Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архимандрит Роберт Ф. Тафт 2 страница




5)Преподобный Феодор Студит, наставник монашества, защитник иконопочитания. Херсон, 2006.

6)Тлумачний путівник божественною літургією (оновлене видання). Київ, 2008, на укр. яз.

7)Толковый путеводитель по божественной литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. М. 2009.

Нотные сборники:

1)Православные церковные хоры. Сочинения и переложения архиепископа Ионафана (Елецких). Киев, «Музична Україна» - 4933, год издания 1996 (? ) (на титульной с. дата изд. не указана);

2)Христос раждается. Торжественные ирмосы Рождества Христова. Киевский распев. К. “Музична Україна”, 1993;

3)Степенные антифоны утрени древних распевов. К. “Музична Україна”, 1994;

4)Песнопения воскресной службы, глас 1, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 18;

5)Песнопения воскресной службы, глас 2, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 21;

6)Песнопения воскресной службы, глас 3, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 26;

7)Песнопения воскресной службы, глас 4, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 29;

8)Песнопения воскресной службы, глас 5, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 27;

9)Песнопения воскресной службы, глас 6, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 37;

10)Песнопения воскресной службы, глас 7, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 28;

11)Песнопения воскресной службы, глас 8, Степенна, антифон первый, М. Православный центр «Живоносный источник», 1996 г., с. 31;

12)Тебе одеющагося. Распев Киево-Печерской Лавры. Песнопения Страстной седмицы. Часть вторая. Великий пяток. М. Православный центр «Живоносный источник», 1999, с. 93;

13)Тебе одеющагося. Напев Киево-Печерский лавры. Воскресные службы постной Триоди. М.: Паломник, 2000; с. 156;

14)Ирмосы великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), гл. 6. Для смешанного хора. Триодь церковного пения. Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издательский совет РПЦ, 2006; с. 11-19;

15)Ирмосы великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), гл. 6. Для трех однородных голосов. Триодь церковного пения. Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издательский совет РПЦ, 2006, с. 19-27

16)Душе моя. Гл. 6 зн. р. Триодь церковного пения. Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издательский совет РПЦ, 2006; с. 87-89

17)С нами Бог. Напев Соловецкого монастыря. Триодь церковного пения. Седмичные службы Великого поста. Великое повечерие. М.: Издательский совет РПЦ, 2006, с. 16;

18)Ныне силы небесныя. Напев Валаамского монастыря. Триодь церковного пения. Седмичные службы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров. М.: Издательский совет РПЦ, 2006, с. 47;

19)Слава тебе, Боже наш. Обиход церковного пения. Чинопоследования Требника. Венчание. М.: Издательский совет РПЦ, 2006, с. 11;

20)Положил еси на главах их венцы. Прокимен зн расп. Гл. 8, Обиход церковного пения. Чинопоследования Требника. Венчание. М.: Издательский совет РПЦ, 2006, с. 14;

21)Исаие, ликуй. Тропари на венчание, 5 гл. зн р. Обиход церковного пения. Чинопоследования Требника. Венчание. М.: Издательский совет РПЦ, 2006, с. 29;

22)Задостойники. Ч. 2. М.: Издательский совет РПЦ, 2008;

23)Осанна. Собрание духовно-музыкальных переложений и сочинений. Херсон, 2004;

24)Літургія миру («De Angelis»). Бібліотека камерного хору «Київ», на ц. слав. яз. с укр. транслитерацией, 2003;.

25)Литургия мира («De Angelis»). Хоровая партитура. Херсон, 2003;

26)Чорнобильська літургія. Хорова партитура. Херсон, 2003, на ц. слав. яз. с укр. транслитерацией;

27)Лира. Избранные духовно-музыкальные сочинения и переложения. Херсон, 2007;

28)Чернобыльская литургия. Хоровая партитура. Херсон, 2009, на церк. слав. яз..

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА.. 9

КРАТКАЯ СХЕМА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.. 10

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА 11

ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ... 11

МОЛИТВА НА ГЛАВОПРЕКЛОНЕНИЕ ИЕРЕЯ.. 11

ПРОСКОМИДИЯ.. 12

МОЛИТВА ПРОСКОМИДИИ.. 16

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ.. 17

МОЛИТВА ПЕРВОГО АНТИФОНА.. 20

ПЕРВЫЙ АНТИФОН.. 21

МАЛАЯ ЕКТЕНИЯ.. 22

МОЛИТВА ВТОРОГО АНТИФОНА.. 22

ВТОРОЙ АНТИФОН.. 23

ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ.. 24

МАЛАЯ ЕКТЕНИЯ.. 25

МОЛИТВА ТРЕТЬЕГО АНТИФОНА.. 25

ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ... 26

МОЛИТВА НА ВХОД ВО СВЯТИЛИЩЕ.. 27

МОЛИТВА ТРИСВЯТОГО СЛАВОСЛОВИЯ.. 27

ТРИСВЯТОЕ СЛАВОСЛОВИЕ.. 28

МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ СВ. ЕВАНГЕЛИЯ.. 28

ЕКТЕНИЯ УСЕРДНОГО МОЛЕНИЯ.. 29

МОЛИТВА УСЕРДНОГО МОЛЕНИЯ.. 31

ЕКТЕНИЯ ОБ УСОПШИХ.. 31

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ.. 32

ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШАЕМЫХ.. 32

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА.. 33

ЕКТЕНИЯ ВЕРНЫХ ПЕРВАЯ.. 34

МОЛИТВА ВЕРНЫХ ПЕРВАЯ.. 34

ЕКТЕНИЯ ВЕРНЫХ ВТОРАЯ.. 35

МОЛИТВА ВЕРНЫХ ВТОРАЯ.. 36

МОЛИТВА ЛИЧНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.. 36

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ.. 38

ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ.. 39

МОЛИТВА ПРИНОШЕНИЯ.. 41

СИМВОЛ ВЕРЫ... 42

А Н А Ф О Р А.. 43

ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ.. 55

МОЛИТВА О СПАСИТЕЛЬНОМ ПРИЧАЩЕНИИ.. 57

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА.. 58

МОЛИТВА О ПРИЧАЩЕНИИ ОТ РУКИ ХРИСТОВОЙ.. 59

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ... 60

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ГИМНЫ ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ.. 61

БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ЕКТЕНИЯ.. 62

БЛАГОДАРСТВЕННАЯ МОЛИТВА.. 62

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ИСХОД ИЗ ХРАМА.. 63

МОЛИТВА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ.. 64

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕРНЫМ... 64

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО 65

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ.. 66

МОЛИТВА ПЕРВОГО АНТИФОНА.. 69

ПЕРВЫЙ АНТИФОН.. 70

МАЛАЯ ЕКТЕНИЯ.. 71

МОЛИТВА ВТОРОГО АНТИФОНА.. 71

ВТОРОЙ АНТИФОН.. 72

ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ.. 73

МАЛАЯ ЕКТЕНИЯ.. 74

МОЛИТВА ТРЕТЬЕГО АНТИФОНА.. 74

ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ... 75

МОЛИТВА НА ВХОД ВО СВЯТИЛИЩЕ.. 76

МОЛИТВА ТРИСВЯТОГО СЛАВОСЛОВИЯ.. 76

ТРИСВЯТОЕ СЛАВОСЛОВИЕ.. 77

МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ СВ. ЕВАНГЕЛИЯ.. 77

ЕКТЕНИЯ УСЕРДНОГО МОЛЕНИЯ.. 78

МОЛИТВА УСЕРДНОГО МОЛЕНИЯ.. 80

ЕКТЕНИЯ ОБ УСОПШИХ.. 80

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ.. 81

ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШАЕМЫХ.. 81

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА.. 82

ЕКТЕНИЯ ВЕРНЫХ ПЕРВАЯ.. 83

МОЛИТВА ВЕРНЫХ ПЕРВАЯ.. 83

ЕКТЕНИЯ ВЕРНЫХ ВТОРАЯ.. 84

МОЛИТВА ВЕРНЫХ ВТОРАЯ.. 85

МОЛИТВА ЛИЧНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.. 85

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ.. 87

ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ.. 88

МОЛИТВА ПРИНОШЕНИЯ.. 90

СИМВОЛ ВЕРЫ... 91

А Н А Ф О Р А.. 92

ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ.. 111

МОЛИТВА О СПАСИТЕЛЬНОМ ПРИЧАЩЕНИИ.. 112

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА.. 114

МОЛИТВА О ПРИЧАЩЕНИИ ОТ РУКИ ХРИСТОВОЙ.. 114

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ... 115

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ГИМНЫ ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ.. 116

БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ЕКТЕНИЯ.. 117

БЛАГОДАРСТВЕННАЯ МОЛИТВА.. 117

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ИСХОД ИЗ ХРАМА.. 118

МОЛИТВА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ.. 119

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕРНЫМ... 120

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 121

О ДРЕВНЕЙ ПРАКТИКЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЕКТЕНИИ И ЧТЕНИИ ЕВХАРИСТИЧЕСКИХ МОЛИТВОСЛОВИЙ.. 121

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.. 123

ЕВХАРИСТИЯ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА 125

ОБРАЗ ЧТЕНИЯ МОЛИТВ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.. 143

БЫЛО ЛИ ТРАДИЦИОННО ДЛЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ЛИТУРГИЧЕСКИХ МОЛИТВ?. 146

ОБ АВТОРЕ.. 150

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 155


[1] В настоящее время епископ Сумской и Ахтырский.

[2] В древние времена Литургию совершал только епископ, а позднее, по его поручению - иерей.

[3] В древности проскомидия совершалась после синаксиса и исхода из храма оглашенных.

[4] В представлении православных греков-византийцев епископ – это живой образ, икона Христа. Отсюда особая честь, воздаваемая епископу (целование рук, поклонения, торжественное облачение, тройное каждение во время богослужения, осенение трикирием и дикирием – символами Святой Троицы и Христа, и жезлом, как символом духовной власти и детовождения ко Христу. Встреча епископа в храме приобретала для них таинственное символическое значение.

[5] Слава Божия – Таинственный огнезрачный Образ Присутствия Божьего, прикрывающий непостижимую сущность Бога. О Славе Божией читайте в дальнейших комментариях.

[6] Слово «проскомидия» – состоит из двух греч. слов: «к» и «несу», отсюда «несу к…», «несу для…». На проскомидии в левом приделе алтаря предуготавливаются Святые Дары – евхаристические хлеб и вино, для последующего перенесения их на престол и освящения в Тело и Кровь Христовы. Греки «проскомидией» называют всю Литургию (или анафору) и предпочитают называть эту часть Евхаристии словом «протесис» – принесение. Ныне проскомидия (ради удобства) совершается в чине чтения определенных псалмов, т. н. часов. В древности проскомидия совершалась непосредственно в чине Литургии после ухода оглашаемых из храма (перед Херувимской песнью).

[7] Имеется в виду нарушение заповеди, данной Богом Адаму и Еве в земном Раю: не вкушать без Его воли плодов таинственного гносеологического Древа познания Добра и Зла.

[8] «Присно» - во все времена, постоянно.

[9] «И во веки веков» – т. е., в эсхатологической перспективе вечного бытия.

[10] «Приснодева» - Неизменнодева. Титулование Пр. Богородицы, вытекающее из мариологического догмата Святой Церкви: Матерь Божия, безмужно родив Христа, осталась и продолжает пребывать Девой. Перевод “Приснодева” как “Вечнодева” богословски неточен: вечность появилась вместе с творением Міра, когда человеческий род еще не существовал.

[11] Тема принесения бескровной Жертвы в честь Пресвятой Богородицы и в память Её молитвенного пред Богом предстательства повторится и в ходатайственной части анафоры. (См. анафору: возглашение «Изряднее…»).

[12] Хлебом Живым, сшедшим с небес, именовал Себя в Евангелии Господь Иисус Христос (Ин. 6: 51: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей, будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь міра»).

[13] Ср. Мф. 25: 41: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…»

[14] Тема т. н. восходящего эпиклесиса: моление Богу-Отцу о принятии Св. Даров на Превышенебесный Жертвенник (в латинской традиции «руками Ангела», т. е. Христа).

[15] Церк. слав. «пречестное» – достойное чести от всех, многочтимое, предостойное, достославное, достойнейшее.

[16] «Не произноси имени Божия всуе» – гласит заповедь Божия. Святость Имени Божьего отражает идею абсолютной «инаковости» Бога по отношению к тварному миру и непричастности Творца ко злу. Святые Отцы мыслили святость Божию как совокупность всех совершенств, как онтологическую предвечную Красоту, созерцание и приобщение к которой имеет следствием особое духовное состояние души – «сердечную сладость», блаженство (см. заповеди блаженства). Вспомните известное выражение одного из героев Ф. М. Достоевского: «Красота спасет Мір».

[17] Царство Отца и Сына и Святого Духа - постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия (Мф. 4: 17), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем (Ин. 17: 3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле.

[18] Аминь – воистину так. Имя Христово (Откр. 3: 14). Свидетельство истинности, словесная «печать» молитвы и Таинства (1 Кор.: 14: 16).

[19] Т. е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени…», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави... » По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трап е зе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва, – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче: …» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении.

[20] Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. Фил. 4: 7: «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; Кол. 3: 15: «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Сам Бог после творения мира почил от всех дел Своих. Мир Божий есть дар Божий, и открывается как живое Присутствие Бога. По свидетельству православных мистиков, познавший Мир Божий внезапно чувствует Присутствие Божье, как Личности, как Живой радостный Свет, он каждой клеткой своего существа ощущает Благость Божью, полноту и законченность Вселенной, ранее отсутствовавшую в душе гармонию; окружающий мир становится прекрасным. От созерцания гармонии и Красоты Мира Божьего (Света Божьего, Славы Божьей) человека часто охватывает острое ощущение радости и счастья бытия (блаженство), и вместе с тем непоколебимая уверенность в своем личном бессмертии и бытии Божьем. Ср. Рим. 14: 17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». По свидетельству мистиков, познавший Мир Божий человек отчетливо понимает, что иначе и быть не может, что мир без Бога – верх нелепости и логического абсурда, что без Бога сотворённый Мир не просуществовал бы и мгновения. Противоречивый критический голос падшего рассудка умолкает, и бытие Божие душа ощущает как радостную онтологическую реальность. Пожелание Мира Божьего в богослужении – высшая степень проявления любви к человеку и есть пожелание спасения души. Отсюда возглас «Мир всем! »

[21] Здесь прошение о мире во всей Вселенной, о согласии, об отсутствии враждебности между всем творением Божьим, в том числе между ангелами и человеческим родом, чтобы Высший невидимый Мір служебных духов (ангелов) был к нам мирен и благожелателен. В Библии упоминаются не только ангелы-хранители (Деян. 5: 17-20: «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни») или ангелы-примирители (Лк. 2: 13: 14: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! »), но и ангел – истребитель (1Пар. 21: 15: «И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою»); об ангеле бездны и губителе Аваддоне (греч. Аполлион) см. Откр. 9: 11, а также БТ, 27, изд. МП, 1985, с. 323.

[22] «…о благостоянии Церквей» – моление о нерушимом стоянии местных Церквей в Христовой Истине.

[23] Прошение о единении в местных Церквах всех христиан. Церковь Христова одна, хотя в мире сем являет себя как Семья канонических Поместных Православных Церквей.

[24] Церк. слав. «о честном пресвитерстве» - о досточтимых священниках.

[25] „О всем притче”, т. е., о церковнослужителях: о пономарях, певцах, свещеносцах, чтецах, иподиаконах.

[26] Церк. слав. «и людях» – т. е., о членах поместной (епархиальной) Церкви (диоцеза).

[27] Прошение о том, чтобы воздушная среда (стихия) была растворена, наполнена божественной благодатью, чтобы воздух был благоумеренным, благоумягченным, чтобы климат Земли всегда был благоприятен для жизни людей, флоры и фауны.

[28] Об избавлении православной страны и христиан от всевозможных бед, ненависти и насилия от внешних врагов (от язычников, варваров и др. ).

[29] Бог действует в Мире посредством Своих Божественных нетварных энергий – благодати. По преп. Серафиму Саровскому – цель жизни человека состоит в стяжании дара благодати Духа Святого.

[30] Т. е., призывая в помощь Пресвятую Богородицу и всех святых.

[31] Церк. слав. «весь живот наш Христу Богу предадим». Смысл церк. слав. «весь живот» в древности был шире нынешнего слова «вся жизнь» и означало всё, чем был наделён или владел человек: бытие, тело, разум, воля, чувства, намерения, дела и всё его имущество («живот, имение»). Вместе с евхаристической Жертвой верные всецело приносят (посвящают) служению Богу и себя, и всё, чем они обладают. Последнее диаконское возглашение является призывом к смирению перед волей Божией и к полной самоотдаче в служении Ему на земле и в вечной жизни по примеру Пресвятой Богородицы и всех святых. Последующий ответ верных «Тебе, Господи» имеет характер обещания-присяги деятельной и жертвенной любви к Богу и ближним.

[32] В древности почти все молитвы Литургии и ектении выслушивались коленопреклонно. Об этом читайте приложение «О древней практике совершения ектений».

[33] Господь, по-гречески «Кириос» – Владыка, т. е., Тот, Кто господствует. Одно из имен Божиих.

[34] Слава Божия – отнюдь не простая известность. Пророку Иезекиилю на берегах реки Ховар было явление Славы Бога Израилева в виде величественного и прекрасного образа, сотканного из света и огня (Иезек. 1). Херувимы – опора Славы Божией, являющейся Священным Началом, Присутствием Божиим. У Святых Отцов (свт. Григорий Палама) Слава Божия это то светлое облако или сияние нетварных Божественных Энергий, которое созерцали св. апостолы в Лице Христа (греч. «энергиа» – благодать). Бог есть Свет, и Христос есть сияние Славы Отца. См. Ин. 1: 14: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»; Ин. 17: 24: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Сущность Божия (евр. Шихина) абсолютно непостижима и недоступна. Триединый Бог бытийствует в окружении Своих нетварных энергий, в Своей Славе. Он почивает во Своей святости подобно Солнцу, окруженному сиянием своей же плазмы – солнечной короны. Слава Божия, по библейскому учению, как бы прикрывает Шихину Божию – непостижимую сущность Бога. Слава Божия мыслится как совокупность всех совершенств. Слава Божия есть совершенная Красота Божия, нетварное одеяние глубинной сущности Бога, созерцание которой переживается как единое Благо. Это состояние блаженства пережили святые апостолы на Фаворе, созерцая облако Славы Божией. Благодать Божия посылается Богом и действует в Церкви через святые Таинства, особенно через Евхаристию. Причастники «одеваются» во Христа – в Предвечную Славу Отца. Ею обновляется (освящается) весь тварный мир. Еврейские раввины учили: «Там, где двумя или тремя читается Тора, там Шихина Божия посреди них». Христос повторил эту фразу по отношению к Себе: «Там, где двое или трое собрались во Имя Моё, там Я посреди них». Переживанием Присутствия прекрасной Славы Божьей и воспеванием Её пронизана вся Литургия Церкви.

[35] Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине».

[36] Церк. слав. «щедроты Божии» – дары любви Божьей и Его сострадания к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение человека. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф. 5: 9: «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».

[37] Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t. 10, Romae, 1844, p. 38-39, а также Успенский Н. Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин. ”).

[38] Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т. н. песенной Утрени.

[39] В Новом Завете Народ Божий – это верующие во Христа, вся Церковь Христова.

[40] «Достояние Твое», т. е., всё, что принадлежит Тебе (Народ Божий, в т. ч. и будущие поколения христиан, святыни). См. 1Петр. 1: 18-19: «Возлюбленные… не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца»; 1Петр. 2: 9-10: «… вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».

[41] Полнота Церкви – невидимая и видимая стороны бытия Церкви (Божественная и человеческая).

[42] Ср.: Мф. 21: 13: «Дом Мой – Домом молитвы наречется…»

[43] Здесь прошение к Отцу облечь верных силой Духа Святого во Христа через причастие.

[44] «Держава» – божественное абсолютное единовластие, самодержавие, автовасилиа (греч. ).

[45] С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Сила и Слава. В Ней - «автовасилиа=самоцарственность». “Царство”, “Сила”, “Слава” – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово “Бог”, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел “одесную Силы”, т. е., воссел по правую руку Отца (Мк. 14: 62). Единородный Сын Божий есть Слава Отца (Ин. 17: 24).

[46] Сион – возвышенность в Иерусалиме. Иносказательно – Церковь Христова.

[47] Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого.

[48] Единственный.

[49] Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин. 1: 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты? », – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т. е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх. 3: 14: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин. 17: 24: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр. 1: 8: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин. 8: 58: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь»; «Бессмертен сый» - бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

[50] Неизменно, слав. «непреложно», т. е., исключая всякую перемену божественной и человеческой природы при воплощении Логоса – единородного Сына Божия.

[51] Православная Церковь верует, что Пресвятая Богородица после безмужнего рождения Ею Христа осталась на все времена Девой.

[52] Христос отдал Себя на распятие добровольно. На кресте было распято человечество Христа, ипостасно соединенное с Его Божественной природой и прославленное воскресением.

[53] Боголепное славословие и поклонение в равной степени, равнославно, равночестно и одновременно воздаются всем Лицам Святой единосущной и нераздельной Троицы.

[54] См. Мф. 18: 19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

[55] Будущий Век – бесконечно длящееся бытие преображенного Мира, где Бог будет Всем во всём.

[56] Слав. «блаженство» происходит от слова «благо, благость» – высшая духовная эсхатологическая ценность, предполагающая общение с Абсолютным Благом, Которое есть Бог. Ср. Мф. 19: 17: «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Истинное блаженство вне Бога невозможно.

[57] Нищие духом – это люди, душа которых отрешена от стяжания богатства и земной славы. В древнееврейском обществе существовал целый класс «нищих духом». Вариант перевода: «Блаженны нищие, ибо их душа унаследует Царство Небесное».

[58] Чин – (греч. «таксис») – упорядоченный чёткий строй, согласно иерархической лестнице.

[59] “Воинство небесное” в семитской языковой системе означает строй светил. Древние иудео-христианские предания предполагали связь светоносных ангелов с планетами по признаку стройности, размеренности, стремительности движения. Архангела Гавриила часто соединяли с Луной, Рафаила с Меркурием и т. д. В толкованиях Святых Отцов “небесные светы” - это ангелы. Об ангелах читайте: БТ, 27, изд. МП, 1985, с. 325-327. Богословие насчитывает девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы (троны), господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, но точное их число ведает только Бог.

[60] Торжественным входом епископа с народом из обширного притвора (нартекса) в центральный неф храма собственно и начиналось в древности богослужение Евхаристии. При этом пели гимн «Приидите, поклонимся…»

[61] Торжественное шествие Императора и Синклита из дворца, а затем совместный вход с Патриархом, клиром и народом (верные, оглашенные и др. ) в храм Святой Софии совершались стройной процессией, согласно «табели о рангах» Восточной Римской Империи. Отсюда призыв начинать шествие: «Прямо, чинно! », т. е. правильно.

[62] «и припадем» – в древности молитвы евхаристии и ектении выслушивались коленопреклонно.

[63] Трисвятую песнь – троекратную. Имеется в виду ангельская песнь, где есть троекратное «Свят, Свят, Свят».

[64] Т. е., твёрдый, устойчивый, верный, Тот, на Которого можно положиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...