Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарские занятия по курсу « социальная статистика»




Цель семинарских занятий по курсу «Социальная статистика» - более глубокое усвоение теоретических аспектов статистического метода и овладение технологиями, позволяющими собирать и анализировать статистическую информацию о экономической, социальной и политической ситуации в стране. При этом ставятся следующие дидактические задачи:

· обозначить круг ключевых проблем, отражающих специфику сбора, обработки и анализа адекватной статистической информации;

· помочь студентам освоить основные понятия, категории статистики как науки и отрасли практической деятельности;

· научить студентов использовать полученные знания при анализе различных процессов и закономерностей в современном обществе;

· научить студентов методике статистического анализа и расчету основных групп показателей общей теории статистики и ряда отраслевых статистик.

Соответственно этим задачам строится методика проведения семинарских занятий. Их тематика, не дублируя лекции, углубляет и дополняет лекционный курс. Это позволяет на конкретном материале выявить специфику статистического анализа и описания ситуации в стране и регионе.

В ходе семинарских занятий реализуется синтез репродуктивной и проблемной технологии обучения. Репродуктивное обучение включает фронтальные блиц-опросы (по контрольным вопросам и вопросам для самопроверки), тесты и индивидуальные опросы по вопросам к семинарам. Проблемная технология обучения реализуется через диалоговую форму семинарских занятий, специальные задания по выявлению проблемных вопросов, дискуссионное обсуждение этих вопросов, взаимное оппонирование в ходе дискуссий. Большое внимание при изучении курса в ходе семинарских занятий отдается освоению практических навыков решения задач и расчета показателей статистики. Для этого проводятся семинары-практикумы, в основном посвященные решению задач.

Тематический план прикладной части курса разработан с учетом вариативного проведения цикла семинарских занятий, адаптированного к особенностям содержания различных форм обучения и специфике конкретной студенческой аудитории.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЧАСТЬ 1. (1 СЕМЕСТР)

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА КАК ОТРАСЛЕВАЯ СТАТИСТИКА, ЕЕ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2 ЧАСА).

1. История становления статистики как науки. Особенности формирования социальной статистики как особого направления основной науки

2. Объект, предмет, методы и основные разделы социальной статистики.

3. Современное состояние, проблемы, задачи и направления развития отечественной статистики

4. Органы государственной статистики Российской Федерации.

5. Основные источники статистической информации и требования к ней.

6. Организация получения статистической информации в России.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И САМОКОНТРОЛЯ.

1. От какого латинского слова происходит термин «статистика»? Что он означает?

2. К какому времени относится становление статистики как науки?

3. Каковы основные черты предмета статистики? Дайте его определение.

4. Назовите отличия предмета статистики и социальной статистики.

5. Назовите основные стадии статистического исследования.

6. В чем состоит сущность статистической методологии (статистического подхода) к описанию явлений и процессов, происходящих в обществе.

7. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

8. Назовите основные разделы (отрасли) статистики как науки.

9. Назовите основные разделы социальной статистики.

10. В чем заключается сущность реформирования статистики в РФ. Назовите основные направления развития современной отечественной статистики.

11. Что понимают под статистической информацией?

12. Для чего и кому нужна статистическая информация в современных условиях?

13. Перечислите принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

14. Опишите структуру органов государственной статистики в РФ.

15. Назовите основные специально организованные статистические наблюдения, которые проводят статистические органы России в настоящее время.

16. Назовите важнейшие информационные издания органов государственной статистики.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Задание 1.

Назовите имена ученых, внесших большой вклад в рождение, становление и развитие статистики. Выделите временные периоды, когда работали эти ученые, и назовите основные труды.

 

Задание 2. Используя текст Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации», опишите принципы организации государственного статистического учета, органы статистики разного уровня, задачи, которые они должны решать.

 

Аудиторный тестовый контроль по содержанию темы.

Примеры вопросов теста.

1. К какому периоду можно отнести становление государственной статистики в России?

А) к 1Х –Х11 векам (времена Киевской Руси)

Б) конец ХУ11 – начало ХУШ века

В) конец ХУШ – начало Х1Х века

 

2. Что является объектом изучения статистики?

А) социальная жизнь общества

Б) доходы и потребление населения

В) общество во всем многообразии его форм и проявлений

 

3. Какое требование положено в основу организации работы Росстата (Федеральной службы государственной статистики)?

А) соответствие административно-территориальному делению страны

Б) соответствие отраслевой структуре экономики России

В) соответствие делению территории страны по федеральным округам

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебники по общей теории статистики и социальной статистике (см. список основной литературы).

2. Бессонов В.А. Взгляд на российскую статистику со стороны пользователя // Вопросы статистики. – 2009. - № 5. - С.

3. Кевеш А.Л. Российская государственная статистика в условиях развитого современного общества // Вопросы статистики. – 2012. - № 3. – С. 4 - 8

4. Костаков В.Г. Шаги прогресса современной статистики России // Вопросы статистики. – 2009. - № 4. – С. 3 – 7

5. Кузнецова Е.В., Масляненко А.П., Пашинцева Н.И. Использование современных коммуникационных каналов для повышения статистической грамотности общества // Вопросы статистики. – 2012. - № 7. – С. 6 - 9

6. Лайкам К.Э. Основные итоги и направления развития государственной статистики // Вопросы статистики. – 2009. - № 3. – С. 3 – 13

6. Лайкам К.Э., Голованов Ю.К. Внедрение современных информационных технологий распространения статистических данных // Вопросы статистики. – 2009. - № 11. – С. 47 – 7. Олейник О.С., Тарасова А.А. Об опыте работы по обеспечению качества статистической информации // Вопросы статистики. – 2009. - № 11. – С. 67 – 72

8. Пашинцева Н.И., Шашнов С.А. Об оценке удовлетворенности пользователей статистической информацией и деятельностью органов государственной статистики // Вопросы статистики. – 2009. - № 7. – С. 78

9. Пашинцева Н.И. Практические рекомендации по применению основополагающих принципов официальной статистики // Вопросы статистики. – 2010. - № 11. – С. 3 - 11

10.Соколов Я.В., Еременко Т.В. Первая научная парадигма статистики // Вопросы статистики. – 2011. - № 1. – С.71 - 74

11. Закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации»

12..Шустова Е.А., Савочкина Е.А., Пашинцева Н.И. Основные принципы распространения Росстатом оперативных данных // Вопросы статистики. – 2010. - № 12. – С.5 – 12

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...