Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И принципы голографической психофизики




Сложившаяся веками в науке привычная для нас физиче­ская картина мира предполагает существование отдельных объектов, которые связываются между собой лишь тогда, когда между ними имеет место механическое взаимодействие или взаимодействие с по­мощью поля. На принципе дискретности основывается и понимание работы мозга.

Такому принципу дискретности противостоит физика микроми­ра, согласно которой элементарные частицы — не только корпускуляр­ные, но и волновые образования. Частица, обладающая волновыми признаками, теряет свойство четкой локальности: она может сущест­вовать во всей Вселенной.

Выдвинута гипотеза о возможном существовании микрообъек­тов одновременно в различных частях пространства. В этом не воспри­нимаемом нами микромире мы еще можем допустить такую стран­ность, как пребывание каждого из его элементов во многих точках Вселенной.

Другое дело — окружающие нас макрообъекты. В отношении них у нас есть личный опыт, требующий от нас полной определенности от­носительно местоположения предметов в пространстве. Если этот стол стоит в кабинете, то он не может находиться в спальне, в столовой и так далее. Что же касается пребывания этого стола вне Земли, в раз-

Европейская психологическая наука уже ассимилировала многие восточ­ные методы. В частности, это относится к теории и практике развития воли. См., например, книгу R. Assagioli "The Act of Will", вошедшую в основной теоретиче­ский фонд гуманистической психологии.


 


личных точках пространства, то возможность такого пребывания пол­ностью исключена.

Однако находятся физики, которые утверждают, что и макрообъ­екты являют собой волновые структуры и могут пребывать одновре­менно в любой точке мироздания. При этом допускается, что в опре­деленной точке пространства этой волны больше, чем в других: стол, который стоит в кабинете, пребывает и везде, только в кабинете его больше.

Гипотеза нелокальности макрообъектов нашла свое подтвержде­ние в голографии. С ее помощью можно получить целостное объем­ное изображение объекта. Методом специальной съемки сначала мож­но получить фотопластинку, на которой изображены полосы и пятна, не имеющие ничего общего с фотографируемым объектом. Если же такую пластинку поставить под луч лазера, то невдалеке от нее в про­странстве появится объемное изображение объекта: его в отличие от фотографии можно обойти со всех сторон и рассмотреть все его точки. Если ее разбить и взять только половину, то предмет все равно будет воспроизведен в пространстве, только с меньшей отчетливостью. Даже маленького кусочка такой пластинки, помещенного под лазерный луч, вполне достаточно, чтобы в пространстве появилось объемное изображение предмета.

Физики полагают, что голограмма объекта — стоячая световая волна. Допускается возможным распространить голографический принцип на область макрообъектов и рассматривать каждый предмет как волновую структуру (стоячую волну), подобную оптической го­лограмме.

Р. Ф. Авраменко и В. И. Николаева (309) рассмотрели такую мо­дель мира, в которой он являет собой гигантскую топографическую пластинку. Эта модель оказывается приемлемой, если допустить (это допущение реально), что Вселенная имеет форму гиперсферы, где каж­дый предмет, будучи стоячей волной и находясь в определенном месте пространства, одновременно находится во всех точках Вселенной (309).

Топографическое представление мира и в особенности принцип нелокальности имеют глубокий мировоззренческий и методологиче­ский смысл. Если все объекты Вселенной находятся (в скрытой от наблюдателя волновой форме) в любой точке пространства, значит, явления ясновидения и дальновидения объяснимы: достаточно обеспе­чить в данной точке пространства необходимую фокусировку, кото­рая позволила бы наблюдателю обнаруживать скрытые в каждой точ­ке волновые структуры объектов, находящихся на большом от него расстоянии.

Такое явление, как мгновенное узнавание, нельзя понять, если ограничить себя представлением о мозге как просто о множестве си­стемно организованных клеток.

Действительно, я взглянул на человека и сразу узнал в нем своего


знакомого. Почему попавшее на сетчатку и в мозг впечатление от этого человека попало именно в ту ячейку памяти, в которой хранился его образ? Такая скорость процесса опознания исключает последователь. ный перебор ячеек памяти. Феномен мгновенного узнавания подска-зывает, что между той инстанцией, в которую пришло впечатление, и той, в которой хранился образ, существует такое взаимодействие, ко­торое позволяет извлечь материал памяти без его последовательного поиска. А это, в свою очередь, предполагает наличие между этими ин­станциями взаимодействия по принципу внутримозгового радио.

Видимо, в клетках (и молекулах) мозга существуют такие процес­сы, которые обеспечивают дистанционные взаимодействия между раз­личными системами мозга. Допустимо, что эти же процессы могут оказаться основой взаимодействия мозга с внешним миром и, в част­ности, с мозгом других людей. О том, что такого рода процессы реаль­ны, говорят исследования, направленные на использование квантовой механики при анализе работы мозговых клеток и их систем: в мозге человека разыгрьшаются и квантовомеханические процессы.

Известное и физиологии и кибернетике представление, что образ объекта кодируется с помощью двоичного состояния нервных клеток (возбужденного и заторможенного), ныне не может считаться удов­летворительным: каждая клетка воспринимающих корковых полей способна к отображению различных качеств предметов — цвета, звука, пространственных очертаний и т. п.

Предметы внешнего мира могут быть рассмотрены по своим про­странственным свойствам как системы искривлений, или, говоря на волновом языке физики, как некоторые системы распределения ам­плитуд. Отсюда гипотеза о том, что построение пространственных свойств объекта при восприятии может быть рассмотрено как процесс возникновения некоторой стоячей волны, подобной висящему в воз­духе голографическому изображению. Распределение амплитуд в этой волне-восприятии соответствует кривизне отображаемого объекта.

Человек действует в определенном физическом мире, свойства которого, его глубинная структура не могут не оказывать определя­ющего влияния на формы его психической активности, в частности на процессы восприятия. Если Вселенная — гигантская голографиче-ская и квантовомеханическая система, то и психика (отраженный мир), регулирующая поведение человека и животных, видимо, должна содер­жать в себе элементы голографии, имеющей квантово-волновую при­роду.

Если принять эту точку зрения, то информационные записи на соот­ветствующих молекулах в нервных клетках целесообразно рассмат­ривать как совокупность голограмм, каждая из которых, не будучи еще образом объекта, являет собой основу для возникновения обра­за: образ может возникнуть при прохождении через записи-голограм­мы некоторого специального подсвечивания, подобно тому Как с по- 32


мошью лазерного луча подсвечивается пластинка в оптической голо­графии.

Отсюда понятно, почему на уровне молекул и осуществленного с их помощью кодирования не может быть прямой адекватности ко­довой записи и отражаемого в этой записи объекта. Если сопоставить воссоздаваемый с помощью голограмм объект с той голографической записью, которая имеет место на голографической пластинке, то так­же не будет никакого видимого соответствия между объектом и спо­собом его кодирования. Вместе с тем само голографическое изобра­жение, возникающее при просвечивании голограммы лазерным лучом, обнаруживает полное совпадение своих пространственных особенно­стей с особенностями отображаемого объекта.

Предлагаемая квантово-волновая гипотеза не только имеет под собой основу в современном естествознании (332). Она имеет и опре­деленный общенаучный смысл, поскольку в этой гипотезе на конкрет­но-научном уровне решается вопрос об адекватности в норме психи­ческого отражения своему объекту.

Для преодоления концепции изоморфизма в понимании процесса отражения мозгом объекта необходимо преодолеть тот принципиаль­ный иероглифизм, который имеет место в отношении проблемы био­информации.

Преодолеть же иероглифизм не так просто. Если, например, сопо­ставить генетический код, выраженный на языке молекул, то между этим кодом и пространственными особенностями кодируемого орга­низма (формой головы, ушей и т. д.) нельзя найти никакого сходства. Между элементами пространственной структуры организма и элемен­тами генетического кода можно найти лишь изоморфные отношения. Если рассматривать наиболее изученный молекулярный уровень коди­рования информации в живых системах, то указанный изоморфизм может рассматриваться как некий общий принцип современной био­логии.

Развиваемая здесь волновая (голографическая) точка зрения по­зволяет указать на тот фундаментальный уровень живой материи, на котором приобретает совершенно конкретный естественнонаучный смысл общенаучный принцип прямой адекватности образа отобража­емому объекту. Таким образом, основанная на представлениях совре­менной физики гипотеза квантово-волнового кодирования образа, осуществляемого с помощью мозга, позволяет преодолеть барьер изо­морфизма и иероглифизма в современной биологии. Здесь необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике.

Однако конкретная реализации указанного физического подхода в психологии связана с очень большими трудностями: психологиче­ская регуляция деятельности не есть лишь воспроизведение совокуп­ности отображенных объектов, но включает в себя построение моделей

-» о пот 33


таких объектов или их совокупностей, которые не воспринимались ранее человеком. Иначе говоря, процесс информационного моделиро­вания мира как процесс, регулирующий деятельность, должен быть процессом творческим.

С точки зрения волновой психофизики это означает, что постро­енная с помощью мозга волновая модель объекта должна иметь обрат­ную связь с соответствующей голографической записью в нейронах. То есть должен быть механизм, который, преобразуя эту запись в со­ответствии с поставленной целью, изменял бы в нужном направлении структуру модели. Кроме того, должна быть такая регулирующая ин­станция, которая могла бы сопоставлять измененную модель с целью и прекращать процесс (при достижении цели) или продолжать его в нужном направлении.

Когда рассматривается возможный способ физического кодиро­вания образов и моделей как проявлений психической деятельности, то не нужно понимать, что их состав ограничивается лишь чисто про­странственными структурами, лишь картинками объектов. В структу­ру моделирующих процессов входит функционирование связей и от­ношений. Волновой язык должен рассматриваться и как язык кодиро­вания связей и отношений, входящих в структуру моделирующих про­цессов.

Иерархия осуществленных на этом языке голографических запи­сей должна соответствовать нейропсихологической карте мозга. В этой карте имеются зоны, связанные с непосредственным восприятием, име­ются и более высокие уровни, которые обеспечивают процесс установ­ления отношений между объектами. Существуют и еще более высокие уровни, связанные с планированием преобразования внешней среды, с формированием цели, ее кодированием и динамикой. Все эти уровни должны иметь свою модификацию волновой записи.

Реализация голографического принципа предполагает, однако, раз­работку и анализ ряда сложнейших проблем, связанных с функциони­рованием мозга как органа, регулирующего поведение животных и че­ловека.

Но прежде всего необходимо доказать волновой характер высших психических процессов человека и главным образом таких специфи­ческих человеческих видов деятельности, как мышление и связанные с ним волновые процессы.

В этой связи большой интерес представляет идея резонансных явле­ний в центральной нервной системе (330, 320). Согласно точке зрения А. А. Ухтомского, резонансные взаимодействия между различными нервными центрами формируются в процессе отражения мозгом окру­жающей действительности.

Эта идея резонансных процессов в нервной системе, развиваемая замечательным русским физиологом, позволяет предположить, что между составными частями системы интеллектуальной саморегуляции


осуществляются информационные взаимодействия, по типу близкие к резонансным. Для доказательства гипотезы резонансного управле­ния в системе интеллектуальной саморегуляции целесообразно про­анализировать временные параметры высших психических процессов. Среди этих процессов наиболее измеряемыми оказываются различ­ные компоненты речевой деятельности. Думается, что анализ време­ни осуществления высших проявлений речевых автоматизмов и сопо­ставление этого времени с временем реакции позволят выявить резо­нансный характер актуализации речевых единиц и тем самым прибли­зиться к пониманию волновой основы высших психических процессов.

С точки зрения методики, позволяющей выявить волновые (ре­зонансные) взаимодействия, большой интерес представляет деятель­ность синхронного переводчика. Эта деятельность предполагает выс­шую форму речевого общения, высшее владение речевыми автома­тизмами. Синхронный переводчик осуществляет перевод с одного язы­ка на другой со скоростью, близкой к скорости того процесса громкой речи, которая осуществляется при обычном разговоре.

Для того чтобы такая скорость речевой деятельности была воз­можна, синхронному переводчику необходимо актуализировать слова и грамматические структуры того языка, на который он должен пере­водить, почти одновременно со словами и грамматическими структу­рами того языка, с которого этот перевод осуществляется.

С точки зрения организации психологического эксперимента, де­монстрирующего волновую природу психологического кодирования, целесообразно вычленить некоторые существенные компоненты син­хронного перевода и затем подвергнуть их лабораторному экспери­ментальному анализу. Интересно проследить, например, с какой ско­ростью актуализируются соответствующие русские слова, если произ­носятся слова иностранные. Для получения более четких эксперимен­тальных результатов целесообразно организовать опыты таким обра­зом, чтобы каждое подаваемое слово было бы случайным. В против­ном случае у переводчика может возникнуть установка на появление слова, относящегося к ограниченной лексической группе. Каждое по­даваемое слово должно быть адресовано ко всему словарному запасу переводчика. Именно в этом случае может возникнуть ситуация акту­ализации элемента опыта из практически бесконечного числа элемен­тов. Такой эксперимент по исследованию речевой деятельности может быть сопоставлен с классическими экспериментами по скорости ре­акции.

После возникновения теории информации возрастание времени реакции при увеличении числа альтернатив стало связываться с воз­растанием информации, подсчитываемой по известной формуле Шенно­на. Такое возрастание времени реакции при возрастании числа альтер­натив было названо законом Хика.

Однако дальнейшие исследования показали ограниченность дейст-

2* 35


вия закона Хика. Было установлено, что уже после десяти сигналов время реакции перестает возрастать (314). Это значит, что уже в ус­ловиях реакции выбора при определенном количестве сигналов про­цесс активного выбора реакций сменяется процессом, имеющим су­щественно иной механизм.

Переводчик в эксперименте со случайной подачей иностранных слов может быть уподобен испытуемому в таком опыте с измерени­ем времени реакций, в котором он должен быть готовым отреагиро­вать одной из имеющихся у него нескольких сотен или тысяч реакций при возникновении одного из возможных нескольких сотен (тысяч) сигналов. Будет ли в данном случае время его речевой реакции пере­вода существенно, во много раз отличаться от времени двигательной реакции в условиях эксперимента с несколькими кнопками или сиг­налами?

Переводчик оперирует не только со словами, но и с речевыми струк­турами, грамматическими формами. Здесь возникает вопрос о времен­ных параметрах актуализации грамматических форм в эксперименте, в котором требуется как можно быстрее опознать речевую структуру. Представляло интерес выяснить, какие существуют временные разли­чия между актуализацией слов и актуализацией речевых структур.

Во многих исследованиях по педагогической психологии содер­жится идея свертывания и автоматизации операций при достижении человеком высшего уровня мастерства в том или ином виде деятель­ности. Согласно этой точке зрения, состав, язык операций, действий остается прежним. Речевая же деятельность синхронного переводчи­ка позволяет предположить, что высший уровень овладения деятель­ностью предполагает качественно иной, волновой язык процесса, кото­рый именно на этом высшем уровне обнаруживает себя в полной мере.

Временные параметры речевых реакций переводчиков определялись в условиях лабораторного эксперимента, в котором в качестве испыту­емых участвовали студенты II—III курсов иностранного факультета университета (исследование Д. В. Балубовой и др.) (310). Количест­во английских слов, входящих в активный словарь этой категории испытуемых, превышало одну тысячу. Последовательности из тридца­ти английских слов, которые предъявлялись испытуемым для пере­вода, составлялись на основе случайной выборки. Инструкция первой серии опытов требовала, чтобы при предъявлении английского слова испытуемый как можно скорее отвечал адекватным русским словом. Слова в первой серии предъявлялись в двух вариантах — на слух и для зрительного восприятия. Оба варианта записывались на магнитофон. Время речевой реакции перевода определялось с помощью измерения длины магнитной ленты, прошедшей между предъявлением слова и на­чалом ответа испытуемого. Для каждого испытуемого подсчитав ал ось среднее время его реакции перевода по тридцати словам. Совокупность всех значений времени перевода была объектом анализа в первой серии.


Во второй серии экспериментов определялось время распознавания грамматических структур. В опытах этой серии испытуемым предлага­лись английские фразы, состоящие из шести или восьми слов. Инструк­ция требовала определить содержащуюся в этих фразах грамматическую структуру за минимально короткое время и назвать вид этой структуры. Всего было три структуры. Фразы предлагались как для зрительного, так и для слухового восприятия. Фразы были составлены таким обра­зом, что заканчивались на основном элементе грамматической структу­ры; это лишало испытуемого дополнительного времени обдумывания при зрительном или слуховом восприятии фразы.

В таблице 1 приведены полученные в двух сериях эксперимента материалы. Как видно из таблицы, между показателями реакции пере­вода отдельных слов при зрительном и слуховом восприятии обнару­живается существенная разница: за исключением отдельных испыту­емых, при слуховом восприятии слов у большинства время реакции короче, чем при восприятии зрительном. Это соответствует данным о времени зрительных и слуховых реакций (333).

Особенно резкие различия в скорости реакции между зрением и слухом были обнаружены во время распознавания грамматических структур. Реакция на английские фразы при зрительном их восприя­тии оказалась значительно длительнее, чем при слуховом восприятии. Поскольку эти различия связаны, по-видимому, с особенностями про­цесса чтения и физиологическими процессами, происходящими в зри­тельном анализаторе, а также в связи с тем, что нас интересует прежде всего центральное звено актуализации прошлого опыта, мы исключи­ли время зрительных реакций на грамматические структуры и ограни­чились лишь рассмотрением реакций при слуховом восприятии.

Как уже говорилось, число распознаваемых грамматических струк­тур в настоящем эксперименте равнялось трем. Поскольку первая структура могла длительнее анализироваться в силу ориентировки, а третья структура распознавалась слишком быстро, было решено при рассмотрении материала второй серии подвергнуть анализу показатели времени реакции лишь второй грамматической структуры при слухо­вом восприятии английских фраз.

Рассматривая таблицу 1, мы видим, что основное количество значе­ний времени перевода отдельных слов приходится на показатели време­ни реакции меньше 0,4 с. Таких значений времени при слуховом вос­приятии слов оказалось 70%. 43% составили показатели, не превыша­ющие 0,5 с, 23% — показатели меньше 0,4 с. Наименьший показатель был обнаружен у испытуемого Б. Н.—0,32 с. Что касается числа показа­телей, больших 0,7 с, то их при слуховом восприятии слов оказалось всего три случая, т. е. 10% показателей.

Как уже говорилось, в соответствии с литературными данными о времени реакций длительность реакций при зрительном восприятии слов в массе своей существенно превысила длительность реакций при


Таблица 1 Время актуализации английских слов и грамматических структур, с

 

 

 

 

Испытуемый Отдельные слова Узнавание граммати­ческих структур  
Слух Зрение  
При слуховом восприя­тии  

СО. 0,34 0,78
Ф. Н. 0,34 0,79
п. н. 0,35 0,36
н. н. 0,38 0,81
Л. А. 0,38 0,82
В. Е. 0,49 0,82
Ш. О. 0,50 0,88
СИ. 0,54 0,49
Ш. М. 0,54 0,63
о. т. 0,55 0,51
м. т. 0,57 0,95
я. с. 0,57 0,97
в. н. 0,57 0,97
ч. л. 0,58 0,97
к. с. 0,61 0,99
в. о. 0,62 0,99
Б. Н. 0,32 0,64
л. т. 0,34 0,72
ж. н. 0,79 0,81
т. и. 0,43 0,71
З.Е. 0,72 0,98
к. к. 0,83 0,84
ст. 0,42 0,61
Б. Р. 0,49 0,66
Л. Л. 0,64 0,73
т.н. 0,69 0,95
К. Е. 0,64 0,76
К. Л. 0,82 0,89
Б. Н. 0,58 0,74
Т. В. 0,48 0,74

0,74 0,54 0,87 0,96 0,42 0,39 0,38 0,77 0,91 0,64 0,59 0,88 0,43 0,34 0,64 0,38 0,70 0,85 0,84 0,94 1,30 0,81 0,65 0,86 0,61 1,21 0,42 1,18 0,77 0,42

слуховом восприятии. Однако ни у кого из наших испытуемых среднее время распознавания английских слов, предъявленных для зритель­ного восприятия, не достигло 1 с.

Количество показателей времени реакции при зрительном восприя­тии слов меньшее, чем 0,7 с, составило всего 23%. 50% показателей в этом варианте опыта составили значения, не достигшие 0,8 с, и 50% зна­чений пришлось на величины времени в промежутке между 0,8 и 0,99 с.


Что же касается показателей времени реакции при слуховом рас­познавании грамматических структур, то значения этих показателей также не превышали 1 с. Распределение времени реакции при распо­знавании грамматических структур похоже на распределение времени реакции при переводе отдельных слов на основе их зрительного вос­приятия. Также оказалось, что число значений, меньших 0,8 с, состави­ло 50%. 50% показателей составили те значения, которые были между 0,8 и 0,99 с. Что же касается значений времени реакции, меньших 0,6 с, то таких значений оказалось всего три случая — 10%. Такова общая ко­личественная характеристика времени реакций при переводе слов и грамматических структур, представленных в обобщающей таблице.

Полученные экспериментальные данные приобретают смысл при сопоставлении их с известной в психологии длительностью простых психических процессов. Так, время прочтения слова, согласно иссле­дованиям Кэтелла, близко к 0,43 с (333). Если сравнить полученное в наших опытах среднее время перевода отдельных слов при слуховом их восприятии с этой величиной, то можно сделать вывод о том, что время перевода отдельного слова практически совпадает со временем его прочтения на английском языке. Иначе говоря, сам процесс пере­вода происходит мгновенно.

Вторым моментом, выступившим в анализе полученных экспери­ментальных материалов, оказался факт неприменимости закона Хика к процессу актуализации лингвистических единиц. Уже говорилось выше, что этот закон перестает действовать при определенном количе­стве сигналов и реакций в эксперименте с реакцией выбора. Особенно разительно неприменимость закона Хика к анализу сложной реактив­ной деятельности человека проявляется в нашем эксперименте, в кото­ром имеют место сотни и тысячи альтернатив. Если иметь в виду, что среднее время реакции при десяти сигналах составляет 0,62 с, то ока­жется, что основная масса значений времени речевых реакций при ог­ромном, практически бесконечном количестве альтернатив лежит ниже этой величины.

Объем словаря и количество возможных сигналов в ситуации про­веденного эксперимента таковы, что для объяснения полученных вре­менных данных не может быть использована та модель последовательно­го представления реакций, их оценки и выбора их оптимальной, которая берет свое начало от Ф. Дондерса.

Невозможность в этих условиях, последовательной деятельности по представлению различных вариантов и выбору из них наилучшего следует из сопоставления времени адекватных реакций на одиночные слова и речевые структуры со временем простой двигательной реакции на звуковой сигнал (0,14 с). Полученные в эксперименте длительности лишь в 3—6 раз превышают время простейшего психологического явле­ния, в то время как количество хранимых в памяти реакций (адекват­ных русских ел в) и число возможных сигналов (случайно подаваемых


английских слов) более тысячи. Полученные экспериментальные данные позволяют вместо последовательности перебора возможных реакций предложить иную модель актуализации прошлого опыта. Эта модель предполагает, что каждый входящий сигнал воздействует на всю сово­купность прошлого опыта; в результате актуализируется та реакция (в нашем эксперименте то слово), которая адекватна пришедшему сигналу. Здесь возможна следующая аналогия: при воздействии опре­деленным звуком на все струны рояля начинает вибрировать та струна, физические параметры которой соответствуют этому звуку. Именно такое взаимодействие в физике носит название резонансного взаимо­действия. Следовательно, материалы проведенного эксперимента сви­детельствуют в пользу волнового способа кодирования в психической деятельности.

Можно было бы привести много примеров резонансного управле­ния, а следовательно, и волнового кодирования информационных про­цессов мозга. О реальности волновой психофизики говорят экспери­ментальные и теоретические материалы. Однако уже данных приведен­ного исследования достаточно для того, чтобы ощутить реальность вол­новых процессов, обеспечивающих регулирующую работу мозга.

Разумеется, самого факта резонанса в мозговых процессах еще недостаточно для доказательства голографической природы образов и мыслей человека. Факты резонансных, основанных на волновом ко­дировании взаимодействий лишь в определенной мере повышают ве­роятность голографических моделей.

Прямым доказательством существования мозговых голограмм была бы прямая регистрация выбросов психофизических структур за пределы мозга. Большой методический интерес в этом отношении представляют так называемые пси-фотографии, сведения о которых время от времени появляются на страницах парапсихологических из­даний (141, 158). Безусловно, подтверждающими эту гипотезу явля­ются те факты засветки запечатанной фотографической пленки с по­мощью глаз, которые были зарегистрированы у известного экстрасенса и феномена Н. С. Кулагиной.

Все эти факты позволяют ставить вопрос о разработке такой ме­тодики, с помощью которой можно было бы осуществлять прямую ре­гистрацию стоячих волн, выбрасываемых из глаз во время зрительно­го восприятия или представления различных объектов. При этом необ­ходимо, чтобы такая регистрация была возможна не только у отдель­ных исключительных личностей, но и у обычных людей.

Разработка такого метода существенно продвинет вперед понима­ние работы мозга и прольет свет на многие парапсихологические явле­ния. Если образ того или иного предмета, генерируемый мозгом челове­ка, действительно окажется стоячей волной, своего рода голограммой, то к этому образу могут быть применены все те принципы, которые применяются к волновым структурам. Так, на образ как психофизи-


ческую категорию может быть распространен тот принцип нелокально­сти, о котором мы говорили выше и согласно которому стоячие вол­ны могут оказаться в любой точке пространства.

Реализуя принцип нелокальности в отношении психологических образов как голограмм, можно утверждать, что в каждой точке про­странства в латентном, скрытом виде существуют образы и мысли всех людей. Отсюда вытекает одна из гипотез, которая позволяет дать естест­веннонаучное объяснение биоинформационным контактам (телепатии).

Разумеется, проблема регистрации образов как выброшенных, экстериоризованных за пределы мозга стоячих волн не является простой проблемой в методическом отношении. Исследователям еще придется решить целый ряд более мелких проблем, прежде чем будут созданы приборы, надежно регистрирующие мозговые голограммы. Но здесь научной психологии оказывает помощь совокупность материалов, полу­ченных парапсихологами при изучении различных пси-феноменов, а так­же данные в психиатрии и психологии. Материалы эти при всей их исклю­чительности свидетельствуют о реальности выдвигаемой ш дхолого-голо-графической гипотезы и о том, что поиски средств объективной реги­страции образов у обычных испытуемых в конце концов увенчаются успехом.

В этом направлении сделаны очень важные наблюдения. Например, врач-психиатр Г. П. Крохалев проводил экспериментальные исследова­ния галлюцинаций у больных людей и обнаружил, что зрительные галлю­цинации могут быть объективно зарегистрированы на фото- и киноплен­ке (207, 208, 203). По мнению этого исследователя, глаз формирует в пространстве голографическое изображение образа, возникающего в мозге. Ученый считает, что при зрительных галлюцинациях происходит обратная передача информации от центра зрительного анализатора к пе­риферии с проекцией зрительного образа из сетчатки глаз в простран­ство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...