VI в. до н. э. ) – при наличии четырехфасадности и фронтальности в статуе нет угловатости форм. Очертания статуи мягкие. Тонкая талия, узкие бедра, вытянутые конечности придают фигуре легкий, элегантный и манерный характер.

· «Мосхофор» (сер. VI в. до н. э.; гиметский мрамор) – статуя, изображающая человека, несущего на плечах жертвенного тельца, два элемента статуи слиты в единое целое, представлены как монументально статическая фигура с пассивной ношей. Статую отличают широко моделированные гладкие поверхности, отсутствие мелких деталей, некоторая тяжеловесность. Характерна для статуи Мосхофора резко подчеркнутая фасадность, сильный акцент на передней стороне изображения, расчет на одну точку зрения. Статуя Мосхофора дает пример изображения фигуры в действии, что стало свойственно периоду поздней архаики.

· «Гера» (мрамор, сер. VI в. до н. э. ). Мрамор, из которого она сделана, не совсем белый, очень зернистый. Гранатовое яблоко в ее руке неопровержимо доказывает, что перед нами Гера. Найдена статуя в святилище Геры на о. Самос, поставлена была в качестве обетного дара Херамием. Решена статуя как колонна из разного рода ткани, покрывающей плоть, в верхней части тяжелая, ниже – тонко гофрированная ткань, покрывающая ноги. Четко видно превращение панциря в подобие эха тела, ткань как бы льется по поверхности, выделяя грудь, руки, ноги. Однако вид колонны сохраняется – складки одежды читаются как каннелюры.

· «Ника» (VI в. до н. э.; скульптор Архерм, мрамор). Изображение происходит с о. Делос. Богиня изображена летящей. Крылья статуи не сохранились. Статуя Ники находилась на колонне, четко читалась на фоне неба. Прослеживается интерес к смелому движению, полету, изображенному посредством коленопреклоненного бега. Поэтому положение верхней части тела не соответствует нижней части, жестко врезанный пояс делит фигуру на две части. Нижняя часть в профиль, верхняя часть фас, одна нога поставлена на колено, другая выдвинута вперед.

· «Задумчивая» кора» (VI в. до н. э.; мрамор) найдена на Афинском Акрополе. Сохранились фрагменты раскраски в складках одежды. Одежда построена так, что плоть скрывается под пышными складками. Кора представлена в праздничном одеянии, лик ее сосредоточен. По всей вероятности, кора изображена в момент приношения жертвы, когда требовалась особенная сосредоточенность при общении человека с богами. Взор коры устремлен прямо перед собой, улыбка отчужденная

Рельефами в эпоху архаики украшали храмы, сокровищницы, надмогильные и посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события или принесенные в дар божеству. Рельефная композиция чаще всего строилась по принципу симметрии. На фронтонах лица персонажей чаще всего обращены вперед, тогда как само движение развернуто вдоль плоскости тимпана. В рельефах ракурсы старательно избегались, фигуры распластывались.

· Скульптура фронтона храма Артемиды на о. Корфу (конец VII – первая половина VI в. до н. э.; известняк). В центре – побеждающий медузу Персей. Справа – битва олимпийцев с гигантами, слева – эпизод из Троянской войны. Разносюжетные сцены объединяет идея борьбы, охватившей все сферы мира. Медуза показана в " коленопреклоненномбеге". Причем, верхняя часть ее тела показана анфас, тогда как ноги Медузы изображены в профиль. Пантеры, по сторонам сцены были покрыты яркими кружками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...