Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты производственной деятельности предприятия




Любой субъект экономики, заинтересованный в увеличении своей прибыли, должен стимулировать спрос и привести свою программу производства и сбыта продукции, работ, услуг в соответствие с интересами потребителей. До сих пор человечество не нашло лучшего механизма распределения, чем рынок, и лучшего помощника в производстве, чем система планирования.

Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархической структурой. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить "прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его развития, ограничить стихийность рыночных процессов. Задача «укрощения» рынка предписана маркетингу. Маркетинг (от английского market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, которая направлена на эффективное доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Теория маркетинга была создана в США в 10-е - 20-е гг. ХХ века, как реакция на негативные проявления бурно развивающегося "дикого" рынка. На цивилизованном рынке складывается механизм, который обусловливает получение предпринимателем прибыли путем удовлетворения спроса с помощью произведенной продукции работ, услуг.

 

* Рассел Акофф (США, 1919-2009 гг.), занимался исследованием операций, теорией систем, менеджментом.

 

Система планирования – это комплекс работ по определению основных направлений и пропорций функционирования экономической системы, учитывает внешние и внутренние факторы. Планирование – ведущая функция процесса управления, и строится на следующих принципах: непрерывность планов, гибкость планов, при которых стараются учесть непредвиденные обстоятельства и степень их влияния на точность плановых показателей. На практике эти принципы реализуются с помощью скользящего внутрипроизводственного планирования, при котором данные последующих вариантов расчетов накладываются на предшествующие данные для корректировки последних (см. Табл.№1).

Таблица №1

Схема скользящего планирования

№п/п года планирования Горизонт планирования -3 года
t t t+1 t+2    
t+1   t+1 t+2 t+3  
t+2     t+2 t+3 t+4

Система внутрипроизводственного планирования призвана решать следующие основные з адачи: корректировать цели развития предприятия и его структурных подразделений; определить средства, необходимые для достижения целей; обеспечить взаимоувязку действий структурных подразделений по достижению целей; сформировать нормативную базу и систему показателей для оценки результатов функционирования предприятия. Переход предприятий РФ на рыночные отношения изменил условия и сущность существовавшей в советский период системы планирования (см. Табл. №2), но, никоим образом, не отменил ее. Роль разрабатываемых планов постоянно возрастает.

Таблица №2

Сравнительная характеристика систем планирования

Признак сравнения До переходанарыночные отношения После переходанарыночные отношения
1. Обязательность разработки планов Разработка обязательна Не обязательно
2. Кем утверждается план Вышестоящей организацией (отраслевое министерство) Самим предприятием
3. Ресурсы для выполнения плана Выделяет отраслевое министерство Предприятие изыскивает само
4. Возможность корректировки плана Очень ограничена, и только с разрешения министерства Ограничений нет, предприятие решение принимает само
5. Отчетность о выполнении плана Обязательна перед вышестоящей организацией (отраслевым министерством) Отсутствует
6. Последствия не выполнения плана Административные и партийные взыскания руководителям Экономические потери: сокращение рынков сбыта и прибыли

Для современных российских предприятий основными стимулами развития системы внутрипроизводственного планирования являются: переориентация с производства продукции работ, услуг на их сбыт, постоянная адаптация к современным тенденциям развития организации производства (концентрации, диверсификации производства), переход на новые организационно-правовые формы своего существования (АО, холдинг, ФПГ), возможность выхода на внешний рынок. Система планирования производственной и сбытовой деятельности по масштабам решаемых задач и их временному горизонту разбивается на подсистемы: перспективное планирование,среднесрочное планирование, текущее планирование, календарное (или его еще называют оперативное) планирование.

Перспективное планирование ориентировано на срок 10-15 лет и призвано разрабатывать основные направления развития всего предприятия в целом. Представлено двумя своими вариантами: стратегическое планирование и долгосрочное планирование. Стратегическое планирование предполагает, как правило, инновационный характер будущего развития предприятия, отсюда и определяются способы достижения стратегических целей. Долгосрочное планирование выстаивается на методе экстраполяции достигнутых результатов. Учитывая динамичность развития современной экономики, оптимальными сроками для перспективного планирования являются 5-7 лет.

Среднесрочное планирование охватывает период 3-5 лет, связано с рядом расчетов как по предприятию в целом, так и отдельных его подразделений – ведущих цехов и служб. Здесь планируют возможное расширение производственной мощности, освоение новых видов продукции, развитие систем сбыта и материально-технического снабжения, выход на новые рынки.

Текущее планирование предназначено для детализации среднесрочных планов (см. Табл. №1), охватывает период в 1 год, конкретизирует сроки и способы решения поставленных ранее задач. Здесь разрабатываются основные виды годовых планов и планируемых в них показателей:

- план по производственной мощности (входная, выходная, среднегодовая мощность);

- план по маркетингу (объем продаж в разрезе видов продукции и рынков);

- план по труду (численность работников, фонд заработной платы, средняя заработная плата рабочих и служащих);

- план по материально-техническому снабжению на базе норм и нормативов материальных затрат;

- план по производству готовой продукции (работ, услуг);

- финансовый план (себестоимость производства, доход, прибыль, рентабельность).

Календарное (оперативное) планирование использует интервалы времени - месяц, квартал, полугодие. Предназначено для разработки квартальных планов работы цехов, участков и их месячных планов, с разбивкой на внутрисменные задания. Календарные планы содержат для конкретного подразделения данные по объемам материальных потоков: склад - заказ - производство - сбыт, и стоимостным потокам информации: элементы затрат, себестоимость производства, доход, прибыль. Ведущими в указанном наборе данных являются календарные планы выпуска готовой продукции, причем расчет дат осуществляется в направлении обратном ходу технологического процесса, начало расчета времени - календарные даты завершения сборочных процессов, а заканчивают расчет календарными датами заготовительных процессов. Тем самым учитывается в планировании длительность технологического цикла. При календарном планировании наиболее полно проявляются возможности бюджетного, балансового и нормативного методов планирования по формированию систем показателей затрат и результатов функционирования подразделения и предприятия в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...