Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При появлении цветного кино окрашенные кадры стали невольно




Соотноситься зрителем не только с многоцветной реальностью, но и

с_традицией_"естественности"_в кинематографе. Фактически более условное,

Черно-белое кино в силу определенной традиции воспринимается как

исходная естественная форма. Айвор Монтегю приводит поразительный факт:

"Когда Питера Устинова (***) спросили на телевидении, почему он снял

"Билли Бадда" черно-белым, а не цветным, он ответил, что ему хотелось,

чтобы фильм был правдоподобнее". Любопытен и комментарий А. Монтегю:

"Странный (26) ответ, но еще более странно, что никто не нашел в нем

ничего странного" (****) Как видим, последнее не странно а вполне

Закономерно.

Показательно, что в современных фильмах, использующих монтаж цветных

И черно-белых кусков ленты первые, как правило, связаны с сюжетным

повествованием, то есть "искусством", а вторые представляют отсылки к

Заэкранной действительности. Характерна в этом отношении сознательная

усложненность этой соотнесенности в фильме А. Вайды "Все на продажу"

Фильм построен на постоянном смешении рангов: один и тот же кадр может

Оказаться отнесенным и к заэкранной реальности, и к сюжетному

Художественному кинофильму об этой реальности. Зрителю не дано знать

Заранее, что он видит: кусок действительности, случайно захваченной

Объективом, или кусок фильма об этой реальности, обдуманного и

Построенного по законам искусства. Перемещение одних и тех же кадров с

уровня объекта на метауровень ("кадр о кадре") создает сложную

Семиотическую ситуацию, смысл которой - в стремлении запутать зрителя и

заставить его с предельной остротой пережить "поддельность".всего,

Ощутить жажду простых и настоящих вещей и простых и настоящих отношений,

Ценностей, которые не являются знаками чего-либо. И вот в этот зыбкий

Мир, где даже смерть превращается в дубль, вторгается простая

"несыгранная" жизнь - похороны актера. Этот кусок, в отличие от цветных

Кадров обоих уровней - событий жизни и их киновоспроизведения, - дан в

Двуцветных тонах. Это сама жизнь, не воспроизведенная режиссером, а

Подсмотренная; выхваченный кусок, где все захвачены врасплох и поэтому

Искренни. Однако и здесь соотношение усложняется: камера отъезжает, и

То, что мы сочли за кусок жизни, оказывается кинематографом в

Кинематографе. Обнажаются края экрана, показывается зал, в котором сидят

Те же люди, что сняты на экране, и обсуждают, каким образом превратить

Эти события в художественный фильм. Казалось бы, противопоставление

снимается: игрой оказывается все, и оппозиция "цветная лента -

черно-белая" теряет смысл. Однако это не так. Даже (27) введенная как

Кинематограф в кинематографе, двуцветная лента оказывается хроникальной,

А не игровой. На фоне перепутанных игры и жизни, ставшей игрой, она

Выполняет функцию простой реальности. И не случайно именно в этом куске

Человек, стоящий вне киномира, зритель, говорит о том, что покойный

Артист при жизни был легендой, мифом, да и могли быть такой человек?

Именно это высказывание (вместе с лицом говорящего) становится той

Внетекстовой реальностью, которой эквивалентен весь сложный кинотекст,

То есть значением ленты. Без этого фильм остался бы чем-то средним между

Лабораторным экспериментом по семиотике кино и сенсационным

разоблачением тайн личной жизни кинозвезд вроде "Частной жизни" Луи

Маля.

Интересно, в этом смысле, решение А. Тарковского, который в "Андрее

Рублеве" дал оригинальное художественное построение, воспринимаемое нами

и как очень неожиданное, и как вполне естественное: сфера "жизни" решена

Средствами черно-белого фильма, что воспринимается нами как нейтральное

Кинематографическое решение. И вдруг в конце зрителю даются фрески,

Окрашенные чарующим богатством красок. Это не только заставляет остро

Пережить концовку, но и возвращает нас к фильму, давая альтернативу

Черно-белому решению и, тем самым, подчеркивая его значимость.

Итак, стремление кинематографа без остатка слиться с жизнью и

Желание выявить свою кинематографическую специфику, условность языка,

Утвердить суверенитет искусства в его собственной сфере - это враги,

Которые постоянно нуждаются друг в друге. Как северный и южный полюса

Магнита, они не существуют друг без друга и составляют то поле

Структурного напряжения, в котором движется реальная история

Кинематографа. Расхождения между Дзигой Вертовым и С. Эйзенштейном,

споры о "прозаическом" и "поэтическом" кино в советском кинематографе

Х годов, полемика вокруг итальянского неореализма, статьи А.

Базена о конфликте между монтажом и "верой в действительность", легшие в

основу французской "новой волны", снова и снова подтверждают

Закономерность синусоидного движения реального (28) киноискусства в

Поле структурного напряжения, создаваемого этими двумя полюсами.

Интересно, в этом отношении, наблюдать, как итальянский неореализм

Двигался в борьбе с театральной помпезностью к полному отождествлению

Искусства и внехудожественной реальности. Активные средства его всегда

были "отказами": "отказ от стереотипного киногероя и типичных

киносюжетов, отказ от профессиональных актеров, от практики "звезд",

отказ от монтажа и "железного" сценария, отказ от "построенного"

диалога, отказ от музыкального сопровождения. Такая поэтика "отказов"

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...