Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Формы и методы работы




В организации деятельности по профилактике суицидального поведения рекомендуется использовать сочетание различных форм:

– организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы,

можно предотвратить нежелательное поведение личности. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни;

– информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы и видео. Рекомендуется отказаться от преобладания запугивающей информации;

– активное социальное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется путем использования группового тренинга: тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников); тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей); тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты);

– организация активной деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с некоторой долей риска), значимое общение, любовь, творчество, деятельность;

– организация здорового образа жизни;

– активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения
и личностного роста, арт-терапия – все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию;

– минимизация негативных последствий суицидального поведения, направленная на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.

В качестве методов и приемов профилактической деятельности применяются диагностический инструментарий – использование пакета педагогических и психологических методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательной организации); технологии личностно ориентированной терапии (индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая и индивидуальная психотерапевтическая работа; организационные (педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы); информационные методы (памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты).

Значимым фактором формирования и развития конструктивных стратегий преодоления трудностей, с которыми сталкивается подросток, является семья. При этом все виды профилактической деятельности должны выстраиваться в целостной взаимосвязанной системе родитель – ребенок – учитель. Вместе с тем, родители и педагоги часто не понимают характера трудностей детей, опираются в работе с ними только на анализ их неудач, а также ставят перед ними задачи, не соответствующие их реальному уровню развития или реальным возможностям, на что дети отвечают неадекватным поведением и отказом от действия, а это, в свою очередь, приводит к новым сложностям – в учебе или во вне учебной деятельности. Одной из основных задач семьи является обеспечение ранней психологической и педагогической подготовки школьников, направленной на формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации.

Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения – безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему. В связи с этим наиболее эффективными способами педагогической поддержки семьи являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. А наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, обсуждение результатов работы ребенка на равных.

В основе разработки психолого-педагогических технологий профилактической работы с родителями лежат методические разработки Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковской, К. Фопеля, О. В. Хухлаевой и многих других авторов, при этом основной акцент в них делается на методы активного обучения, в частности, тренинг, ориентированный
на формирование конструктивных стратегий преодоления трудностей
у подростков. Ценность тренингов заключается в обучении родителей
(на добровольных началах) способам эффективного взаимодействия
с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; весь комплекс упражнений ориентирован на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости, эмоционального равновесия. Целью подобных тренингов выступает формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Задачи тренингов: создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания
и активного участия в работе группы; формирование способности
к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению
в адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром; осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования; обучение приёмам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса; развитие качеств, позволяющие строить успешные отношения с другими. В программе должны сочетаться разные интерактивные групповые приемы работы:

1) Ролевые игры. В ходе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители и дети.

2) Деловые игры. Посредством моделирования системы отношений
в ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный путь и т. п.

3) Дискуссия. Этот метод позволяет с помощью логических доводов воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии
в процессе непосредственного общения.

4) Арт-терапия. В программе применяется коллективная творческая деятельность, основанная на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Предлагаются упражнения, построенные на символической аналогии (выразить суть задачи в виде символов). Арт-терапия может применяться как ведущее
или вспомогательное средство для диагностической работы; развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и эффективности, расширения способов самовыражения родителей и детей.

5) «Мозговой штурм». Техника «мозгового штурма» используется
в занятии как способ закрепления полученной информации по теме,
ее расширение за счет генерирования новых идей и активизации творческого потенциала участников.

6) Библиотерапия. На каждое занятие подбирается литературный материал для чтения (рассказы, притчи), которые родители смогут обсудить со своим детьми.

9) Метод «Я-сообщения («Я-высказывания»)». Изучение данного метода позволяет детям и родителям применять его на практике в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов. Родители и дети смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению
к поведению друг друга в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии и принятия.

10) Метод «активного слушания». Участники приобретут навыки заинтересованного слушания, выражения эмпатии.

11) Мини-лекция. Используется для теоретического обоснования темы

занятия, системы представлений о том или ином предмете, явлении, помощи

участникам осмыслить проблему и прийти к определенному выводу.

12) Проблемное задание. Цель – теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.

13) Анализ конкретных ситуаций. Формирование навыков и умений применения приобретенных знаний в практической деятельности.

В организации обучения важно учитывать возраст детей, особенности проблемы и другие особенности той или иной категории детей и родителей. В организации профилактической работы с родителями и детьми важно получать обратную связь не только от них, но и от специалиста (психолога, социального педагога), который наблюдает за семьей, консультирует ее, оказывает необходимую помощь. Для этого могут быть использованы анкеты, которые не только затрагивают область суицидального поведения подростка и позволяют уточнить объем и план информирования родителей по данной проблеме, но и помогают оценить обстановку в конкретной семье, приближают специалиста к пониманию состояния детско-родительских отношений в ней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...