Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биографическая справка. Ровнер – один из авторов и редакторов серии энциклопедий «Ad Marginem» издательства «Миф»




Биографическая справка

 

Аркадий Борисович Ровнер родился в 1940 году в Одессе. В 1965 году закончил философский факультет МГУ, некоторое время преподавал философию в Педагогическом институте им. В. И. Ленина. Но основная его жизнь проходила в московском религиозно-философском андеграунде. Ровнер представляет собой несколько более традиционный вариант мистика, чем другие люди Южинского. Он много интересовался Гурджиевым, гностическими учениями, суфизмом, ранним христианством, прошел через увлечение идеями хиппи и психоделией. Романы Ровнера «Калалацы», «Ход королем», рассказы содержат зарисовки быта московского мистического подполья, вплоть до рецептов некоторых наркотических препаратов. В 1973 году он эмигрировал в США, где, по его словам, рассчитывал получить недостающие ему оккультные знания. Находясь на Западе, Ровнер много встречался с представителями гурджиевских фондов и даже с сыном Гурджиева Мишелем де Зальцманом, писателем «парижской метафизической ноты» Василием Яновским, редактором русского эмигрантского журнала «Оккультизм и Йога» Асеевым, известным православным философом Георгием Флоровским и целым рядом других «знаковых» фигур эмиграции. В 1974 году в Нью-Йорке Ровнер совместно с американскими нонконформистами начал издавать журнал «Гнозис», публиковавший многие интересные работы как русского, так и американского андеграунда. Закончил докторантуру религиозного отделения Колумбийского университета, преподавал философию и историю религий в университетах США и Европы. В 1994 году окончательно вернулся в Россию, где сразу занялся активной преподавательской и учительской работой, привлекая молодые силы к исследованию метафизических и оккультных проблем.

Направление своей деятельности Ровнер характеризует как «поиск нового языка традиции», т. к. «прежний ее язык устарел». По некоторым сведениям, возглавляет эзотерическую группу «Артур», в поисках учеников ездил с лекциями по России. Плодом сотрудничества Ровнера с питерским издательством «Медуза» стал выход на русском языке сборника «Антология Гнозиса», составленного из лучших публикаций нью-йоркского журнала, а также концептуальной книги эссе «Третья культура», в которой Ровнер предрекает рождение культуры нового века, так называемой культуры посвященных, фактической основой которой должен стать андеграунд.

Ровнер – один из авторов и редакторов серии энциклопедий «Ad Marginem» издательства «Миф». В настоящее время является доцентом кафедры религиоведения РГГУ, преподает на факультете журналистики МГУ и в «Международном университете». Ведет научную работу по изданию серии трудов раннехристианских писателей.

 

В начале 70-х Мамлеев, похоже, начинает чувствовать некую исчерпанность своих возможностей как писателя и философа в узком круге московского подполья. Вскоре после эмиграции Ровнера уезжает и он.

Опыт жизни на Западе оказался для русских метафизиков во многом тяжелым. Но и в этой духовной пустыне находились неожиданные оазисы. Для Мамлеева это была группа Тони Дамиани, одного из учеников Шри Раманы Махарши. Самого Махарши он не застал – тот умер в 1950 году.

Отъезд Мамлеева знаменовал постепенное угасание Южинского как круга общения. Все как-то сузилось, стало зачастую напоминать один беспросветный запой. Дудинский пишет о тех временах, что Джемаль оставался единственным человеком, с которым можно было говорить. Головин был совершенно не контактен, иногда казалось, что он спивается. Царица андеграунда Лариса Пятницкая, оставшись хранительницей мамлеевского архива, постепенно отошла в сторону, многочисленные слушатели разошлись по другим салонам. И здесь в шизоидном подполье неожиданно появляется новый персонаж.

Александр Дугин пришел в круг южинских мистиков уже в конце его истории. На дворе были совсем другие времена, наступали последние годы советской системы. Внешне все оставалось как будто по-прежнему, казалось, что привычная жизнь продлится до бесконечности. Но подспудно уже копились зерна кризиса.

 

Биографическая справка

 

Александр Гельевич Дугин родился в 1962 году в Москве в потомственной офицерской семье. По некоторым, неподтвержденным данным, его отец был довольно высокопоставленным функционером КГБ, причем, будучи не в состоянии как-то повлиять на увлечения сына, вынужден был однажды провести официальный обыск в собственной квартире, чтобы изъять из комнаты сына книги Бердяева и Нилуса. В 1979 г. поступил в Московский авиационный институт (МАИ), но был отчислен со второго курса за политическую деятельность и, по его словам, более нигде не учился и не работал. В 80-е годы Дугин занимается самообразованием, активно контактирует с националистическим интеллектуальным подпольем (с группой Южинского его познакомил Гейдар Джемаль). В начале перестройки вместе с Джемалем и Головиным стал членом координационного совета общества «Память», но вскоре вышел из этой организации. В 1989-90 гг. выезжал в Европу, где установил контакты с представителями крупнейших традиционалистских центров, принимал участие в работе ассоциации «Politica hermetica», читал лекции в Сорбонне. Во Франции познакомился с Жаном Тириаром, одним из самых скандальных политических деятелей просоветского толка, а также с лидером европейских «новых правых» Аленом де Бенуа. В 1991 году в Москве основывает издательство и историко-культурную ассоциацию «Арктогея», основной целью которой провозглашается пропаганда традиционалистских идей в России, выпускает первый номер альманаха «Милый ангел» и концептуальную работу Генона «Кризис современного мира». Принимает самое активное участие в деятельности целого ряда ультрарадикальных политических групп, митингах и мероприятиях оппозиции. С 1991 года – член редколлегии газеты «День» (ныне – «Завтра») и один из главных ее идеологов. В 1992 году основывает культурологический и геополитический журнал «Элементы» – один из лучших аналитических журналов России. В середине 90-х принимает участие в несостоявшемся «Национал-большевистском фронте», затем становится членом НБП Эдуарда Лимонова, фактически вторым лицом в партии и главным теоретиком газеты «Лимонка». Исключительно талантливый публицист, Дугин издает целую серию книг, посвященных идеологии «новых правых»: «Консервативная революция», «Тамплиеры пролетариата», «Конспирология», «Цели и задачи нашей революции». Принимает участие в съемках серии телепередач «Тайны века», запрещенных к показу на телевидении по обвинению в пропаганде фашизма. Сфера интересов Дугина – традиционализм и его интерпретации с точки зрения православия, метафизика, мистика Европейского Средневековья и Нового Времени, суфизм, исмаилизм, православный исихазм, каббала и хасидские учения, оперативный оккультизм, алхимия, магия, нацистская мистика, геополитика. Он знает двенадцать иностранных языков, много ездит по миру. В конце 90-х принимал участие в антиамериканской конференции в Триполи, встречался с Муамаром Каддафи. В 1998 году из-за разногласий с Лимоновым Дугин покидает НБП. В 1999 и 2000 годах в издательстве «Арктогея» выходят книги Дугина «Абсолютная Родина» и «Основы геополитики. Геополитическое будущее России» (2-е изд. ), где он прокламирует свою приверженность идеям евразийства и старообрядчества. Тогда же он становится советником председателя Госдумы Г. Селезнева и руководителем Центра геополитических экспертиз. В апреле 2001 года Дугин проводит учредительный съезд общественного движения «Евразия», заявляя о своей поддержке действий В. Путина на посту Президента.

Фактически Дугин является отцом русской консервативной революции и самым ярким противником либерализма в России. Однако его деятельность носит во многом противоречивый, зачастую даже конъюнктурный характер, а эмоциональность его книг и публичных выступлений способна скорее оттолкнуть, нежели привлечь к нему серьезных сторонников. Поэтому его политическая судьба находится сейчас под вопросом.

 

Таковы основные персоналии Южинского переулка. За рамками нашего обзора остаются люди не менее интересные, например, один из лучших художников XX века Анатолий Зверев или поэт Валентин Провоторов, часто называемый в числе наиболее глубоких русских метафизиков. Их творчество может стать предметом отдельного исследования, однако мы сознательно ограничиваем себя рамками современности, влияние на которую пятерых представленных деятелей Южинского неоспоримо.

В нашем обзоре мы уже затрагивали тему России, уникальности ее духовного пути. Как известно, возможны два основных подхода к будущему нашей цивилизации: либеральный, утверждающий необходимость слияния с так называемым «мировым сообществом», и консервативный, отстаивающий особость миссии России в мире, возложенную на нее Божественным промыслом. Южинские мистики целиком и полностью принадлежат к консервативному полюсу. На их примере мы имеем уникальный опыт осознания тайны России как тайны собственного бытия, как некоей сверхзадачи метафизического поиска. Ибо бытие русской души теснейшим образом связано с бытием самой России. И в то же время, как пишет Мамлеев «…никакая религиозная вера, никакая философия, миропонимание не могут до конца удовлетворить Россию, в русской душе всегда остается некая тайная «неустроенность», и, следовательно, незаполненный метафизический простор». Это и есть главный залог нашего будущего.

Южинская школа долго оставалась как бы на периферии общественного сознания. Только теперь мы начинаем осознавать, что, несмотря на всю экзотичность ее философских построений, несмотря на ее философский и отчасти политический экстремизм, на отсутствие единства (многие ее участники давно в сложных отношениях между собой), она является неотъемлемой и яркой страницей русской евразийской культуры, несущей в себе часть нашего общего духа.

В заключение несколько слов о современном состоянии традиционалистских исследований в России.

Здесь можно выделить несколько групп. В первую очередь, разумеется, дугинское издательство «Арктогея» и круг людей, связанных с Южинским, несмотря на серьезные разногласия внутри него. «Арктогея» издавала работы Генона, Эволы и некоторых других мыслителей, но в основном – труды самого Дугина. Затем идет группа, формирующаяся вокруг московского альманаха «Волшебная гора». Фактическим вдохновителем здесь выступает поэт и переводчик Юрий Стефанов, привлекший к проекту весьма серьезные научные силы и олицетворяющий, так сказать, «академический традиционализм». Альманах выходит нерегулярно, с большими перерывами, однако на его страницах можно найти много интересного: публикации основных текстов восточного и западного эзотеризма, переводы традиционалистских классиков – Генона, Шуона, Буркхардта, Корбена, статьи современных исследователей (Артура Медведева, Виталия Аверьянова и многих других).

Следующее заслуживающее упоминания издание – альманах «Бронзовый век», обязанный своим существованием московскому поэту Олегу Фомину и известнейшему переводчику Владимиру Микушевичу. Альманах в основном публикует стихи и прозу современных московских авторов, выдержки из работ Мирчи Элиаде, Мигеля Серрано и ряда других традиционалистов, уровень его в целом невысок. К нему примыкает так называемый «Евразийский клуб» Аркадия Малера.

Далее надо назвать интересного философа Вадима Штепу, автора книги «Инверсия» и его последователей. Штепа считает себя учеником Дугина, однако взгляды его настолько неортодоксальны, что Дугин категорически отказывается его признавать. Основное содержание работ Штепы – парадоксальный синтез традиционализма с рок-культурой, символом которого для него выступает Виктор Цой. Появление подобных авторов отражает скорее «моду» на традиционализм, как на нечто экзотическое и «стильное», чем серьезный интерес к нему. Единственным исключением среди современной богемы был гениальный авангардный композитор и актер Сергей Курехин, личность которого заслуживает отдельного глубокого освещения.

Традиционалистские исследования в провинции представлены новосибирским журналом «Ориентация», о котором нам, к сожалению, почти ничего не известно. В последнее время появляются и другие группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...