Основное требование в работе с подростком – общение на равных! Говорите с подростком открыто, как с умным человеком, мнение которого вам важно.
Организационный период
Позиция ведущего
Основные виды деятельности
Методические советы
Заботливый друг, в меру строгий и требовательный
Показываю себя, лагерь, людей лагеря.
Знакомство и взаимопонимание.
Создание установки: «Что-то будет»
Внутри отряда:
1. Игры на знакомство, преодоление психологических барьеров (огонек-знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль).
2. Творческое отрядное дело: «Бренд отряда…» (название, песня и девиз).
Вне отряда:
Игры на освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествие;
2. Участие в сборе знакомства (представление отряда)
Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными;
Предусмотрите ролевое распределение обязанностей;
Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:
Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом),
Творческая группа, (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания, анализирует вместе со всеми)
Совет дела (избирается из представителей всех групп).
Вызовите интерес к себе и детей к друг другу
Основной период смены
Позиция ведущего
Основные виды деятельности
Методические советы
Консультант-инструктор, сотрудник: «Давайте
попробуем вместе»
Основной вид деятельности ведущего:
-Работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел.
- Приучаю детей брать ответственность на себя при принятии решений.
- Интенсивное общение в группах. Коллективные творческие дела, огоньки, квесты, проектная деятельность,
- Игры: спортивные, деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные. Мозговой штурм, Разведка дел и др. «Поляна идей», «Стена откровений»
Дела должны быть ориентированы на базовые потребности подростков (желание самоутверждаться, стремление к взрослости, самостоятельности).
(экватор смены – второй пик конфликтности, пик привыкания). Срочно организуйте встречу с детьми другого отряда, идите в поход, и т. п. )
Постоянно поддерживайте интерес к себе и детей к др. др. (дети легко входят в контакт с новыми людьми и так же быстро угасает интерес к ним).
Итоговый период смены
Позиция ведущего
Основные виды деятельности
Методические советы
Старший друг, заботливый, и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым.
Общение в небольших временных группах, парах.
Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность,
Игры: спортивные, деловые, ролевые.
Методика незаконченных предложений, конкурс мини-рассказов «Какой для меня была смена»,
Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности подростков Продолжайте поддерживать интерес детей друг к другу. Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами.
Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир. Проведите упражнения на познание себя
Новый возрастной этап – старший школьный возраст или раннюю юность (16-17 лет) – считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Ранний юношеский возраст – это возраст пылких устремлений, образ мира наполнен романтикой, желанием служения и героических поступков. Так было до тех пор, пока мы не переступили через порог цифровой цивилизации, существенно убыстряющей все процессы в общественном развитии.
С одной стороны – это благоприятный период для выбора жизненного пути. С другой, юноша оказывается в ситуации глобальной неопределенности будущего. Профессии, которые были востребованы тогда, когда он учился, сегодня стали не актуальны. Новое время требует от старшеклассников способности к самоорганизации в ситуации «здесь и теперь» и своего будущего, определения тех базовых ценностей, которые станут фундаментом в построении его дальнейшей жизни.
Как построить работу со старшими школьниками?
Организационный период
Позиция ведущего
Основные виды деятельности
Методические советы
Старший друг, заботливый, в меру строгий и требовательный
Показываю себя, лагерь, людей лагеря.
Знакомство и взаимопонимание.
Создание установки: «Мы можем сделать мир лучше»
Внутри отряда:
1. Тренинги общения, командообразования, преодоление психологических барьеров (огонек-знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль).
2. Творческое отрядное дело: «Бренд отряда…» (название, миссия и девиз).
Вне отряда:
1. Участие в сборе знакомства (представление отряда)
Дела должны быть общественно-направленными.
Предусмотрите ролевое распределение обязанностей;
Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:
Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом),
Творческая группа, (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания, анализирует вместе со всеми)
Совет дела (избирается из представителей всех групп).
Вызовите интерес к себе и к другим.
Основной период смены
Позиция ведущего
Основные виды деятельности
Методические советы
Консультант-инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»
Основной вид деятельности ведущего:
- рядом с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел.
-Делегирую полномочия в организации отрядных дел. Поддерживаю инициативу.
- Интенсивное общение в группах.
Участие в общих делах лагеря.
Коллективные творческие дела, огоньки, квесты, диспуты, круглые столы, брифинги, интеллектуальные бои КВН, проектная деятельность.
- Игры: спортивные, деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные.
Мозговой штурм, конкурс идей и т. д.
Дела должны быть ориентированы на базовые потребности данного возраста (жажда самовыражения, самопознания и саморазвития)
Организуйте встречу с детьми других отрядов, побуждайте заботиться о других)
Итоговый период смены
Позиция ведущего
Основные виды деятельности
Методические советы
Старший друг, заботливый, и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым.
Общение в небольших временных группах, парах.
Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность,
Игры: спортивные, деловые, ролевые
Поэтические вечера, вечера авторской песни, конкурс газет и рассказов.
Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности данного возраста (потребность в самовыражении и самопознании).
Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами. Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир, проведите упражнения на познание себя.