Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие детского коллектива. «Давайте жить дружно» или коротко о том, как решать конфликты. Разберем подробнее конфликты, которые могут возникать в условиях профильной смены.




Развитие детского коллектива

Формирование и сплочение коллектива можно сравнить с восхождением к

горной вершине, и каждому шагу соответствует свой этап развития коллектива

 (по А. Н. Лутошкину).

ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ – присмотритесь к песчаной россыпи: сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и с отрядом. Когда каждый ребенок, как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло бы», соединяло ребят. Это бывает, когда ребята мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие авторитетного ведущего приводит к «рассыпчатости» отряда. Отряд существует формально, не принося радости и удовлетворения.

МЯГКАЯ ГЛИНА – известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия, если он попал в руки хорошему мастеру. Но он также может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.

В отряде, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Сцепляющим звеном пока является формальная дисциплина и требования ведущего и воспитателя. Отношения могут быть разные: от доброжелательных до конфликтных. Образуются приятельские группировки, которые мало общаются между собой и нередко ссорятся. Ведущему трудно проявить себя как лидера, так как по сути его еще никто не поддерживает.

МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК – в штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность в правильно выбранном курсе. Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. Отряд формируется, в нем преобладает желание жить сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но иногда отряду бывает трудно найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, у некоторых членов отряда не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Однако в отряде есть на кого опереться, есть группа, которая не дает погаснуть огню. В таком отряде активность проявляется всплесками и не у всех.

АЛЫЙ ПАРУС – символ устремленности вперед, неуспокоенности и верности дружбе. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с взаимной требовательностью. Командный состав парусника – лидеры отряда. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов коллектива проявляется чувство гордости за свой отряд, все переживают горечь от поражений и неудач. Но не всегда хватает мужества признать и исправить свои ошибки.

ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за весь отряд. Это коллектив, который готов прийти на помощь любому отряду, где делают все, чтобы принести пользу людям.

 


 

«Давайте жить дружно» или коротко о том, как решать конфликты

 

Каким бы миролюбивым не был человек, всегда найдется причина, по которой он вступает в спор. Нередко, такие споры (особенно среди нашей целевой аудитории лидеров и активистов) перерастают в настоящий конфликт, в который могут быть вовлечены как дети, так и взрослые. И если взрослые еще могут прийти к согласию (не всегда, конечно), то детям для этого необходима помощь. Поэтому ведущий должен владеть навыками предупреждения и решения конфликтных ситуаций.

Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим.  

 

Конфликты в, а также степень их напряженности зависят от разных факторов, в том числе от возрастных и индивидуально-психологических особенностей участников конфликта, опыта взаимодействия с другими людьми, уровня воспитанности и др.

Разберем подробнее конфликты, которые могут возникать в условиях профильной смены.

Поскольку жизнь детей в лагере имеет ряд особенностей (нахождение вдали от семьи, плановость деятельности, новые требования и условия жизнедеятельности и т. п. ), то и конфликты в детском лагере будут отличаться от конфликтов в образовательном учреждении. Дети, попадая в новые условия существования, должны быстро привыкнуть к четкому распорядку дня, новому быту и новому окружению. Некоторым бывает сложно быстро адаптироваться к новым условиям, у них могут возникнуть отрицательные эмоции, появиться желание уехать, ни с кем не общаться или наоборот проявлять агрессивное конфликтное взаимодействие с окружающими.

На таких детей необходимо обратить особое внимание, постараться их успокоить, снизить уровень тревожности, помочь включиться в жизнь коллектива.

 

Помни! Вожатые играют важную роль в том, как общаются дети в отряде, готовы ли они оказывать помощь друг другу, часто ли между ними возникают конфликты. От того, насколько взрослые готовы к правильному руководству конфликтными ситуациями, во многом будет зависеть не только психологический климат в отряде, но развитие и воспитание детей в целом.

Для правильной оценки сути конфликта и определения путей выхода из него необходимо:

1. Выделить основную проблему, ответив на следующие вопросы: Как я понимаю проблему? Как мой партнер видит эту проблему? Что в моих действиях привело к возникновению конфликта? В чем партнер видит причину конфликта? В каких вопросах мы с ним расходимся, а в каких солидарны?

2. Определить причины возникновения конфликта. Уясните, какие действия партера для вас неприемлемы, что в ваших поступках не воспринимается собеседником.

3. Рассмотрите варианты возможного разрешения конфликта. Что можно сделать с вашей стороны и с позиции партнера для решения конфликта? Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход?

4. Выясните, каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта, что нужно сделать для достижения намеченной цели.

 

Для правильной оценки сути конфликта, его конструктивного разрешения можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны.
  • Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми усложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Пользуйтесь при этом «Я – высказываниями»: «Я обиделся», «Я испугался».
  • Старайтесь выслушать противоположную сторону (хотя это сложно). Слушайте внимательно, не перебивайте, не спорьте.
  • Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях – в предположениях, опасениях, догадках относительно чувств и мыслей другого человека. Воздержитесь от комментариев, завершая разговор.

Основные правила поведения в конфликтной ситуации:

1. правило справедливого отношения к инициатору конфликта (терпеливо относитесь к инициатору столкновения: не обсуждайте, не отмахивайтесь, не браните, а внимательно и доброжелательно выслушайте)

2. не расширять предмет ссоры (Конфликт редко бывает абстрактным – обычно он разгорается вокруг какой-то конкретной ситуации, идеи, поступка. Оставайтесь в рамках спорной проблемы и не переносите его ни на что другое)

3. правило позитивной формулировки острой ситуации (это заставит инициатора взвесить все «за» и «против» в выдвигаемом обвинении; рассчитывать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; самому подумать за инициатора, ощутить себя в роли обвиняемого. )

4. правило эмоциональной выдержки (как правило, партнеры в конфликте испытывают напряженность, их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны, в повышенных тонах. Поэтому важно контролировать эмоции. Условия – это максимально возможный спокойный и ровный тон, без раздраженности, гнева, упреков и оскорблений)

5. правило обезличенного спора (избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека)

 

 

Основные типы конфликтов можно представить в следующих системах взаимоотношений:

 

- «взрослый – взрослый»: вожатый - администрация; вожатый - родитель; вожатый - вожатый;

- «взрослый – дети»: вожатый - ребенок; администрация - ребенок; обслуживающий персонал - ребенок;

- «дети – дети»: ребенок - ребенок; ребенок - группа; группа -группа.

 

Для того, чтобы эффективно предупреждать возникновение конфликтных ситуаций и решать их, советуем подробнее ознакомиться подробнее с каждым типом конфликта. Информацию можно найти в источниках, указанных в конце пособия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...