Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архимандрит Роберт Ф. Тафт 3 страница




[65] Песнь ангелов на небе: «Свят Бог! Свят Крепкий! Свят Бессмертный! » «Помилуй, нас! » поем с ними на земле мы, грешные люди.

[66] Т. е., благослови меня на чтение Писания…

[67] Слово «Евангелие» в переводе с греческого «Благая Весть». Евангелист означает благовестник.

[68] “слово Своей великой Силы” – т. е., содействие божественной благодати (энергии) Святого Духа.

[69] Церк. слав. «во исполнение Евангелия» – т. е. для возвещения полноты Евангелия - Благой Вести о спасении во Христе всем народам Земли..

[70] В данном контексте «Мир тебе! » означает «да будет покой тебе», отдыхай. «Мир тебе! » – устное пожелание окончания чтения Евангелия или Апостола, в связи с отсутствием в древности деления текста Священного Писания на главы и стихи. Не путать настоящий возглас со священным обрядом пожелания общине Мира Божьего (Шалом), напр., с Горнего места.

[71] Вероятно, это был призыв к тишине и совершению «умной», осмысленной, осознанной молитвы. Гласный ответ верных (не пение) «Господи, помилуй» на первом прошении ектении не полагался.

[72] Безмятежно – без кровавых восстаний, без бунтов толпы или воинских мятежей.

[73] Т. е. в полноте православной веры и евангельской морали.

[74] Долгое время монахи уклонялись от принятия духовного сана. Первым на Востоке монахом-священником стал преп. Савва Освященный (+532). Общежительное монашество возникло в четвёртом веке от Р. Х. и проявило себя в истории Церкви ревностным и твёрдым защитником православной веры. Многие монахи подвергались гонениям и истязаниям от еретиков (например, в эпоху иконоборчества преп. Федор Студит и многие др. ). Поэтому стали возносить особые прошения о священномонахах и о членах монашеских общин православных обителей. По образному выражению митр. Московского Платона (Левшина): «Монашество – эта та «сухая» палка, на которой держится живая виноградная лоза Церкви Христовой». В Иерусалимском Патриархате, все служащие при Гробе Господнем священномонахи и священноиноки составляют древнее Братство Гроба Господня, сохранившееся и доныне. По их примеру поступали и в иных христианских странах. На латинском Западе некоторые братства священников постепенно организовались в особые монашеские ордена.

[75] Приносящие в храм дары – жертвующие в храм хлеб и вино для Евхаристии и для устройства т. н. вечери любви – агапы, т. е., общей братской трапезы до (в древности) или (позднее) после Литургии. Обычай жертвовать в храм плоды своих трудов (хлеб, муку, вино, воск и др. ) сохранился и доныне, особенно на панихидах по усопшим. В заамвонной молитве Литургии на исход народа из храма упоминается, что приносимые в храм «все благие братские даяния-дары», как и полученный в Литургии «Дар Свыше», (т. е., Сам Дух Святой), исходят от Бога.

[76] Творящие добро – благотворители, безвозмездные (часто тайные) жертвователи в пользу храма. Спасительное значение и действие благотворения определяется его целью – совершение его не ради славы или выгоды, а исключительно ради любви ко Христу и во исполнения Его заповеди любви к ближнему, а также в знак покаяния или благодарности Богу.

[77] «Заботящиеся о бедных» (церк. слав. «труждающиеся») – это члены средневековых церковных братств т. н. гробокопателей, благотворительно совершавших погребения бездомных и бедных (в пещерах Киево-Печерской Лавры почивают св. мощи преп. Марка Гробокопателя).

[78] Щедроты Божьи – плоды снисхождения и благосердия Божьего к человеку. См. Гал. 5: 22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

[79] Ин. 5: 27-30: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».

[80] «в помышлениях» - в помыслах. Помысел (греч. «прилог») – «безсловесное», неосознанное влечение, навеваемое в ум извне бесами. Следствием прилога является «приражение», т. е. осознание умом помысла и сосредоточение на нём, затем появление греховного образа и порабощение ему падшей воли, согласие воли на грех и, наконец, воплощение образа в греховном действии. Духовная борьба с греховными помыслами является основой подвижнического святоотеческого опыта (чит. «Добротолюбие»).

[81] Правда Божия – это надёжность, верность Божия Своему слову, которое есть Истина. Об этимологии слова «истина» читайте: Священник Павел Флоренский «Столп и утверждение истины». Изд. Лепта, Москва, 2004, с 21.

[82] Ин. 17: 17: «Отче Святый! … Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». См. также Ин. 14: 6: «Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

[83] “... и Тебе мы славу воссылаем”, т. е. только Тебя признаём, почитаем.

[84] Ектения содержит молитвенные прошения о слушателях огласительных школ, готовящихся принять Св. Крещение. В древности процесс обучения основам веры (катехуменат) был многолетним и делился на несколько периодов, заканчивающихся чтением молитв экзорцизма и помазания елеем. По окончании катехумената совершалось общее крещение катехуменов в присутствии всей общины накануне праздника Святого Богоявления и Св. Пасхи (в Великую Субботу), во время которого читались ветхозаветные чтения (паремии), после чего следовало первое причащение Тайнам Христовым вместе с верными. Подробнее об этом см. фундаментальный труд – Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001.

[85] Первое «Господи, помилуй» произносили только оглашаемые.

[86] Второе «Господи, помилуй» произносили только верные.

[87] Т. е., чтобы оглашаемые услышали радостную весть (Евангелие) о своем во Христе оправдании.

[88] Т. е., чтобы оглашаемые были соединены с верными через Крещение в Теле Христовом – в Церкви и в Евхаристии.

[89] Главопреклонная молитва - древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после " Отче наш" ). Для последних диакон произносит " Главы ваша… преклоните" вместо " Главы наша… преклоним"; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее.

[90] Ср. Дан. 14: 25: «Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой». По о. Павлу Флоренскому этимологически славянское слово «Живый» восходит к санскритскому слову, которое означает буквально «Тот, Кто дышит, Тот, Кто живёт, Тот, Который Есть=Который Естина=Истина», т. е., Тот Кто есть истинное Бытие. Ср. ответ Христа при взятии под стражу римским воинам: «Кто Ты? » – «Аз Есмь». Об этимологии слова «истина» читайте: Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. Изд. Лепта, Москва, 2004, с. 13-17.

[91] См. Ин. 3: 16: «Ибо так возлюбил Бог мір, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

[92] Гал. 3: 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Ср. Тит. 3: 5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».

[93] 1Ин. 2: 2: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».

[94] Нетленная одежда – это евхаристические Тело и Кровь Христовы. См. Ин. 6: 56: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Ср. с церковным крещальным гимном: «Те, кто во Христа крестились (погрузились), во Христа облеклись».

[95] Оглашаемые до принятия св. таинства Крещения не имели права стояния на Литургии верных и причащаться.

[96] Слав. «пречестное» – достойное высшей почитания и чести.

[97] Верные – это крещёные христиане, которые пользовались в общине всеми правами своего статуса, и которым позволялось причащаться за Евхаристией.

[98] В древности Литургию верных начинала Великая ектения (мирная). См. начало Б. Литургии.

[99] Оглашаемые – ученики многолетних катехизических курсов, готовящих к принятию крещения.

[100] По греч. «София! » Возглас, указывающий на нечто необычное, важное, мудрое. Переводят как «Послушаем! Услышим! Внимание! »

[101] Церк. слав, «о людских неведениих» – легкомысленные, религиозно невежественные вольные или невольные действия в слове, в деле или в намерениях ума (в помышлениях), совершаемые группой людей, по пренебрежению или по незнанию Божьего Закона, или в аффектом состоянии и объективно ведущие к греховной цели или к дурному результату; коллективное (общественное) деяние, совершённое вопреки голосу разума, сердца, совести, во гневе (напр., отступление или забвение Бога, не исполнение обществом религиозных предписаний, уклонение в ереси, расколы, следование языческим предрассудкам, массовая вера в судьбу, рок, реинкарнацию, гадания, спиритизм, технологические суеверия, демонологизация технических достижений, вера в магию чисел и символов), прямое идолопоклонство (напр., обожествление планет и явлений природы, космоса) или косвенное (астрология, уфология), как нарушающие 1 и 2 заповеди Декалога. Ср. Втор. 6: 4-6: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей)».

[102] Ин. 16: 23: “Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам”. Ср. Ин. 14: 13-14: “И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” и “Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю”.

[103] «Мир» – сотворённый Мир Божий (Вселенная), в отличие от “мира”, как состояния покоя, умиротворения.

[104] Благое стояние Церквей – нерушимое стояние местных Церквей в Христовой истине перед лицом враждебного Христу міра сего.

[105] О единении в местных Церквах всех Людей – всего Народа Божьего. Церковь, как Евхаристическое Тело Христово – одна, хотя в міре являет себя как Семья Поместных Православных Церквей, объединенных одной истинной верой во Святую Троицу и Господа Иисуса Христа, одной богоустановленной трехчинной Иерархией (диаконы, пресвитеры, епископы) и Святыми Таинствами (Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Соборования, Венчания, Священства).

[106] В древности все ектении и молитвословия Литургии произносились вслух при всеобщем коленопреклонении народа. См. статью в приложении «О древней традиции…»

[107] В древности иподиаконы разносили чаши со св. водой между рядами верующих для омовения и освящения всех 5 чувств. Во дворах храмов сооружались бассейны или фонтаны со святой водой. Остаток обычая – омовение рук иереев на литургии и стояние иподиакона с чашей у царских врат до херувимской песни на хиротонии.

[108] «Молящиеся с нами» – члены иных общин епархии (диоцеза), находящиеся в молитвенном общении с епископом диоцеза. Возможно это верные, отсутствующие в храме по извинительной причине или те члены общины, которые согласно древней покаянной дисциплине, хотя и исполнили епитимью, но ещё не получили от епископа разрешения причащаться с верными. (В более поздние века, видя нерадение многих верных о причащении, святитель Иоанн Златоуст воскликнет: «Напрасна (евхаристическая) Жертва наша: никто не причащается! »).

[109] Православные византийцы верили, что они – подданные Христа и граждане Небесного Царства (2Кор. 5: 1-2).

[110] Ср. обширные тексты Гал. 5: 19-24: «Дела плоти известны…» и Рим. 8: 7: «…плотские помышления суть вражда против Бога…»

[111] Т. е., приближение к Богу недоступно даже для бесплотных ангельских Сил.

[112] Сын Божий воплотился “недвижимо”, не покидая Отца и Небес, пребывая везде и оставаясь второй Ипостасью святой единосущной и нераздельной Троицы.

[113] В ипостаси Христовой божественная природа Сына Божьего не претерпела никакого изменения, смешения или разделения.

[114] Евр. 4: 14: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего»; Евр. 6: 20: «Иисус сделался Первосвященником навек по чину Мелхиседека».

[115] Лк. 22: 17-19: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

[116] Тема несения Христа ангелами присутствует и в гимне «Иже херувимы…» Многие древние иконы имеют название «Спас в силах», т. е., «Спаситель в ангелах».

[117] Церк. слав. «непотребным» – ни к чему не пригодным.

[118] Лукавая совесть – т. е., злая, испорченная, порочная, двоедушная, лицемерная.

[119] Церк. слав. «удовли мя» - предуготовь, соделай, яви меня годным к…

[120] Имеется в виду Таинство рукоположения в новозаветное священство, при котором благодать Божия поставляет священника через руки епископа.

[121] Т. е., предстояния святому Престолу с Пищей Господней.

[122] Встречается перевод «Раздаваемый», как «Подающий», а также «Освящающий и Освящаемый» В Божественной Литургии актуализируется единое, совершенное (полное) и неповторимое Приношение Любви Бога-Отца человеческому роду во Христе-Искупителе, содействием Святого Духа. (См. Ин. 3. 16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»). Евхаристия, как Таинство Общения Бога и человека есть, с одной стороны, дело всей Святой Троицы (Божественное Дело), с другой, по установлению Христа – дело всей Церкви (Литургия – Дело всей Церкви). Заключение молитвы намерения (возглас священника) – классическое православное учение о Христе, как истинном Совершителе Таинства Святой Евхаристии: Господь, Первосвященник Нового Завета, как Человек, бескровно приносит Себя в евхаристическом собрании верных в Жертву Любви «за жизнь Мира», предлагая Себя (как Дар) в Пищу верным для вечной жизни. Но эту же жертву принимает и всё единое Божество Святой Троицы. По словам святителя Кирилла Александрийского, Христос стал «Архиереем по человечеству, Божественно принимая жертву от всех, Сам будучи Жертвой по плоти». В древней анафоре, надписанной именем свт. Григория Богослова, это место изложено так: «Ибо Ты, Христе, и освящающий и освящаемый, приносящий и приносимый, принимающий и принимаемый, дающий и раздаваемый». В евхаристическом бескровном жертвоприношении участвует вся община верных, возглавляемая предстоятелем.

[123] См. Успенский Н. Д. Из истории молитвы «Никтоже достоин».

[124] В Тайне сей – в таинстве Божественной Литургии.

[125] Трисвятую песнь – песнь херувимов «Свят, Свят, Свят! »

[126] Копьеносный (0руженосный) – почётный титул византийского Императора.

[127] В чине славянской Литургии две, дублирующих друг друга, просительные ектении. Настоящая (первая) – остаток т. н. Песенной Утрени (из чина Изобразительных). У греков – отсутствует.

[128] Церк. слав. «Дне всего совершенна… у Господа просим» – т. е., просим такого дня, который бы был всецело посвящён общению с Богом и увенчался Общением всех во Святом Духе, привёл бы к совершенной (конечной) цели евхаристического собрания – единению всех верных со Христом во Святом Духе. См. начальные призывы анафоры: «…и Общение Святого Духа да будет со всеми вами» и епиклезис: «Ниспошли Духа Святого на нас и на эти Святые Дары».

[129] Согласно преданию ветхозаветной Церкви эпохи второго Храма, молящегося, идущего домой из храма, сопровождает злой или добрый ангел (см. Об этом в статье H. Engberding-а Zum besseren Verstaendnis einiger diakonaler Aufforderungen des byzantinischen Ritus (OS. 1964. Vol. 13), а также в книге R. Taft-а Great Entrance (R., 1978)). В христианском предании " Ангел Мира" отождествляется с ангелом-хранителем, иногда - с Самим Христом, а злой – с бесом или дьяволом.

[130] «Грех» – от санскритского «gregh» – то, что достойно хулы, презрения, отвержения.

[131] Прегрешение – грехопадение. Греховная наклонность воли, похоть (похотение), болезнь воли, удобопреклонность человеческой воли более ко злу, чем к добру; греховное влечение; непреодолимое желание, ведущее к совершению реального греха (в современном греч. служебнике – ή π λ η μ μ έ λ ε ι α ). В Толковом словаре русского языка В. Даля «прегрешный человек» – весьма порочный, грешный в своей внутренней сути человек. (См. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языках в 4 томах. Т. 3. М., изд. Терра-Книжный клуб, 1998. С. 1003. ) «Прегрешение» – то, что заслуживает двойного, абсолютного и немедленного отвержения. У некоторых переводчиков «прегрешение» = ошибка, вина, небрежность. В Синодальном русском издании Библии церковнославянское «прегрешение» переводится как «преступление». См. Еф. 2: 1-5: «…и вас, мёртвых по преступлениям (др. греч. τ ό π α ρ ά π τ ο μ α = падение) и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаю мира сего, (Бог)… оживотворил со Христом» (ср. Рим. 1: 21-32). «Оставление грехов и прегрешений» – т. е., освобождение от них и невозвращение к их совершению, что становится возможным при полном уврачевании онтологических последствий первородного греха в человеке.

[132] Прошение о том, чтобы небо и земля, примиренные во Христе (Лк. 2: 13-14), друг с другом были не во вражде, но пребывали бы в Мире Божием. «Мир» с литерой «и» – это Божественный Покой, Божественное Молчание, который, согласно св. ап. Павлу, «превыше всякого ума…» (Фил. 4: 7) и есть Жизнь в Боге. «Весь Мір» с точкой над ”і” - это все Мироздание в его Вселенской Полноте, т. е., весь целостный сотворённый видимый и невидимый (ангельский) Мир. (Вспомните название известного романа графа А. Н. Толстого “Война и Мір”=“Война и Вселенная”.

[133] Т. е., примиренными с Богом и людьми.

[134] Т. е., получив отпущение грехов, пособоровавшись и причастившись.

[135] Здесь прошение земной кончины не через позорную казнь, а естественной, в надежде на вечное спасение, т. е., прошение о достойном окончании земной жизни при всеобщем уважении.

[136] См. ветхозаветные и новозаветные упоминания жертвы хвалы; Пс. 49: 14: «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои»; Пс. 106: 22: «Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением! »; Пс. 115: 8: «Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову»; Евр. 13: 15: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». (Ср. благодарственный гимн в конце Литургии: «Да исполнятся уста наши хвалы Тебе, Господи»). Евхаристическая Жертва, как универсальная, объемлет и заменяет собой все виды ветхозаветных храмовых жертв: хвалы, всесожжения, о грехе, повинности, мирную, вечернюю, наполняя их новозаветным содержанием. Сам Христос есть одна совершенная Жертва, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего міра.

[137] Ср. «Ввысь устремим сердца! » в начальных призывах анафоры («Горе имеем сердца»).

[138] Тема восходящего эпиклесиса: прошение принять Святые Дары на Вышенебесный Жертвенник.

[139] Церк. слав. «удовли нас» - предуготовь нас, соделай годными к…

[140] Тема нисходящего эпиклесиса: прошение ниспослать на народ и Дары Святой Дух. Кульминация нисходящего эпиклесиса – в евхаристическом каноне: «…и просим и молим…», также расширенная до «…на нас и на эти Святые Дары».

[141] В древности верные обменивались поцелуем примирения во Христе: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, для чего они стояли в храме раздельно. Ныне обряд сохранился у клириков.

[142] В древности во время гонений двери храмов закрывались, дабы не ворвались язычники.

[143] Первое слово «Верую» относится ко всем членам Символа Веры.

[144] Т. е. всё сущее стало бытийствовать.

[145] В оригинальном древнегреческом тексте стоит слово «кафолическую» от «kath-olou». В древних славянских переводах стоит «кафоликию». В церковнославянском – «соборную». Однако кафоличность и соборность (по диакону профессору Николаю Лосскому) суть два разных, но взаимосвязанных понятия: первое указывает на обладание Церковью полнотой Истины, а второе – на евхаристическую общину Народа Божьего во главе с епископом. (См. доклад диакона Николая Лосского «Соборность-Кафоличность и первенство в православной екклезиологии», в книге «Православное учение о Церкви», Синодальная Богословская Комиссия, Москва, 2004, с. 90).

[146] Церковь – основанная Господом Иисусом Христом, благодатная духоносная евхаристическая Община верующих, объединенная единой верой, таинствами и иерархией, и являющая Себя в мире как мистическое Тело, в котором Христос есть и Самое Тело и Глава Тела (Церкви). См. Еф. 1: 22-23: «…(Бог) поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем».

[147] Чаю, т. е., исповедую, ожидаю, уповаю на… (Ср. Деян. 23: 6: «…Павел возгласил в синедрионе: мужи братия! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят»).

[148] Будущий Век – бесконечно длящееся бытие преображенного Міра, где Бог будет Всем во всём. Будущий Век, по представлению некоторых Св. Отцов, есть Будущий Эон, т. е., воплотившийся Логос, Христос.

[149] АНАФОРА – Правило Святого Благодарения – порядок действий во время чтения молитвы освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии.

[150] В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть (на полу или на седалищах). Церк. слав. «Станем добре» означает «Встанем благообразно, благовидно, красиво».

[151] «Внемлем! » – призыв к тому, чтобы все были особенно внимательны и благожелательны друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при движении верных к амвону и на солею для причащения (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил чашу с Кровью Христовой. Ибо в древности каждый верный получал в свои ладони от священника часть Тела Христова и трижды (во имя Св. Троицы) испивал Святую Кровь из Чаши, которую предлагал диакон (у староверов доныне верные трижды причащаются Св. Крови, но уже из лжицы). Потом части Св. Агнца, напоённого Кровью, диаконы в корзинах благоговейно разносили в дома верных, отсутствующих на Евхаристии по «благой вине».

[152] Церк. слав. «Святое Возношение в мире приносити». «Святое Возношение» – это Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Бескровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «от всех и за всё».

[153] Кол. 3: 15: «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф. 4: 1-3: «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира».

[154] В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс № 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы! » Это - древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит. 1: 1-4: «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр. 13: 15: «Итак, будемчерез Негонепрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом (Еф. 2: 14), а, согласно 1Ин. 2: 2: «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость! », «Мир! », «Жертва Хвалы! ») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф. 18: 19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

[155] Общение (Причастие) Святого Духа – греч “κ ο ι ν ω ν ί α ” Святого Духа – сообщение, сотрудничество, сопричастие, помощь, взаимная связь, соучастие Духа Святого и верных. Здесь – пожелание общине верных помощи, содействия, сопричастности Святого Духа в совершении таинства Святой Евхаристии.

[156] См. 2Кор. 13: 13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и Общение Святого Духа со всеми вами».

[157] В Горнем да будут наши сердца! Мф. 6: 19-21: «…собирайте себе сокровища на небе, …ибо, где сокровища ваши, там будут и сердца ваши». Варианты перевода: «Сердца возжелали Господа», «Сердца влекутся (стремятся) ко Господу».

[158] В скобках позднейшее славяно-русское расширение текста, у греков - отсутствует.

[159] «Праведно» – справедливо, истинно.

[160] Первые четыре глагола – тема евхаристического благодарения.

[161] Антиязыческая тема. Бог един, Он – Дух, Которому поклоняться можно всегда и везде.

[162] Неизреченен – неизъясним.

[163] Термины апофатического богословия, отрицающие человеческие качества в Боге. Согласно Дионисию Ареопагиту выразить сущность Бога в категориях человеческого языка невозможно. В отношении сокровенного Бога он употребляет выражение «Божественное Ничто».

[164] Присно – постоянно, всегда. Церк. слав. «присносущный Бог» – т. е., Бог, вне времени и вне пространства бытийствующий, всегда сущий, всегда существующий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...