Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?




1) Домашнее чтение вслух делает семью более дружной и крепкой.

2) Выбрать время для совместного чтения книг в кругу семьи очень трудно.

3) Чтение - занятие более скучное, чем просмотр телепередач.

4) Читать вслух следует только ещё не читанные вами книги.

 

Текст №9

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2) Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруготкрывается. (3) Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4) Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы зашторено...

(5) Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6) Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9) В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10) Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11) Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...

(12) Хороший читатель - соавтор писателя. (13) Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14) А ведь ради этого и работает писатель. (15) Чтобы научить видеть.

(16) Я написал сейчас «духовная жизнь». (17) А доступна ли она любому человеку?..

(18) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь - это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20) Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, по­нимаем его по-новому.

(Е. Богат)

1. Какая проблема осталась за рамками текста?

1) Взаимоотношение читателя и писателя.

2) Смысл общения человека с искусством.

3) Доступность духовной жизни каждому человеку.

4) Соотношение между старыми и новыми формами творчества.

Текст №10

(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3) Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой - апокалипсис, гибель человека и самой природы.

(4) Тем более необходимо в наше время - время высочайшего развития науки и техники - разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют - культуру или антикультуру?

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова - отличается. (П) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

(По С. Залыгину)

1. В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и

ПСЕВДОКУЛЬТУРА (проверьте себя по толковому словарю С.И. Ожегова)?

1) Эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.

2) АНТИКУЛЬТУРА - возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА - новая, негативная, враждебная человеку культура.

3) ПСЕВДОКУЛЬТУРА - то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА - коммерческая подделка под культуру.

4) Эти слова используются как синонимы слова апокалипсис.

 

Текст №11

(1) Что такое культура, зачем она нужна? (2) Что такое культура как система ценностей? (3) Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4) Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знамени­тые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (б) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

(7) Я убежден, что русская литература, русская - культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8) А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!

(9) Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10) Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12) Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13) Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там «народ»! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации; «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.

2. Выберите любое из высказываний, соответствующих точке зрения автора. Представьте, что вам нужно выступить на диспуте в защиту русской литературы как школьного предмета. Какие аргументы вы приведете? А если бы вы выступали за отмену изучения русской классической литературы в школе, что бы вы сказали своим оппонентам и В. Непомнящему в их числе?

3. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей - основу национального самосознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...