Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биографическая справка




 

Евгений Всеволодович Головин родился в 1938 году в Москве. Сведений о нем не так уж и много. Нам неизвестно, получил ли он систематическое высшее образование, но фактические его знания в некоторых областях философии и литературы достигают академического уровня. С юности прекрасно владеет как минимум французским и английским языками, переводил поэзию Рембо и сам неплохой поэт. Интерес к мистике, магии и герметизму также проявился у него очень рано. Головин оказался для Южинского тем самым «мотором», который запускает большую и сложную машину. Яркая харизматическая личность, прирожденный маг и самый шизоидный из пестрой компании московских мистиков, он во многом затмил самого Мамлеева, а после его эмиграции по сути стал лидером Южинской группы. В 60-70-е годы Головин активно занимался оперативной магией, демонологией и духовной алхимией, одновременно исследуя метафизическую проблематику традиционализма. Именно через него идеи Генона вошли в интеллектуальный арсенал кружка. Позднее, на базе интереса к нацистской мистике, Головин создает так называемый «Черный Орден СС», просуществовавший до середины 80-х годов. В 1989 году вместе с Гейдаром Джемалем и Александром Дугиным он несколько месяцев входит в координационный совет знаменитого общества «Память», чем, в общем-то, и исчерпывается его политическая деятельность. Основная сфера литературных пристрастий Головина – так называемый «черный романтизм»: Эдгар По, Говард Филлипс Лавкрафт, Густав Майринк, Жан Рэй и др. В 1991-92 годах Головин создает издательство «Terra incognita», которое успело выпустить несколько книг этого жанра, публикует предисловия к сочинениям Лавкрафта и Майринка. Вынужденный свернуть дела из-за отсутствия денег, Головин сотрудничает с различными издательствами, в том числе с питерским «Северо-Западом», а также с дугинской «Арктогеей», снимается в скандальной серии телепередач «Тайны века». В середине 90-х он основывает журнал «Splendor Solis», полностью посвященный алхимической проблематике. Все публикации Головина выходили только в сборниках, периодических изданиях и как предисловия к книгам других авторов. В настоящее время активно публикуется в сети Интернет, преподает в «Новом университете».

 

Действительно, Генон занимал определенное и довольно заметное место среди основных авторов, на которых опирались поиски «южинцев». Вообще, основные идеи традиционализма: теория деградации мира и связанный с ней исторический пессимизм, учение о единой Примордиальной Традиции, утонченный эзотеризм и метафизичность находили живой отклик в среде московского подполья. Как пишет в упомянутом эссе Аркадий Ровнер: «Традиционализм был понят и прочтен как элитарный тоталитаризм, «эзотеризм в эзотеризме», представительство вертикального Луча, связывающего Абсолют с горизонтальными планами».

Основой традиционалистского мировоззрения является, как известно, метафизика – учение о вечных неизменяемых принципах, лежащих в основе мира и трансцендентных по отношению к нему. Наиболее репрезентативной работой, отражающей метафизику Южинского, является мамлеевская «Судьба бытия», написанная во Франции в 1989 году «по следам» его творчества советского периода. В ней Мамлеев впервые в печатном виде излагает свою знаменитую «религию «Я», а также некоторые положения особой теории, бытовавшей в Южинском, намеки на которую содержались в его романах «Шатуны», «Московский гамбит» и некоторых рассказах.

Первый и основной постулат, на котором Мамлеев строит свою работу, заключается в провозглашении принципиальной уникальности духовного пути России, не являющейся ни Востоком, ни Западом, но чем-то третьим, обладающим своей собственной метафизической сущностью. Отмечая черты сходства России с Индией, Мамлеев утверждает, что отечественная культура выработала самостоятельные глубинные подходы к метафизике и проблеме «Я». «Русской традиции присущ поиск «Я», бездны и тайн человеческой души», – пишет он, при этом особо подчеркивая, что именно русская литература добилась здесь наибольшего прорыва, сделав то, чего не удалось достичь философии, с ее формализованным языком. В этой связи он упоминает имена Гончарова с его романом «Обломов», а также Льва Толстого и Андрея Платонова.

Рассмотрим вкратце так называемую мамлеевскую «религию «Я». В центре это религии стоит поклонение собственному «Я» верующего. Это «Я» по определению бессмертно и вечно. Оно есть единственная реальность, то, что делает сознание – самосознанием, ощущение – самоощущением и т. д. Человеческое «эго» есть лишь один из его аспектов, высшим же аспектом является «Я-трансцендентное». Непосредственный религиозный объект в религии «Я» – это «Я-данное», доступное опыту первичной внутренней реальности, цель – бессмертие этого «Я» и его трансформация в высшие формы. В отношении к миру постулируется так называемый «самобытийный солипсизм», т. е. иллюзорность и категориальная сниженность его по отношению к «Я» верующего. При этом сатаническая гордыня и эгоизм считаются предательством, т. к. они абсолютизируют «эго» и его частные проявления, закрывая таким образом дорогу к высшим аспектам «Я».

Все это похоже на индуистскую теорию адвайта-веданты, рассматривающую пару «Атман-Брахман» как внутреннее тождество. Мамлеев и не скрывает своей симпатии к адвайте, одной из глубочайших и традиционных интерпретаций восточной метафизики, более того, она фактически лежит в основе его построений. Однако, его «религия «Я» исходит не из принципа «не-двойственности», но из внутреннего опыта собственной «яйности», абсолютной реальности всего «Я» в целом, что является принципиально новым моментом. Строго говоря, религия «Я» вовсе не религия, и даже не особая метафизическая теория. Мамлеев называет ее специальным термином «утризм «Я» и считает третьим путем, стоящим вне религии и метафизики.

Важнейшая проблема онтологического статуса человека решается Мамлеевым в рамках традиционалистского подхода.

Для начала изложим упрощенную классическую схему иерархии метафизических принципов в терминах индуизма.

 

 

 


В основе всего лежит апофатический Первопринцип – Негативный Абсолют (Ниргуна-Брахман), который не поддается никакому позитивному определению, т. к. находится по ту сторону всего проявленного и непроявленного. Согласно Упанишадам, он есть НЕ ТО и НЕ ТО. Допустимо говорить о нем как о Боге в Самом Себе (другие его названия – Святая тьма Абсолюта, Тьма Превыше Света и т. д. ). Затем идет Позитивный Абсолют (Сагуна-Брахман), объемлющий принципы Бытия и Небытия, как бы видимое Лицо Бога. Ниже – метафизический мужской первопринцип Пуруша (чистое Бытие, содержащее потенции проявления) и женский первопринцип Пракрити (т. н. «Универсальная Природа»), «отрицающая» чистое Бытие, союз которых рождает собственно три мира проявления (Трибхувану). Трибхувана в свою очередь подразделяется как мир «трех гун» на иерархические ступени: Небо (Свар, Первоинтеллект, Мировой Разум), Атмосферу (Бхувас, мир тонких форм или душ) и Землю (Бхур) – наш феноменальный мир, доступный банальному человеческому восприятию. Ниже лежит только «Тьма кромешная», своего рода «дно» проявления, символизирующая предельную «кристаллизацию» и максимальное удаление от Первопринципа.

Нетрудно заметить, что эта схема представляет собой схему манифестации, «истечения» Бога в Проявление. Мир с этой точки зрения представляет собой реализацию некоторых возможностей Абсолюта, т. е. по отношению к миру Абсолют является не только трансцендентным, но и имманентным принципом.

Далее, в соответствии с теорией о множественности состояний бытия, Космос можно приблизительно представить в виде как бы бесконечного ряда квантовых уровней, каждый из которых характеризуется определенным «качеством» бытия. При этом уровни вовсе не обязательно находятся в пределах нашего Космоса, количество миров также бесконечно. В этих рамках путь души, вернее – центра самотождества, представляется как особый род перевоплощения (транс-миграция) в разных мирах восходящего или нисходящего ряда. Некоторые уровни являются своего рода «центральными» (например, земной человек), от них возможен только спуск или подъем, в то время как другие допускают «горизонтальное» перемещение. «Целью» любого существа является обретение максимального «качества» бытия.

Главным моментом традиционной метафизики является положение о достижимости Абсолюта (или возможности Богореализации). Так как внутренняя духовная сущность человека (Атман) не просто подобна Абсолюту (Брахману), но сама есть Абсолют, выходит, что он нам изначально дан и может быть реализован, например, методом последовательного отказа от отождествления себя со всем, что не есть Абсолют (практика «вихары»). Трансцендентность Бога с этой точки зрения есть лишь результат неведения человека, иллюзии, метафизического обмана (Майи).

Показателен случай индийского святого XX века Шри Раманы Махарши. В юности он жил обычной жизнью, но однажды, оставшись дома один, вдруг почувствовал пронизывающий страх смерти. Тогда он лег и подумал, что умирает. Закрыв глаза, он стал рассуждать примерно так: «Вот я. Я умираю. Что это значит? Умирает мое тело. Но ведь оно – не я, потому что оно мое, принадлежит мне. Тогда может быть, я – это мои мысли? Нет, ведь они тоже мои, я существую отдельно от них. Я – мои ощущения? Опять нет. Тогда кто же я? » Простейшая цепочка вопросов привела его в конце концов к глубинному осознанию недвойственности и к отождествлению своей сущности с Абсолютом. Другой знаменитый пример – восклицание величайшего суфия X века аль-Халладжа «Ан-аль-Хакк! » («Аз есмь Истина! »).

Исходя из всего вышеизложенного, в своей работе Мамлеев задает вопрос: так ли Абсолют трансцендентен, если он нам в принципе дан? Отсюда следует парадоксальный вывод: возможно, «существует» нечто Абсолютно Трансцендентное, находящееся по ту сторону Абсолюта, то, чего в принципе нет. Мамлеев называет это «Транс-Бездной», Истинной Тьмой, объемлющей Абсолют. Движение к ней означает Вечную Печаль, Вечную Лишенность, Вечный Горизонт, и, вообще говоря, невыразимо ни в каких позитивных терминах. Разум, логика, интуиция и прочие инструменты познания здесь не действуют. Это и есть та самая Последняя Доктрина, которая была тайным учением Южинского переулка.

«Судьба бытия» дает ключ ко всему творчеству Мамлеева, проясняя многие его темные места. В частности, становится понятной подоплека «Шатунов», где сквозь «шоковый сюрреализм» и своеобразный «трансцендентный нарциссизм» (в одном из интервью Мамлеев говорит об этом как о «гурджиевском шоке») проглядывают контуры Последней Доктрины.

Схожие идеи выражает в своей работе «Ориентация – Север» Гейдар Джемаль. Оставляя в стороне проблему Богореализации, Джемаль говорит о необходимости восстания против реальности, которое должно утвердить понятие о Принципиально Ином. Для Джемаля реальность представляет собой чудовищную иллюзию, космический сон, управляемый тотальным метафизическим Произволом. Он категорически отказывается от поисков смысла бытия и, по сути, объявляет о безумии Абсолюта. Выход из этой ситуации – в движении на Север, т. е. по направлению к Трансцендентному космическому Полюсу, лежащего по ту сторону бытия и небытия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...