Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источник. "Письма". 30. Диакону Нилу. На слова: душевен человек не приемлет яже Духа (14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.1 К




Источник

" Письма".

30. Диакону Нилу. На слова: душевен человек не приемлет яже Духа (14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 1 Кор. 2: 14). Что значит человек духовный, душевный и плотской.

***

См. (18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Мф. 7: 18).

Никита Стифат преподобный

Божественное Писание постигается духовно, и сокрытые в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровения их приять не может (13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. 1 Кор. 2: 13, 14), – т. к. он, кроме чередования помыслов своих о другом чем думать или внимать тому, что говорит другой неспособен. К тому же он не имеет в себе и «Духа Божия, испытующаго глубины Божии и единого ведающаго Божие» (10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 1 Кор. 2: 10, 11), но имеет дух мира чувственный, ревности и зависти полный, спорливостью и раздором переполненный, по причине коего ему юродство есть углубляться в смысл Писания и мысли его исследовать. Не имея силы разуметь его, – так как все содержащееся в Божественном Писании «духовне востязуется» (14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 1 Кор. 2: 14), – божеских ли или человеческих дел касается, – он насмехается над теми, кои «духовно то сразсуждают» (13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. 1 Кор. 2: 13), и таковых не духовным и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными (анагогиками, по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению. Но духовный не таков, но «востязует убо вся» под действом Божественного Духа, «сам же он ни от кого востязуем быть не может», так как у него «ум Христоc, котораго никто изъяснить не может» (15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 1 Кор. 2: 15, 16)"

Добротолюбие, т. 5, 3-я сотница. § 39.

15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

Варсонофий Оптинский преподобный

Духовный человек сразу понимает человека духовного [же], равно как и душевного и человека плотского. Подобно тому как человек высокообразованный понимает такого же образованного человека, равно как малообразованного и несведущего, сколько бы последние ни ухищрялись укрыть недостаточность своего образования и свое невежество, но иногда в одном слове обнаруживают себя пред ним, и он посмеивается над ними. Иной весьма много читал, но без руководителя, без определенной системы, как, например, в учебных заведениях, и от сего многочтения больше повредился умом и сердцем. Правильно образованный человек и такого всезнайку также оценит с первого раза. Так и духовный человек понимает и дает надлежащую оценку человеку, теоретически изучившему христианство, но без духовного постижения его истин.

Источник: Келейные записки

Гавриил (Бунге) схиархимандрит

«Дух Святой», который в Ветхом Завете выступает еще как безликая «сила» Бога, в Новом Завете открывается как «другой Параклит», Которого Сын, настоящий наш Параклит (ходатай) перед Отцом[См. 1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 1 Ин. 2: 1. ], послал от Отца Своим ученикам после Своего прославления[См. 26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; Ин. 15: 26, 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Ин. 20: 22. ], Который да пребудет с ними вовек (16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Ин. 14: 16), дабы после Его возвращения к Отцу Дух научил их всему (26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Ин. 14: 26) и наставил их на всякую истину (13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Ин. 16: 13).

 

Исполненный Духа (pneumatikó s) есть, стало быть, тот, кто научен Духом и потому может судить и различать духовные вещи (tà pneumatiká ) духовным образом (pneumatikó s) — в противоположность телесному, естественному человеку (psychikó s), который не в состоянии ни принять, ни познать того, что от Духа Божия, ибо в нем нет Духа Божия и потому премудрость Божию принимает он за безумие (6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. 12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. 14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. 1 Кор. 2: 6-16).

 

Стало быть, «духовное» означает здесь, как и в других текстах апостола Павла, всегда то, что «исполнено Духа», создано или одушевлено Духом Святым, и это говорится отнюдь не для красоты слога!

 

Отцы восприняли павловское различие между «духовным» (пневматическим) и «естественным» (психическим) и применили его к «духовной жизни», о чем еще мы будем говорить. Когда Евагрий, который всегда хорошо умеет выбирать слова, определяет что-то как «духовное», он обычно имеет в виду нечто, «произведенное Духом» или, вернее, «одушевленное Духом». Так, например, в выражении «духовное созерцание»[Evagrios, Mai. cog. 40 г. 1. (PG 40, 1244В). ], объектом которого выступают «духовные основы» вещей[Evagrios, Mai. cog. 7 (PG 79, 1208 C). ], слово «духовное» употребляется потому, что подателем откровения о Божественных вещах является Святой Дух[Evagrios, In Ps. 118, 13lvO. ]. Точно так же добродетели[Евагрий. Слово о молитве, 132 (Цит. изд. С. 90). ], и прежде всего любовь[Там же, 77. С. 85. ], называются «духовными», потому что они суть плоды Духа Святого (Гал. 5, 22 и след. )[Evagrios, In Ps. 51, 10 5 и во многих других местах. ], что действует в крещеных.

 

«Духовный учитель»[Евагрий. Слово о молитве, 139 (Цит. изд. С. 91). зовется так потому, что, как «духовный отец», он получил «харизму Духа»[Evagrios, Epistula 52, 7] и потому в павловском смысле «исполнен Духа».

 

«Если соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 1 Кор. 6: 17), то Давид, по слову псалма, соединяясь с Господом, становился одним духом с Ним. Но он называет „духовным“ того, кто исполнен Духа[15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 1 Кор. 2: 15], точно так же, как любовь, которая не превозносится (4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 1 Кор. 13: 4), обозначает того, кто полон любви»[Evagrios, In Ps. 62, 9 γ. ]. В этом же смысле и молитву, которая, несомненно, является квинтэссенцией «духовной жизни», очень часто называют «духовной» (pneumatiké )[Евагрий. Слово о молитве, 28. 50. 63. 72. 101 (Цит. изд. ). ]. Ибо она совершается в духе и истине (23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин. 4: 23), то есть «в Духе Святом и Единородном Сыне»[Евагрий. Слово о молитве, 59 (Цит. изд. С. 83). ], и потому часто называется «истинной молитвой»[Там же, 41, 65, 76, 113. ]. Духу Святому надлежит подготовить путь этому дару Отца[Там же, 59 (С. 83). ], ибо мы не знали бы, о чем молиться, как должно (26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Рим. 8: 26), если бы Сам Дух Святой не посетил нас, «неведующих»! [Евагрий. Слово о молитве, 70 (Цит. изд. С. 84). ]

 

«Святой Дух, сочувствуя нашей немощи[См. 26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Рим. 8: 26. ], посещает нас, даже если мы нечисты; и если Он находит, что с любовью к истине молится ему только ум, то нисходит на него и разгоняет всю тьму обступивших его помыслов и греховных мыслей, обращая его к пылкому желанию духовной молитвы»[Евагрий. Слово о молитве, 63 (Цит. изд. С. 83). ].

 

На вершине «духовной жизни» Дух Святой предрешает события, которые мы называем сейчас «мистическими», так что сирийский отец может справедливо говорить о степени «духовности» или, если это понятие потеряло всякое конкретное содержание, о степени «духовной жизни».

 

«Подобно тому, как мишень удерживает в себе стрелы, так случается и с умом в „пространстве“ духовности при восприятии образов, даруемых созерцаниями. И как не от мишени зависит, какая именно стрела достигнет ее, но от стрелка, который прицеливается и стреляет, так же не зависит от ума, когда именно он входит в „пространство“ духовности и какое созерцание он воспринимает, но все зависит от Духа, Который ведет его. Как только ум вступил в это пространство, он уже не имеет более никакой власти над самим собой, но все то, что дается ему в созерцании, он воспринимает лишь до той поры, пока одно созерцаемое не сменяется другим, и тогда он отвращает свой взгляд от того, что созерцал раньше»[Jausep Hazzaya. С. 190. ].

 

* * *

 

Сколько бы на Западе ни говорили о «духовности» и как часто ни употребляли бы прилагательное «духовный», все же Личность Духа Святого поразительно отсутствует в «духовности» Запада, о чем уже неоднократно высказывались сожаления. В результате многие вещи, которые мы считаем «духовными», в действительности целиком принадлежат сфере «психического человека», которому, собственно, и не хватает «дара Духа». Здесь мы имеем в виду все то, что относится к области «чувств», «ощущений», которые целиком принадлежат иррациональной природе и ничуть не являются «духовными», то есть произведенными Духом.

 

На самом деле Евагрий, как и другие отцы, различает в душе «разумную» часть, наделенную логосом (loghistikó n), и «неразумную» (á logon mé ros)[Евагрий. Слово о духовном делании, 66. 89 (Цит. изд. С. 107, 109). ]. Эта последняя состоит, в свою очередь, из частей «желательной» (epithymetikó n) и «яростной» (thymikó n), которые в совокупности называются «страстной частью» (pathetikò n mé ros) души[Evagrios, In Ps. 25, 2 а. ], ибо через эти две «силы», посредством которых мы вступаем в отношения с чувственным миром, в душу проникают «неразумные» страсти, что затем смущают и ослепляют «разумную часть» души.

 

Молитва целиком принадлежит этой «разумной части» души, ибо молитва есть «наилучшее и подлинное употребление ума»[Слово о молитве, 84 (Цит. изд. С. 86). ]! Молитва — это не дело «чувства» и еще в меньшей степени «сентиментальности», что вовсе не означает, что речь идет об «умственном акте» в современном смысле слова. Ибо, по сути, ум (noû s) отнюдь не адекватен рассудку, ибо значение его может быть передано такими понятиями, как «сущностное ядро», «личность» или библейский «внутренний человек»[Ср. Гавриил (Бунге), архм. „Nach dem In-tellekt leben“, in „SIMANDRON — Der Wachklopfer", Gedenkschrift Gamber. Koln. 95-109. ]. Впрочем, как мы увидим позднее, Евагрий очень хорошо понимает, что такое «чувство молитвы»[Евагрий. Слово о молитве, 43 (Цит. изд. С. 81). ].

 

Сейчас же мы удовольствуемся утверждением, которое разделяем вместе с отцами: необходимо тщательно различать, что действительно «духовно», то есть исходит от Личности Духа Святого, а что относится к сфере «психического человека», то есть к области наших неразумных желаний и вожделений. Эти последние, в смысле ценностей, в лучшем случае нейтральны, но чаще всего они служат выражением нашей «любви к себе» (philautí a), полностью противоположной той «привязанности к Богу» (prò s theò n philí a), которая есть «совершенная и духовная любовь, в которой и осуществляется молитва в духе и истине»[Там же, 77 (С. 85). ].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...