Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних




Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков относится к одной из первоочередных обязанностей родителей, воспитателей, администрации и педагогов школ, школьных педагогов-психологов.

3. 3. 1. Принципы профилактики суицидального поведения:

- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого человека.

- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности участников образовательного процесса.

- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности ребенка.

- Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.

- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

3. 3. 2. Три взаимосвязанных направления в профилактике суицида:

1) Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления.

Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении
и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины,
как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку
и к его возможностям, особенности требований).

Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.

Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления
о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности
у детей.

2) Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

3) Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку
и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умения вести себя в трудных ситуациях в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка.

Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

3. 4. Правила организации профилактики суицида среди обучающихся:

В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо:

– неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;

– знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

– выявлять контингент «группы риска» на основе знания
его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

– осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся «группы риска», с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

– не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся;

– рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;

– усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

– проводить при необходимости консультации подростка с психологом,

психотерапевтом, психиатром;

– формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

– повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации
в воспитании и образовании.

3. 5. Уровни профилактики суицида в образовательной среде [8]

Первый уровень – общая профилактика. Цель – повышение групповой сплоченности в образовательной организации (группе, классе).

Мероприятия:

1. Создание в образовательной организации общих программ психического здоровья, здоровой среды в школе, чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

2. Организация внеурочной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

– изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

– создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательном процессе,
как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы
по профилактике суицидального поведения обучающихся, индивидуального маршрута);

– привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов несовершеннолетних;

– формирование позитивного образа «Я», уникальности
и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;

– привитие, акцентуация существующих в обществе социальных норм поведения, формирование милосердия, сострадания, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика. Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей «группы риска» с целью предупреждения суицидов.

Мероприятия:

1. Диагностика суицидального поведения (проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих).

2. Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетними «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

4. Разработка плана действий (индивидуального маршрута обучающегося) в случае попытки самоубийства.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

– выявление детей и подростков, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;

– работа с семьей несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;

– оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности несовершеннолетнего, снятие стрессового состояния;

– сопровождение детей и подростков «группы риска»
по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующая позитивному принятию себя подростками и позволяющая эффективно преодолевать критические ситуации;

– изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики)
и использование информации в работе с педагогами и родителями;

– повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся
о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

– включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся) в общий план действий;

– определение своей позиции и перечня конкретных действий
при выявлении обучающегося «группы риска», при угрозе обучающегося покончить жизнь самоубийством.

Третий уровень – вторичная профилактика. Цель - предотвращение суицидов. Мероприятия:

- оценка риска суицида.

- оценка риска суицида происходит по схеме: крайняя (обучающийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

– педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с обучающимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

– оповещение родителей;

– привлечение специалистов (психологов, при необходимости – психиатров, психотерапевтов);

– запрос о помощи.

Четвертый уровень – третичная профилактика. Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности суицидов, социальная
и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия: глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний
в дальнейшем.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

– оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния
у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал образовательной организации);

– сотрудничество с другими организациями.

Организованная таким образом работа позволит:

– осуществлять социальную и психологическую защиту детей
и подростков;

– снизить количество детей и подростков с девиантным поведением
и избежать суицидальных попыток;

– организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;

– продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1. C. 23-34.

2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003.

3. Ефремов В. С. Основы суицидологии. – СПб.: Диалект, 2004.

4. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.

5. Конькова Н. Л. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012.

6. Лаврикова  И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. – 2001. – № 4, c. 12-21.

7. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях: Министерство образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей: исх. № 07-149 от 18. 01. 2016 г.

8. Михайлова Л. В., Кошель И. В., Латкин А. Ю., Цэрнэ Т. А., Быков В. Ю. «Профилактика суицидального поведения подростков» Методические рекомендации по профилактике и работе с проблемами кризиса, суицида у учащихся. – Сыктывкар: АМОГО «Сыктывкар»., 2017 г.

9. Пестова И. В., Стенникова И. А., Шалаева К. С. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: методические рекомендации для педагогов. – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо». – Полевской: ООО «Веста», 2017.

11. Слуцкий А. С., Занадворов М. С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал». – 1992. – Т. 13. – № 1. – С. 23-32.

12. Соколова Е. Т., Сотникова Ю. А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // «Вопросы психологии». – 2006. – № 2. – С. 45-53.

13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...