Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления профилактики суицидального поведения подростков




КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Институт развития образования

                                            Кафедра психологии

 

Методические рекомендации

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

 

Санкт-Петербург

ББК

Автор:

А. И. Копытин, доктор медицинских наук,

профессор кафедры психологии СПб АППО

 

Копытин А. И.

Основные направления профилактики суицидального поведения подростков. Методические рекомендации

       – СПб.: СПбАППО, 2021. – 36 с.

Издание раскрывает методические вопросы, связанные с задачами профилактики и борьбы с суицидальным поведением подростков. Дается характеристика психологии суицидального поведения с точки зрения клинических представлений и особенностей возрастной психологии
и характеристик различных личностных психотипов. Поясняются методические подходы
к организации и проведению мероприятий, связанных с профилактикой суицидального поведения подростков.

Пособие предназначено для классных руководителей, кураторов и мастеров производственного обучения.

  © СПб АППО, 2021 © Автор, 2021

 

 

Содержание

 

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

2. ФАКТОРЫ РИСКА И МАРКЕРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………

2. 1. Биологические факторы риска суицидального поведения………………

2. 2. Психологические факторы риска суицидального поведения……………

2. 3. Социальные детерминанты суицидального поведения………………….

2. 4. Показатели суицидального риска детей и подростков……………………

2. 5. Признаки депрессии у детей и подростков………………………………..

3.    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ С ПОДРОСТКАМИ
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………..

3. 1.    Модели работы…………………………………………………………….

3. 2. Формы и методы работы………………………………………………..

3. 3. Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних……………………………………………

3. 4. Правила организации профилактики суицида среди обучающихся……

3. 5.    Уровни профилактики суицида в образовательной среде………………

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных задач деятельности образовательных организаций является выявление несовершеннолетних «групп риска», а также оказание психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, которые являются потенциально склонными к саморазрушаещему поведению. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся воспитанников» предполагает наличие знаний и умений педагогов по вопросам здоровьесбережения учащихся.

Из Письма Министерства образования и науки РФ от 27. 02. 1012 г.
№ 06-357 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» следует, что образовательные организации должны систематически осуществлять повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений по вопросам оказания психолого-педагогической помощи учащимся, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также заниматься профилактикой суицидального поведения обучающихся.

К сожалению, суицидальные попытки среди подростков сегодня случаются, причем, более часто, чем в предыдущие годы. Наша страна занимает лидирующие места в мире по показателям суицидальной активности среди подростков. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое – среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих.

Суициды классифицируются как аффективные, демонстративно-шантажные и истинные. В последние годы также широкое распространение получил термин «несуицидальные самоповреждения» или «несуицидальное самоповреждающее поведение» (НСП) (non-suicidal self-injury), позволяющее разграничить истинные суициды от такого поведения, которое не имеет целью уход из жизни, но предполагает нанесение себе телесного вреда, социально не приемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить и/или справиться с психологическим напряжением. Такие действия осуществляются не с намерением уйти из жизни, а представляют собой дисфункциональную попытку решения определенных внутри- или межличностных проблем человека, являясь по своей сути, социальным поведением, хотя и дезадаптивным по форме осуществления. НСП особенно распространено и продолжает активно распространяться в подростковой среде.

Так называемый «истинный суицид» отличается осознанностью принятого решения и совершения планомерных действий к его реализации.
В каждом случае есть событие, являющееся пусковым механизмом реализации суицидального намерения, и есть поведенческие маркеры, свидетельствующие о намерении уйти из жизни. Профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение, активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в кризисной ситуации, состоянии депрессии, поощрение его положительной направленности с целью улучшения его состояния в сложной жизненной ситуации.

Более высокие показатели как истинных суицидов, так и НСП среди подростков по сравнению с другими возрастными группами связаны
с повышенной вероятностью развития кризисных состояний, обусловленных комплексом биологических, психологических и социальных факторов риска, появляющихся именно в подростковом возрасте. Хотя кризисные состояния сопровождают человека всю жизнь, в возрастной психологии в качестве нормативных определены возрастные кризисы, возникающие в определенные периоды жизни человека. Как правило, они связаны с новой ситуацией развития: новорожденность, проявление первой самостоятельности («я сам»), переход из детского сада в школу и т. д.

Общей основой развития таких возрастных нормативных кризисов являются обостряющиеся противоречия между ожиданиями (желаниями) личности и ее возможностями, что, как правило, сопровождает качественные изменения психики. Наряду с возрастными выделяются также личностные кризисы, обусловленные индивидуальными особенностями личности,
в частности, особенностями ее реагирования на стрессовые ситуации, особенностями системы отношений и самоотношения. Именно
в подростковом возрасте возникает повышенный риск декомпенсации механизмов психологической и социальной регуляции, возникающих
на фоне стремительной перестройки всей системы отношений индивида
и соответственно развития кризисных состояний.

    Профилактика суицидального и самоповреждающего поведения среди подростков является такой задачей, которая требует участия разных служб
и специалистов – детско-подростковых врачей-психиатров, педагогов-психологов, педагогов, воспитателей, специалистов по социальной работе
и др. Такая работа также невозможна без участия семьи. Работникам образовательных организаций принадлежит очень важная роль в выявлении
и профилактике суицидального и самоповреждающего поведения.
Без целенаправленной и согласованной работы сотрудников образовательных организаций, медицинских учреждений и социальных служб, семьи невозможно эффективное решение этой масштабной задачи.

В методическом пособии раскрывается сущность и особенности суицидального поведения подростков. Дается характеристика психологии суицидентов с точки зрения представлений возрастной и клинической психологии и различных личностных психотипов. Поясняются методические подходы к организации и проведению мероприятий, связанных
с профилактикой суицидального поведения в подростковой среде с участием сотрудников образовательных организаций. Поясняются методические подходы к организации и проведению мероприятий, связанных
с профилактикой суицидального поведения подростков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...