Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Предмет психологии. Мозг и парапсихологические способности




Позволим себе нарушить традицию, которая прочно уко­ренилась во всех работах по парапсихологии. Мы не начнем с перечис­ления парапсихологических фактов, не будем анализировать историю парапсихологических исследований. Обо всем этом можно прочесть в любой книге по парапсихологии. С нашей точки зрения, лучше всего начать с рассмотрения предмета научной психологии. Нужно сказать, что в самой научной психологии загадочного до сих пор более чем до­статочно.

Здесь и далее мы вынуждены несколько нарушить не только пара-психологическую, но и психологическую традицию. Те представители научной психологии, которые все-таки склонны признавать реальность парапсихологических явлений, относят их к области, находящейся за пределами психологической науки, нам же думается, что есть все осно­вания полагать, что научная основа парапсихологических явлений и фактов, относящихся к научной психологии, одна. 18


Психология — одна из разветвленных экспериментальных наблю­дательных и теоретических наук современности. Развитие естествозна­ния и развитие психологии делают настоятельной необходимость рас­смотрения вопроса о предмете психологии.

Основным предметом психологии следует считать раскрытие зако­номерностей построения и работы мозговых информационных моделей объектов внешнего мира, обслуживающих поведение животных и че­ловека. Анализ показывает, что жизнь животных невозможна без тех информационных моделирующих окружающий мир процессов, кото­рые называются психическими процессами. Эти процессы являются, следовательно, важнейшим фактором существования живой природы.

Чем выше уровень развития животного, чем сложнее его мозг, тем большую роль приобретает в его жизни и поведении построение внутренних информационных мозговых моделей. Особую роль выпол­няют эти мозговые модели в деятельности человека, являясь основой всех видов его труда и творчества.

Наши модели объектов окружающего мира не есть просто мерт­вые копии этих объектов, подобно, например, их фотографиям или отражениям в зеркале. Специфической особенностью этих моделей является то, что они живые. Это значит, что та материя, из которой они создаются, есть живая материя.

Каждый отображенный объект по-своему переживается челове­ком. Один и тот же объект отображается разными людьми по-разно­му, находит различную жизнь в их психике. Это удивительное свой­ство психического очень трудно определить. Его можно лишь назвать — субъективное переживание.

В связи со спецификой живой материи, являющейся субстратом информационных процессов, регулирующих жизнь и поведение, ог­ромный интерес представляет то понимание жизни, которое развивал академик В. И. Вернадский (331). В ряде своих работ В. И. Вернад­ский четко разделяет безжизненную материю — он ее называет косной материей — и живое вещество и убедительно доказывает, что жизнь не может возникнуть из косной материи, как бы эта последняя ни усложнялась. Исходным пунктом его рассуждений является утверж­дение о вечности живой материи.

Вернадский писал: „...неизбежно приходится допустить, что нача­ла жизни в том космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна, поскольку вечен космос" (331, т. 5, с. 137). Вечность жизни, согласно В. И. Вернадскому, пред­полагает качественное своеобразие той материи и энергии, которая лежит в основе жизни. Разрабатывая эту идею, В. И. Вернадский вы­ступает как последовательный материалист-диалектик. Для него реали­зация принципов материализма состояла не в том, чтобы свести слож­ные формы материи и энергии к известным уже проявлениям матери-


ального мира, а в том, чтобы исследовать материю и энергию жизни во всей сложности их проявлений.

Он писал: „...признание вечности жизни как-будто указывает на какое-то коренное различие живого от мертвого, а это различие долж­но свестись к какому-то различию материи или энергии, находящихся в живом организме, по сравнению с теми их формами, какие изуча­ются в физике и химии, т. е. в обычной косной, безжизненной мате­рии, или оно указывает на недостаточность наших обычных представ­лений о материи и энергии, выведенных из изучения косной природы, для объяснения всех процессов живого..." (331, т. 5, с. 142).

Понимая психическое моделирование окружающего мира с по­мощью мозга как проявление этой живой материи, мы можем исполь­зовать учение В. И. Вернадского о специфичности и качественном свое­образии этой материи.

Опираясь на концепцию Вернадского в связи с интересующим нас вопросом, мы можем сказать, что механизмы парапсихологических явлений следует искать среди тех специфических проявлений материи и энергии, которые свойственны только живому веществу. Во всяком случае, основой психики в ее как психологических, так и парапсихоло­гических качествах являются такие материальные структуры, которые, обладая признаками жизни, позволяют формировать модели окружа­ющего мира.

Начать анализ материальных основ психики следует с описания не­которых особенностей работы мозга. Уже одно это описание позволяет продвинуться в понимании возникновения некоторых парапсихологи­ческих особенностей, которые, по существу, являются особенностями психологическими.

Мозг исчерпывающим образом описан с его анатомической сторо­ны. Но еще многое в работе этого удивительного органа остается загад­кой. Его связь с психикой, участие в построении моделей окружающе­го мира, в регуляции поведения бесспорны. Но как осуществляется эта связь? Исчерпывающего ответа на этот вопрос пока нет в современ­ной науке.

Известно, что мозг обеспечивает моделирование окружающего ми­ра с помощью работы миллиардов нервных клеток — нейронов. Нейрон состоит из тела клетки, коротких древовидных отростков (дендри-тов), по которым в клетку поступают импульсы, и длинного отростка (аксона), по которому информация идет от клетки. Совместная, сла­женная работа нейронов и позволяет осуществлять построение моделей внешнего мира и регуляцию поведения.

Здесь необходимо подчеркнуть, что те информационные процес­сы, которые осуществляются на основе работы нервных клеток и ко­торые носят название психических, самым тесным образом связаны с биоинформационными процессами в обычных соматических клет­ках, иначе говоря, с информационной службой обычных клеток. 20


Современные данные об информационной службе живых клеток позволяют сделать вывод о том, что служба эта объективируется в оп­ределенных химических структурах и включает в себя три компонен­та: а) исходную, наследственную информацию, которая кодируется в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), б) транспорт этой информации, осуществляемый-рибонуклеиновой кислотой (РНК), И в) воплощение этой информации с помощью белковых структур.

Анализ показывает, что эти три компонента информационной служ­бы характерны и для работы нервной клетки — нейрона. В этом слу­чае тоже есть три составные части — информация исходная, транспорт информации и воплощение информации. Различие состоит в том, что исходная информация в работе нервных клеток, например обслужива­ющих зрение, поступает не из генетических структур, а из внешнего мира. Что касается двух других компонентов информационного про­цесса, то есть основания думать, что компоненты эти обеспечиваются теми же структурами, что и в клетках соматических: транспорт инфор­мации по нервному волокну происходит с помощью РНК, полученная нервной клеткой информация фиксируется в белковых структурах.

Эта общность контуров информационных систем соматической и нервной клеток свидетельствует о том, что психика не привнесена в живые системы извне, а является специализацией и модификацией информационных систем, изначально характерных для жизни. Общность такого рода натолкнула исследователей на мысль искать субстрат и природу психики в химических соединениях. Однако совокупность современных исследований по дистанционной передаче информации (см. главу о биоинформационном контакте „человек—растение") свидетель­ствует о том, что молекулы представляют собой лишь структуры, на основе которых разыгрываются тончайшие биофизические процессы, участвующие в обеспечении психических процессов.

Было установлено, что для коры больших полушарий, как и для других отделов мозга, характерно многослойное клеточное строение, причем оказалось, что в различных районах коры имеется разное соот­ношение клеточных слоев, состоящих из различных разновидностей клеток. Составленная на основе таких исследований карта коры боль­ших полушарий оказалась одновременно картой различных психиче­ских функций (рис. 2).

Наиболее специфицирована затылочная область коры. В затылоч­ную область (на приведенной карте это 17-е поле) приходят нервные пути, отражающие состояние сетчатки глаза. На это поле как бы про­ецируются предметы, находящиеся перед глазами. Окружающие это поле другие поля затылочной области (поля 18 и 19) обеспечивают сложные формы и явления восприятия, целостность восприятия объ­ектов, расположение их в перспективе и т. д.

Центром слухового восприятия является поле височной области, обозначенное номером 41. При поражении коры этого поля может на-



 


ступить частичная или полная глухота. Нейроны находящегося рядом 22-го поля обеспечивают восприятие более сложных звуковых явлений, связанных с интеграцией качества звука, таких, как интенсивность, тембр, ритм.

С различными видами чувствительности связана вся задняя часть коры, при этом особую межцентральную функцию выполняет темен­ная область. В этой обширной области существуют поля, объединя­ющие различные виды чувствительности. Существуют и такие области, которые управляют не столько непосредственным отображением окру­жающих предметов, сколько процессом установления отношений меж­ду предметами. Таким полем, устанавливающим отношения между объектами (предметами) и выполняющим в этой связи важнейшую интеллектуальную функцию, является поле 39, которое расположено как бы на стыке височной, затылочной и теменной областей коры.

Нейроны, обеспечивающие двигательные функции, находятся в передних корковых областях. Их нарушения приводят к расстройст­вам двигательной сферы. Среди полей двигательной зоны особую роль играет расположенное в задней нижней лобной области поле 44, кото­рое управляет движениями речевого аппарата.

Наиболее дифференцированной, сложной и до сих пор еще зага­дочной областью коры является ее лобная область, в особенности ее передняя часть. Врачи-неврологи отмечают, что при поражении лобных долей нарушается внимание, появляется рассеянность, легкая отвле-каемость, снижается критика по отношению к собственным действи­ям. Характерным признаком так называемого лобного больного яв­ляется безучастность, безразличие к окружающему, апатия, отсутствие активности. Сниженный самоконтроль также характерен для лобного больного: он без причины смеется, резко переходит от смеха к слезам и обратно.

Все это позволяет предположить, что лобные доли являются той инстанцией, которая обеспечивает функцию общей регуляции поведе­ния. Именно в клетках этих долей формируется цель и осуществля­ется управление всей совокупностью действий, позволяющих достиг­нуть эту цель.

Такой регулятор действительно необходим. Ведь одновременно на все органы чувств человека приходит много различных воздейст­вий из внешнего мира. И для того чтобы что-нибудь увидеть, необхо­димо осуществить выбор одного объекта из множества окружающих, остальные должны стать фоном, отойти на задний план.

Всю кору головного мозга можно рассматривать как самоуправ­ляемую систему. Приведенные здесь нейропсихологические данные позволяют рассматривать моделирующую работу коры как функцио­нирование двух больших и связанных друг с другом блоков этой си­стемы — блока познания и движения и блока высшей регуляции пове­дения. Система корковой саморегуляции есть прежде всего система


взаимодействия между клетками и той информацией, которая в них содержится, что обеспечивает возникновение целостных картин и мо­делей. Своеобразным каналом связи между двумя указанными блока­ми является область коры, обеспечивающая управление речевой зо­ной. Характерно, что эта область находится на стыке познавательно-двигательной зоны с корой лобной доли. Таким образом, схема коры больших полушарий может рассматриваться как функциональная схема психической деятельности. Эта схема является не просто показателем распределения анатомических структур, но прямо указывает на выпол­нение этими структурами определенных психологических функций.

Важным моментом в регуляции этой деятельности является од­новременная парная работа больших полушарий мозга. Моделирова­ние окружающей среды осуществляется с помощью двух симметрич­ных и похожих на первый взгляд мозговых полушарий. При этом каж­дый центр чувствительности в том или ином полушарии коры полу­чает импульсы как от органа чувств, находящегося на своей стороне, так и от органа чувств стороны противоположной.

Такое одновременное представительство правых и левых органов чувств в полях обоих корковых полушарий с особой наглядностью можно проследить на зрении. Идущие от сетчатки глаз нервные волок­на имеют частичный перекрест — хиазму. Волокна, идущие от сетчатки левого глаза, благодаря хиазме частично оказываются в 17-м поле пра­вого полушария, частично - левого. То же самое происходит с маршру­тами нервных волокон, идущими от правого глаза: часть из них идет в свое полушарие, часть — в полушарие противоположное.

Есть основания полагать, что это двойное отображение в обоих полушариях, вероятно, обеспечивает ту двойную объективно-фоно­вую регуляцию отображения действительности, благодаря которой человек одновременно получает возможность видеть объект и окру­жающие его предметы (фон). Такая двойная регуляция отображения и ее психологическое значение подробно будут рассмотрены ниже.

Здесь следует указать на то, что анатомическая схожесть двух по­лушарий не означает функциональную их тождественность. Послед­ние исследования свидетельствуют о том, что корковые поля право­го и левого полушарий хотя и обслуживают единую психическую дея­тельность и обеспечивают отображение одной и той же окружающей среды, но делают это каждое по-своему. Так, в настоящее время при­знано, что левое полушарие у правшей, будучи доминантным полу­шарием, связано с отображением отдельных, отчлененных друг от дру­га дискретных объектов. Что же касается полушария правого, то оно определяет создание некоторой целостной картины окружающей среды.

Структура мозговой регуляции психической деятельности помо­жет нам понять целый ряд удивительных явлений человеческой пси­хики. Прежде всего эта структура позволяет подойти к пониманию гипноза. Известно, что гипнотическое состояние как специфическое


состояние сна возникает под воздействием внушающего слова гип­нотизера и разного рода монотонных воздействий. Человек засыпа­ет и, казалось бы, полностью отключается от всех внешних раздражи­телей. Мы уже говорили о том, что регулятор поведения человека и его познания - кора больших полушарий, — в свою очередь, является некоторой самоуправляемой системой, в которой более высоко ле­жащие уровни осуществляют управление уровнями, расположенны­ми ниже.

Самые сложные и высокоорганизованные структуры находятся в лобных долях полушарий, в которых осуществляется управление высшими формами поведения человека. А чем сложнее нервные об­разования, тем скорее они подвергаются внешним воздействиям. По­этому, когда начинается гипнотическое воздействие, именно эти выс­шие клетки затормаживаются, отключаются. Этот процесс торможе­ния клеток лобных долей и приводит к состоянию сна, наблюдаемо­му в гипнозе. Что же касается остальных отделов коры, то они мо­гут бодрствовать. Их самостоятельная активность обусловлена тем, что отключен высший регулятор.

Известно, что важным связующим звеном между высшей лобной регуляцией и всеми познавательными процессами является речь. Ре­чевые зоны коры находятся в задней части лобной доли. Гипнотизер использует речь как орудие управления всей психической деятельно­стью загипнотизированного. Таким образом, в гипнозе возникает схе­ма перекрестного управления. Гипнотизер как бы лишает человека собственных лобных долей и ставит на их место свои лобные доли, которые и осуществляют с помощью речи управление корой больших полушарий загипнотизированного.

Вообще речь является каналом регуляции, связывающим лобные доли с остальной корой. Но в обычной психической деятельности лю­дей эта управляющая функция осуществляется с помощью внутренней скрытой речи. Вокализированная речь нужна человеку главным обра­зом для общения. В гипнозе же эта речь становится главным каналом регуляции, которая имеет место между гипнотизером и пациентом.

Краткая характеристик? основ гипноза понадобилась нам пото­му, что именно гипноз нередко используется в качестве метода акту­ализации некоторых скрытых необычных свойств человека, которые носят название парапсихологических способностей. Мозговой меха­низм гипноза позволяет до некоторой степени пролить свет на особен­ности управления этими способностями.

Из анализа работы мозга можно сделать вывод о том, что различ­ные психологические функции связаны с определенными анатомиче­скими мозговыми структурами. Это означает, что среди анатомиче­ских структур мозга необходимо искать те, которые управляют соот­ветствующими парапсихологическими явлениями.

Материалы, содержащиеся в сборнике, посвященном работе


VI Всесоюзного съезда психиатров (1975), приводят данные, которые прямо свидетельствуют в пользу существования специальных мозговых анатомических структур, определяющих, например, телепатию. Так, указывается, что у некоторых больных с поражением базально-височ-ных отделов коры больших полушарий, помимо прочих симптомов, отмечается наличие телепатических способностей (308).

Кратко охарактеризованная здесь мозговая регуляция психиче­ской деятельности совершенно необходима для понимания удивитель­ных способностей, развиваемых с помощью специальной тренировки, еще в древности созданной в Индии. Результаты этой тренировки со всей отчетливостью свидетельствуют о важной регулирующей роли лобных долей в работе отдельных систем организма, способствующих реали­зации его резервных возможностей. Как показывает система трени­ровки йогов, возможности развития способности управлять процесса­ми, происходящими в организме, огромны.

Такое единство организма хорошо понимали многие исследова­тели в глубокой древности. Так, древние индийцы разработали мето­ды управления своим телом и собственным поведением. Если проана­лизировать путь развития, предлагаемый ими, то без большого труда можно заметить в этом пути очень сильную естественнонаучную ориен­тацию, учет работы различных мозговых структур, особенности функ­ционирования нервных и соматических клеток.

Индийские мыслители учили, что работа над развитием и формиро­ванием высших психологических процессов должна начинаться тогда, когда человек в достаточной мере овладел техникой управления сво­ими телесными функциями. Достоверные свидетельства сообщают о том, что люди, специально натренировавшие себя по методам древ­неиндийской психофизиологии, могут, например, погружаться в такое состояние, в котором они оказываются способными жить не принимая пищи, воды и без доступа воздуха. Это удивительное состояние может продолжаться, как известно, днями, неделями и даже месяцами. Суще­ствуют достоверные свидетельства о том, что человека, который при­вел себя в такое состояние, замуровывали или полностью закапывали в землю. Спустя много дней, человек этот извлекался из своей „моги­лы" и мог быть довольно быстро приведен в обычное свое состояние. Только после того, как человеку стали подвластны его чисто матери­альные процессы, такие, как, например, дыхание или релаксация тела, он может переходить к развитию своих психологических способностей.

Такая точка зрения представителей индийской психофизиологии на развитие и формирование человека находится в полном соответст­вии с довольно сильной естественнонаучной материалистической тен­денцией в индийской философии. Так, уже в древних философских памятниках Индии, называемых Упанишадами, содержатся положения о том, что воздух, как некоторая материааьная субстанция, является основой мыслительной деятельности человека. 26


Еще совсем недавно методы развития человека, добытые древней индийской цивилизацией, считались на Западе чистой мистикой. Одна­ко чем дальше идет развитие науки, тем менее странными и таинствен­ными становятся эти факты и методы. Факты эти могут быть приве­дены в прямую связь с достижениями русской нейрофизиологии и ме­дицины. Так, нет никакого сомнения в том, что добытые в Индии фак­ты полностью совпадают с выдвинутым знаменитым врачом прошло­го века С. Н. Боткиным принципом нервизма (311а), согласно кото­рому все процессы, происходящие в организме, в той или иной степе­ни испытывают прямое влияние процессов, происходящих в нервных клетках. Нет никакого сомнения в том, что принцип нервизма позво­лит объяснить многие приводимые индийскими исследователями фак­ты, ранее казавшиеся полностью необъяснимыми и мистическими.

В последнее время появляется все больше и больше различной научной литературы, в которой осуществляется анализ древнеиндий­ских методов и фактов, полученных с помощью этих методов. Пред­ставляют большой интерес исследования советского философа В. В. Бро-дова (70). В его книге показано, что мировоззрение таких представи­телей индийской философии, развивавших учение древних индийцев о формировании человека, как Шри Рамакришна и его ученик Свами Вивекананда, оказало прямое влияние на освободительное движение индийского народа против иностранных поработителей.

Именно идеи Рамакришны и Вивекананды сформировали мировоз­зрение одного из наиболее видных деятелей борьбы за национальную независимость Индии — Махатмы Ганди, который, в свою очередь, повлиял на умы того поколения индийцев, которое во главе с Джава-харлалом Неру добилось полного изгнания англичан с древней индий­ской земли. Джавахарлал Неру дает высокую оценку индийским пси­хофизиологическим методам работы над собой. Он указывал, что имен­но использование этих методов сильно поддержало его стойкость и волю к сопротивлению в те тяжелые годы, которые ему пришлось провести в тюрьме, куда его бросили колонизаторы.

В основу этих методов работы над собой положены, как уже гово­рилось, такие чисто материальные моменты, как управление телом и управление дыханием. Управление телом осуществлялось посредст­вом практики специально разработанных статических поз, которые носят название асан. Что касается управления дыханием, то с его по­мощью, как полагали древние индийцы, оказывается возможным из­влечение энергии непосредственно из окружающего нас воздуха. По­скольку энергия носит название „прана", то система специальных уп­ражнений, с помощью которых эта энергия извлекается из воздуха, получила название „пранаяма". Психофизиологические исследования показали, что дыхательная гимнастика, пранаяма, действительно ока­зывает благотворное воздействие на центральную нервную систему человека.


Механизм этого воздействия состоит прежде всего в том, что клетки больших полушарий в ходе выполнения дыхательных упражнений полу, чают повышенное питание кислородом, в результате чего повышается их регуляторная деятельность, а это в конечном счете актуализирует скрытые ресурсы нервной системы и организма в целом. Во всяком случае, опыт древнеиндийских психофизиологов позволяет сделать один принципиальный вывод о путях развития психических способно­стей человека. Вывод этот состоит в том, что само это психологиче­ское развитие должно осуществляться при одновременной опоре на развитие способности управления телесными системами организма.

С точки зрения проблемы актуализации скрытых психологиче­ских возможностей человека большой интерес представляют и спе­циальные приемы, разработанные древними индийцами и направлен­ные на непосредственную тренировку мозга.

Методы эти на первый взгляд удивительно просты. Основным при­емом в данном случае является тренировка способности человека дли­тельно удерживать в поле своего внимания один какой-нибудь предмет. Например, можно прикрепить на стене лист белой бумаги с нанесенной на ней точкой, сесть перед этим листком в удобной позе и сконцентри­ровать все свое внимание на точке. Если попробовать сделать этот про­стой опыт, то очень скоро можно убедиться, насколько это нелегкая задача — непрерывно удерживать внимание на каком-нибудь объекте.

Сначала действительно удается удерживать на точке все внимание. Но это возможно лишь несколько первых секунд. Очень скоро точка начинает расплываться, как бы уходит из поля зрения, и требуются довольно значительные усилия воли, чтобы ее удержать в центре. Спу­стя еще некоторое время, однако, в голову начинают приходить со­вершенно посторонние мысли, которые уводят от рассматриваемого объекта. С этими мыслями бороться становится все труднее и труднее.

Специальные психологические эксперименты показали, что никто из людей, ранее не практиковавших это упражнение, не способен не­прерывно фиксировать, удерживать свое внимание на точке более двух десятков секунд. О чем это говорит? Это говорит прежде всего о том, что мозговые клетки коры больших полушарий, управляющие произ­вольными движениями глаз, обладают лишь весьма незначительной регуляторной способностью. Эти клетки быстро утомляются, их энер­гия истощается, и взор, который в первые секунды был сосредоточен на объекте, выходит из повиновения.

Мы говорили о том, что один из таких высших центров, управля­ющих движениями глаз, находится в лобной доле коры больших полу­шарий. Представим себе, что человек изо дня в день будет в течение какого-то времени пытаться сосредоточивать свой взор на точке. Это приведет к тому, что определенные группы нервных клеток вынужде­ны будут систематически производить статическую работу, связанную с управлением взором. Такая статическая работа неизбежно привлечет 28


к этим клеткам повышенное количество крови. И это понятно: чем больше приходится работать тем или иным клеткам, тем больше дол­жны потреблять они питательных веществ.

Работа в сочетании с вызванным сю повышенным кровоснабже­нием неизбежно должна привести к усилению этой группы клеток, к их развитию. А дальше все происходит так, как с развитием муску­латуры при ежедневной напряженной физической работе: системати­чески упражняемые мышечные клетки развиваются. Так же обстоит дело и с нервными клетками. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше удерживать свой взгляд на точке.

Что же касается крови, питающей мозг, то она приливает не толь­ко к ограниченным участкам лобной коры. Она вообще начинает бо­лее интенсивно питать всю лобную долю. А лобная доля, как мы уже отмечали, является высшим мозговым регулятором поведения. Она управляет всей нашей психической деятельностью. Кроме того, в ниж­ней, базальной части лобной доли находятся клетки, регулирующие различные процессы, связанные с работой внутренних органов челове­ка. Поэтому, привлекая к лобной доле повышенное количество крови и развивая ее клетки, человек приобретает особую власть и над своим организмом в целом.

Таким образом, за простым упражнением, издревле практиковав­шимся индийцами, скрываются сложнейшие и интереснейшие процес-цы. Они имеют совершенно определенный психофизиологический смысл и не содержат в себе ничего таинственного или мистического. Это по­пытка прямого воздействия на те участки коры головного мозга, ко­торые обеспечивают высшую регуляцию поведения человека.

Известно, что именно лобные доли отвечают за уровень развития личности, именно клетки этой области обеспечивают собственно твор­ческую активность личности. Естественно предположить поэтому, что разные методы, положительно влияющие на развитие лобных долей, тем самым будут влиять не только на волевые процессы, не только на управление поведенческими актами и процессами, происходящими во внутренних органах, но несомненно повлияют вообще на творче­ский уровень данного человека.

У метода концентрации внимания, возникшего много веков назад в Индии, есть, конечно, известные минусы, особенно если на него смот­реть с точки зрения европейца. Прежде всего такой метод, связанный с установкой внимания на определенном объекте, представляется для европейца слишком созерцательным. Действительно, для беспокойного и в высшей степени подвижного европейского мышления несколько странным может показаться человек, стремящийся развить свою твор­ческую активность и для этого без движения сидящий на одном месте, уставившись в одну точку.

Развитие воли, активности личности понимается обычно как дея­тельность по преодолению препятствий, как обуздание своих инстинк-


тивных побуждений, как достижение сложных целей, связанное со зна­чительным напряжением. И в ходе такой активной деятельности, в ходе борьбы со своими инстинктами, в ходе обуздания непосредственных побуждений действительно могут формироваться и формируются выс­шие регуляторные механизмы коры больших полушарий мозга1.

Однако и в том случае, когда психологическая регуляция не тре­нировалась специально, а стихийным образом складывалась в процес­се жизнедеятельности, необходимые для такой высшей регуляции ме­ханизмы также складывались в клетках лобных долей коры больших полушарий мозга. И каждый возникающий у человека конфликт, каж­дая неожиданно вставшая перед ним задача с необходимостью вызыва­ет повышенную работу нервных клеток лобной коры.

ГЛАВА 3. ВОЛНОВАЯ СТРУКТУРА МИРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...