Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники финансового права




Международный консорциум «Электронный университет»

Московский государственный университет экономики,

Статистики и информатики

Евразийский открытый институт

 

 

А.В. Шавров

 

 

Финансовое право
Российской Федерации

Учебник

 

 

Москва, 2012


УДК 347.73

ББК 67.402

Ш 146

 

Рецензенты: д.ю.н., профессор Мелехин А.В.; д.ю.н., доцент Рузакова О.А.

 

Шавров А.В. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Учебник. –– М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 568 с.

 

В настоящем издании рассмотрены принципы и сущностные характеристики финансовой деятельности государства, организация финансового контроля, основы бюджетного права и бюджетного процесса, правовой режим государственных внебюджетных фондов социального назначения, регулирование государственных доходов, регулирование страхования за счет средств государственного бюджета и правовые основы банковской деятельности. Проанализированы нормативные акты, определяющие организацию денежного обращения, нормы валютного регулирования и валютного контроля.

Текст учебника – результат продолжительной работы: первоначально, в 1998 г., автором было подготовлено учебно-практиче­ское пособие, впоследствии ежегодно материал актуализировался, перерабатывался и редактировался. В 2008 г. опубликован учебно-методический комплекс объемом 40 печ. л. За 10 лет общий тираж учебных изданий автора по дисциплине Финансовое право составил более 30 000 экземпляров.

В настоящее издание включены новые разделы и параграфы, что связано с изменениями в законодательстве и финансово-правовом регулировании.

Учебник предназначен для студентов и слушателей всех форм обучения по специальностям: юриспруденция, налоги и налогообложение, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, мировая экономика, а также для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.

 

Издание 2-е, дополненное и переработанное.

 

ISBN 978-5-374-0 © Шавров А.В., 2010

© Оформление. Евразийский открытый институт, 2010


Оглавление

 

Введение......................................................................................................................... 5

Глава 1. Принципы финансовой деятельности государства.................. 14

§ 1. Понятие и задачи финансовой деятельности государства.......... 14

§ 2. Понятие финансового права и его источники................................. 21

Глава 2. Финансовый государственный контроль.
Финансовый мониторинг. Аудит
........................................................................ 27

§ 1. Понятие финансового контроля............................................................ 27

§ 2. Из истории финансового контроля в России.................................... 30

§ 3. Виды и формы государственного финансового контроля 46

§ 4. Финансовый мониторинг и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем 124

§ 5. Аудиторская деятельность..................................................................... 148

Глава 3. Основы бюджетного устройства и бюджетный процесс... 160

§ 1. Понятие бюджета и бюджетного права............................................ 160

§ 2. Бюджетная система РФ............................................................................ 164

§ 3. Бюджетный процесс................................................................................ 183

Глава 4. Правовое регулирование государственных
доходов и расходов
.................................................................................................. 191

§ 1. Правовое регулирование государственных доходов................... 191

§ 2. Налоговые доходы государства.
Основные понятия налогового права................................................ 195

§ 3. Государственная пошлина..................................................................... 211

§ 4. Нарушения налогового законодательства....................................... 219

§ 5. Государственные расходы...................................................................... 224

Глава 5. Государственный кредит и государственный долг................. 229

§ 1. Общие понятия........................................................................................

§ 2. Внутренний долг...............................................................................................

§ 3.Внешний долг…………………………………………………...

Глава 6. Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета 250

§ 1. Основные понятия страхового дела................................................... 250

§ 2. Специфические особенности страхования
за счет средств бюджета........................................................................... 256

Глава 7. Правовое регулирование и государственный контроль
банковской деятельности
.................................................................................... 272

§ 1. Понятие банковской деятельности..................................................... 272

§ 2. Из истории организации банковской деятельности в России......... 275

§ 3. Банковская система Российской Федерации.................................. 291

Глава 8. Правовой режим государственных внебюджетных
целевых фондов социального назначения
....................................................... 324

§ 1. Понятие целевых внебюджетных фондов........................................ 324

§ 2. Пенсионный фонд РФ............................................................................. 327

§ 3. Фонд социального страхования Российской Федерации.......... 336

§ 4. Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования...................................... 343

§ 5. Единый социальный налог. История, предназначение,
сущностные характеристики и отмена налога.............................. 356

§ 6. Система исчисления и уплаты платежей,
обеспечивающих деятельность внебюджетных
фондов социального назначения........................................................ 364

Глава 9. Правовые аспекты денежного обращения................................... 368

§ 1. Из истории денег и денежного обращения..................................... 368

§ 2. Элементы денежной системы Российской Федерации............... 411

§ 3. Денежная реформа как инструмент государственного
регулирования............................................................................................. 424

§ 4. Деноминация.............................................................................................. 448

§ 5. Правовое регулирование безналичного денежного
оборота........................................................................................................... 458

Глава 10. Регулирование правоотношений по поводу
функционирования иностранной валюты
.................................................... 467

§ 1. Основные понятия валютного регулирования.............................. 467

§ 2. Органы и агенты валютного контроля.
Валютные ограничения.......................................................................... 505

§ 3. Регулирование обязательной продажи доли
валютной выручки в РФ.......................................................................... 518

§ 4. Репатриация валютной выручки......................................................... 524

§ 5. Ответственность за нарушение установленного законом
порядка совершения операций с иностранной валютой.......... 528

 

Заключение.............................................................................................................. 531

Терминологический словарь.......................................................................... 532

Список рекомендуемой литературы.......................................................... 560

 


Введение

 

 

Правоотношения по поводу финансов[1] между государством и уполномоченными им органами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, представляют собой предмет двух вполне самостоятельных, хотя и взаимосвязанных научных дисциплин – финансовой науки (общей теории финансов) и финансового права. Точная дифференциация этих дисциплин необходима именно вследствие их тесной взаимосвязи.

Представления о самостоятельном значении финансового права начали складываться в отечественной науке в 60-х – 70-х гг. XIX века. В этом плане важно было конкретное определение понятия «государственные финансы». Успешная попытка такого определения была предпринята ученым-экономистом, активно занимавшимся практической административной деятельностью в сфере государственных финансов, – В.П. Безобразовым[2]. В лекциях по финансовому праву, читанных в Александровском лицее в 1868–1878 гг., он предложил следующую формулировку: «Под государственными финансами (в объективном смысле) мы должны разуметь ныне в государственной науке и в практике всю совокупность ценностей… находящихся в распоряжении государства или государственной власти и всех ее органов для достижения государственных целей или для удовлетворения (покрытия) государственных потребностей (нужд). Под государственно-финансовым хозяйством (также финансами в субъективном смысле) разумеется вся деятельность государства (правительства) и всех его органов, направленная к приобретению упомянутых средств… для их употребления, для удовлетворения государственных нужд…»[3] Дефиниция понятия «государственные финансы» и, следовательно, предмет научных дисциплин, их изучающих, обозначены здесь вполне точно. По существу данная конструкция предполагает, что финансовое право и финансовая наука (общая теория финансов) имеют один и тот же предмет, единую сферу исследования. Подобная точка зрения была характерна для науки XIX столетия и в целом оказалась справедливой.

Один из основателей отечественной науки финансового права В.А. Лебедев[4] предложил в связи с этим следующее небезынтересное рассуждение: «Политические науки, к числу которых принадлежит и финансовая наука, излагаются в двух направлениях: юридическо-догматическом и политическом. Юридическо-догматическое изучение финансовых законодательств и есть финансовое право, а изучение правил финансового хозяйства с экономической и политической стороны составляет финансовую науку, которую иногда называют и финансовой политикой… Рассматривая свой предмет, то есть финансовые учреждения в государстве по их внутренней целесообразности, отвлеченно, финансовая наука восходит к общим экономическим законам и ставит свои положения для руководства Финансового законодательства. Итак, предмет финансового права и финансовой науки одинаков; они различаются только по способу рассмотрения предмета. Финансовое право рассматривает свой предмет юридическо-догматическим, а финансовая наука – политическим путем.

Финансовая наука не дает, безусловно, твердых юридических норм, потому что принадлежит к числу экономических наук, а законы этих наук изменяются с течением времени… Словом, финансовая наука указывает на то, что должно быть в данное время в культурном государстве; финансовое право показывает, какие правила существуют в данном государстве относительно строя его финансов»[5].

Оценивая содержание вышеуказанной концепции, следует признать ее в принципе адекватной. Некоторая корректировка необходима в связи с утвердившейся в XX веке в отечественной науке терминологией. Так, требует уточнения понятие «финансовая наука», в современной российской научной лексике оно заменено понятием «общая теория финансов». Кроме того, надо учесть, что термин «политические науки» применялся в XIX – начале XX вв. в значении «науки, имеющие своим предметом государство»[6], то есть существенно отличался по смыслу от современных терминов «политические науки» и «политология», предметом которых является более пространная сфера – политическая жизнь и политическая организация общества.

Представляется в целом приемлемой дефиниция понятия «финансовое право», предложенная современным российским академическим энциклопедическим изданием: финансовое право – «отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, то есть в связи с планомерным образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуправления фондов денежных средств, необходимых для выполнения их функций»[7].

По существу весьма похожие определения содержат все специальные научные и учебные издания, упоминающие о финансовом праве или непосредственно ему посвященные, вышедшие в постсоветское время. Так, в одном из наиболее широко распространенных учебников было указано: «Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач»[8]. Не вызывает сомнения, что использование в вышеприведенных формулировках в качестве «ключевого», раскрывающего смысл понятия термина «общественные отношения» в принципе допустимо, но, на наш взгляд, вовсе не безупречно. Вероятно, точнее и проще было бы использовать термин «правоотношения», поскольку речь идет о формально юридически закрепленных в нормах права отношениях.

Правовые отношения представляют собой один из видов общественных отношений, наряду с такими общественными отношениями, как экономические, нравственные, этические и др. При этом правоотношения – один из элементов системы общественных отношений, своеобразный частный случай общественных отношений, который представляет собой «обязательную форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию»[9].

Важнейшей сущностной характеристикой правоотношений вообще является то, что они устанавливаются либо позитивным правом (нормативными актами), либо судебными прецедентами, либо правовыми обычаями. Взаимодействие государства и уполномоченных им органов с физическими и юридическими лицами по поводу материальных (денежных) ресурсов, безусловно, осуществляются только в форме правоотношений. И следовательно, определяя понятие «финансовое право», корректно использовать термин «правоотношения». Определение понятия «финансовое право» В.С. Нерсесянцем по существу отражает именно такой подход. Так, им была предложена формула: «Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих финансовые отношения. Нормы финансового права определяют порядок формирования и распределения бюджетных средств, регулируют вопросы составления и утверждения бюджета, денежного обращения, взимания налогов и других обязательных платежей, устанавливают основания, формы и процедуры финансовой деятельности банков…»[10]

Финансовое право – одна из самых динамично развивающихся отраслей права в современной России. Это связано с общей тенденцией эволюции государства и права в условиях глобальных экономических преобразований в стране. Упрочение и развитие частной собственности определяет значение норм финансового права как инструмента, гарантирующего права и обязанности и государства, и собственника-предпринимателя. Этим обусловлено значение соответствующего учебного курса. Знание принципиальных основ финансового права и конкретных положений финансового законодательства – необходимая составляющая профессиональной юридической подготовки.

В настоящей работе рассматриваются принципы финансовой деятельности государства, организация финансового контроля, основы бюджетного права и бюджетного процесса, правовой режим государственных внебюджетных фондов социального назначения, правовое регулирование государственных доходов, государственного кредита и государственного долга, обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета и основные положения правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделено правовым нормам, определяющим организацию денежного обращения и валютного регулирования.

Представляется при этом небесполезным, хотя бы кратко, представить историю развития основных институтов финансового права России, т.к., к сожалению, данные сюжеты весьма слабо отражены в отечественной специальной, в том числе и учебной литературе.

Таким образом, структура учебника в основном соответствует сложившейся в отечественной юридической науке традиции изложения курса «Финансовое право России». В то же время настоящее издание имеет некоторые конструктивные особенности организации текста, на наш взгляд, позволяющие учащимся эффективно исследовать и анализировать финансовые правоотношения и нормы права, образующие и регулирующие эти отношения. Так, подробно изложены обстоятельства создания и развития в РФ системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и детально исследованы соответствующие законодательные акты. Раскрыто значение терминов законодательства, отчасти затронуты вопросы международного правового сотрудничества РФ в данной области.

Бюджетный кодекс РФ содержит фундаментальные положения, которые определяют функционирование внутреннего и внешнего государственного долга. Фактически впервые в истории российской государственности создана логично сконструированная единая система правового регулирования государственного кредита. Материал, связанный с данной проблемой, сконцентрирован в самостоятельном разделе работы.

Сюжеты правового регулирования налогообложения, непосредственно связанные с нормами Налогового кодекса РФ, весьма кратко изложены в настоящем издании. Учащимся рекомендована специальная литература, посвященная анализу Налогового кодекса, затронута проблема трактовки таких фундаментальных понятий, как объект и предмет налогообложения. В отношении отдельных статей Кодекса изложены практические соображения, связанные с их применением, прежде всего это относится к статьям Кодекса, регулирующим ответственность за налоговые правонарушения. Следует отметить, что организации налогообложения в Российской Федерации посвящены специальные учебные курсы. В связи с этим, хотя основные проблемы налогообложения и затронуты в соответствующих разделах настоящей работы, вопросы, связанные с порядком исчисления и взимания конкретных налогов, функционирующих в России, не рассматриваются.

В главе, посвященной правовому регулированию страхования, изложены основные позиции Федерального закона от 1 июля 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполни­тельной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Акт этот интересен тем, что в обобщенном виде дает представление о принципах обязательного государственного личного страхования за счет средств бюджета. Он представляет собой как бы модель регулирования правоотношений по поводу обязательного страхования и для тех должностных лиц, которые не упомянуты данным законом, но подлежат подобному страхованию. Следует оговориться, что с ликвидацией органов налоговой полиции в 2003 году наименование закона не было изменено.

Для исследования особенностей правового регулирования современного денежного обращения необходимо было, хотя бы кратко, исследовать эволюцию объекта правового регулирования – собственно денег и их видов, то есть предпринять своеобразный историко-правовой обзор означенных сюжетов. В связи с этим отчасти затронута проблема юридических характеристик бумажноденежного обращения.

Подробно изложены обстоятельства развития правового регулирования денежного обращения в РФ в 1990–2010 гг., причем отмечены в связи с этим как позитивные тенденции, так и неудачные нормативные акты и властные действия, фактически не имевшие последствий. Предложена детальная сравнительная характеристика федеральных актов, в разное время регулировавших обращение иностранной валюты в Российской Федерации.

В настоящем издании учебника, помимо общей актуализации текста, осуществлена подготовка новых разделов, посвященных организации аудиторской деятельности, работе Сберегательного банка РФ, а также изменению системы аккумуляции денежных средств, необходимых для обеспечения деятельности федеральных внебюджетных фондов социального назначения.

Таможенное право, нормы которого, безусловно, в значительной степени регулируют финансово-правовые отношения, представляет собой самостоятельную отрасль права. Ее специфика определяет наличие специального учебного курса, и, соответственно, сюжеты, связанные с таможенным делом, вовсе не затрагиваются в данном издании.

Основой учебника является действующее российское законодательство, кроме того, при его подготовке использовалась отечественная научная и учебная литература последних лет, а также материалы специальных справочных изданий.

Необходимо отметить, что в процессе изучения дисциплины учащимся следует обращаться непосредственно к нормативно-правовой базе, к законам и подзаконным актам, активно работать с этими материалами, что должно обеспечить высокий уровень освоения дисциплины. Опыт работы студентов с предыдущими вариантами данного текста (первый из них издан в 1998 году) показал, что полезным, эффективно способствующим усвоению материала, наряду с прямым цитированием законодательных актов, является изложение их содержания в свободной форме, сопровождаемое аргументированным критическим анализом. В частности, это относится, например, к некоторым нормам действующего налогового права, нормам, регулирующим обращение иностранной валюты на территории России, нормам, связанным с финансированием федеральных внебюджетных фондов социального назначения. Попытка применить подобную методику изложения предпринята в настоящем издании.

В список рекомендуемой литературы вошли не только издания, использование которых представляется безусловно необходимым при изучении курса, но и некоторая дополнительная литература, ознакомление с которой, на взгляд автора, было бы желательно.

Терминологический словарь составляют не только термины, непосредственно использованные в тексте, но и те, которые вообще могут вызвать затруднения у учащихся при работе со специальной литературой.


Глава 1.


Принципы финансовой
деятельности государства

§ 1. Понятие и задачи финансовой
деятельности государства

 

Финансовая система Российской Федерации образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

- государственные финансы;

- финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности);

- кредитование;

- страхование.

Государственные финансы образуют:

· бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

· внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования);

· государственный кредит.

Финансы юридических лиц состоят из:

· финансов коммерческих предприятий;

· финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

· финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Кредитование. Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

Страхование. Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых для удовлетворения функций государства. Публичная власть в любой демократической стране, в том числе и в России, должна обеспечивать внешнюю безопасность и внешний государственный суверенитет, гарантировать внутренний гражданский мир и возможность свободной реализации гражданских прав, осуществлять полицейские меры охраны общественного порядка и способствовать развитию национальной экономики в целях решения социальных задач.

В целом финансовая политика государства представляет собой процесс ориентации (направления) экономической политики страны, в целях воздействия на структуру и размер валового продукта с помощью регулирования государственных доходов и расходов[11]. Первоочередной задачей при этом является реализация фискальных[12] интересов, а именно – обеспечение государственных доходов, на основе которых функционирует государственный бюджет. В первую очередь, собственно содержание публичной власти требует материальных, денежных средств, которые государство собирает с физических и юридических лиц в виде обязательных платежей. Уполномоченные государственные органы осуществляют специальную финансовую деятельность, которая заключается в планируемом сборе и распределении денежных средств, а также в контроле за соблюдением законности в этой сфере.

Реальное и эффективное финансово-правовое регулирование возможно только при том условии, что государство в полном объеме обладает, а значит фактически реализует на практике внешний и внутренний суверенитет. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что осуществление внешнего и внутреннего государственного суверенитета в полном объеме есть необходимое условие самого существования национального финансового права, как основы правового регулирования бюджетных правоотношений, национальной банковской системы, государственного кредита, налогообложения, денежного обращения, функционирования иностранной валюты.

В то же время эффективное финансово-правовое регулирование, ориентированное на соблюдение интересов государства, представляет собой одно из важнейших условий осуществления государственного суверенитета.

Таким образом, суверенитет и государственное финансово-правовое регулирование – явления, неразрывно связанные и взаимно друг друга обуславливающие.

Очевидно, что изучающим финансовое право необходимо иметь более или менее полное, адекватное представление о суверенитете как категории права.

Происхождение и этимология собственно термина «souverainete» связаны с вульгарной латинской формой «superanus» (высший, верховный), происходящей, в свою очередь, от наречия и одновременно предлога «super» латыни классической эпохи. В старофранцузском языке в XIII веке слово «souverainete» использовалось с конкретным значением «вершина».

Современные представления о суверенитете восходят к эпохе раннего Средневековья, когда Европа, после падения Западной Римской империи в 476 году, состоявшая из конгломерата племенных образований и территориальных объединений, обрела единую религию и единообразные формы государственности. Первый из существенных факторов означал, что абсолютное большинство населения признало себя членами единого христианского сообщества, общности, именовавшейся populus christianus, что можно перевести как христианский народ.

Второй фактор сводился к тому, что в Европе сложилась система государств с монархической формой правления, в основе организации которых лежали феодальные правоотношения, состоявшие из взаимных обязательств сюзеренов – собственников земли и вассалов-держателей, т.е. правоотношения, связанные с держанием земельных наделов в обмен военной службы. Эпоха эта приходится на VI–X вв.

Сочетание двух названных обстоятельств определило правовой статус монархов: императоров после провозглашения империи Карлом Великим в 800 году и королей до и после империи и вне империи. Их верховное право базировалось на идее о том, что именно они представители истинного христианства, а значит единственного справедливого миропорядка.

Таким образом, легитимность высшей юрисдикции королей и императоров была основана, с идеальной точки зрения на том, что они представители, викарии Христа, а с точки зрения реальной – на обязанностях вассалов выполнять службу и соблюдать верность, то есть в конечном итоге следовать распоряжениям, подчиняться сеньорам в обмен на феодальный земельный надел и защиту от каких-либо притязаний извне. При этом феодальный договор между сувереном и подвластным ему населением являлся юридической гарантией, исключавшей, с точки зрения права, произвол со сторон монарха.

В конце XIII столетия (с 1283 года) термином «суверенитет» определялось качество государя как обладателя высшей власти, понятие означало в переносном смысле власть, высшее господство применительно к праву. Позднее, с XIV века термин souverainete вследствие метонимии, т.е. обозначения предмета или явления по одному из признаков, стал обозначать подвластные государю территории. Такое использование термина встречается и после 1636 года[13], в то же время начиная с XVII века термин определял абстрактное понятие власти в политическом контексте, в частности право принятия государем политических решений. Религиозная трактовка сущности суверенитета утратила свое значение в конце XVIII столетия. В конце XIX и XX веков были созданы и обсуждались различные в деталях дефиниции понятия «суверенитет», причем их общий смысл связан так или иначе с понятием, которое может быть выражено русским словом «полновластие».

Выдающийся правовед и мыслитель Г.Ф. Шершеневич[14] в этой связи писал: «Суверенитет есть необходимое свойство государственной власти, и ни отбросить его, ни сгладить невозможно из опасения не только противоречия логике, но и противоречия исторической действительности». Данное утверждение, безусловно, не является универсальной аксиомой. Наличие ограниченного суверенитета или определенного взаимодействия суверенитетов в принципе возможно, и об этом прямо свидетельствует реальная история права и государства.

Рассматривая реальные обстоятельства германской государственности эпохи империи, когда в ее рамках существовали не обладавшие подлинным суверенитетом монархии,
Г. Еллинек выдвинул тезис, что «суверенитет» есть не безграничность, а способность юридически не связанной внешними силами государственной власти к исключительному самоопределению»[15]. Смысл это формулы, очевидно, сводился к тому, что возможен ограниченный суверенитет. Практически эта идея оказалась реализованной в ХХ веке, когда, например, ограниченным суверенитетом пользовались Британские доминионы, с 1917 года получившие статус автономных государств. То же, например, относится к Ирландскому Свободному Государству (Irish Free State) в период с 1921 по 1949 годы и его взаимоотношениям с Великобританией. Сам факт благополучного существования федеративных государств, таких как США, ФРГ и множества других, подтверждает возможность модификаций суверенитета, в том числе и внутреннего.

Однако применительно к сфере финансово-правового регулирования суверенитет всегда является единым и неделимым полновластием, т.к. принципы бюджетного права, правовое регулирование государственного долга, основы организации налогообложения и банковской системы, денежного обращения и обращения иностранной валюты всегда устанавливаются верховной властью, что прямо закрепляется конституционными актами, имеющими высшую юридическую силу[16].

В тех случаях, когда суверенитет государства по тем или иным политическим причинам существенно нарушается, самостоятельное финансово-правовое регулирование становится невозможным, а национальное финансовое право фактически утрачивает какое-либо значение. Так было, в частности, со странами, входившими в Совет Экономической Взаимопомощи, который реально был полностью подчинен политическим интересам СССР, и с некоторыми странами Латинской Америки (Аргентиной, Панамой и др.), которые в значительной степени утратили экономический суверенитет под давлением США. Например, в Аргентине катастрофический политический кризис декабря 2001 года – января 2002 года, главной причиной которого стала невозможность обеспечить выполнение обязательств по обслуживанию внешнего государственного долга, показал, что государственная власть в результате неадекватного правового регулирования внешних заимствований может быть вообще дезорганизована и для ее восстановления потребуются экстраординарные чрезвычайные меры неконституционного характера.

Финансовая деятельность государства заключается в аккумуляции необходимых государству денежных средств. Их распределении и использовании.

Аккумуляция в принципе осуществляется тремя способами:

1) налогообложение, т.е. взимание государством обязательных и установленных законом платежей с физических и юридических лиц в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты;

2) взимание платежей, имеющих характер пошлин, за использование природных ресурсов и за осуществление государством юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц;

3) привлечение средств юридических и физических лиц на добровольной основе: размещение государственных ценных бумаг и иных форм государственных заимствований, а также проведение государственных лотерей.

Кроме того, доходы государства образуются за счет использования государственной собственности.

Распределение денежных средств предусматривает разработку и утверждение бюджетов, причем для России, как государства федеративного, это государственный федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Использование денежных средств на основе бюджетного законодательства предусматривает финансирование, т.е. безвозвратную и безвозмездную выдачу государственных денежных средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели; кредитование – возвратную и возмездную плановую выдачу денежных средств на определенные цели; расчеты с кредиторами государства, в том числе с держателями государственных ценных бумаг; выплату пенсий, пособий и страховых возмещений.

Самым тесным образом с реализацией финансовой деятельности государства связано осуществление финансового контроля. По существу финансовый контроль – это контроль за законностью деятельности уполномоченных органов по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов.

 

 

§ 2. Понятие финансового права и его источники

 

Регулирование финансовой деятельности осуществляется посредством финансового права. Финансовое право образует совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения, связанные с аккумуляцией, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В этом плане абсолютно приемлемо и применимо в данной сфере хрестоматийное, общепринятое определение государства как отношения господства, опирающегося на легитимное насилие, данное М. Вебером[17]. Нормы финансового права предусматривают собой общеобязательные императивные предписания, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением и реализацией юридической ответственности в разных ее видах, прежде всего уголовной и административной.

Таким образом, финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относится к сфере права публичного, т.к. регулирует отношения, в которые вступают, с одной стороны, юридические и физические лица, с другой стороны – государство и уполномоченные им органы.

Описанная конструкция вполне соответствует дефинициям публичного и частного права, сформулированным крупнейшим древнеримским юристом III века н. э. Домицием Ульпианом, который определял: «Публичное право – которое (относится) к положению Римского государства, частное – которое (относится) к пользе отдельных лиц»[18]. Если удалить из этой формулировки указание на конкретное государство (римское), данное определение приобретает универсальное вневременное значение. Таким образом, финансовое право с полным основанием должно быть отнесено к публичному праву.

В<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...