Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. Правотворчество. Нормотворчество




17. Правотворчество. Нормотворчество

Правотворчество (нормотворчество) – особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.

Стадии нормотворческого процесса:

1. планирование нормотворческой деятельности; 2. нормотворческая инициатива; 3. подготовка проекта нормативного правового акта; 4. принятие (издание) нормативного правового акта; 5. включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ; 6. опубликование нормативного правового акта.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов включает утверждение нормотворческими органами (должностными лицами): государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов, ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.

Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта.

Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Эти процедуры различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы учёных и специалистов.

Нормативный правовой акт после его рассмотрения принимается (издается) уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением процедуры, определенной соответствующими нормативными правовыми актами.

Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:

1. Законодательная инициатива; (те же что и при правотворчестве, см. выше)

2. Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента; На сегодняшний день всего существует 16 комиссий: в Палате представителей -11, Совете Республики – 5 (комиссия по законодательству и государственному строительству, по экономике, бюджету, финансам, по социальным вопросам, по рыночной политике, по международным делам и национальной безопасности).

3. Обсуждение законопроекта в Парламенте: рассмотрение в нижней палате Парламента – при наличии возражений – на доработку в комиссию – возвращается в Палату Представителей для второго чтения – Совет Республики (20 дней, 10 дней – срочно)

4. Принятие законодательных актов; закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона.

5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь

Датой официального опубликования считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета или закона.


 

18. Реализация права

Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права.

Формы реализации права.

1) Соблюдение – это воздержание от действий, которые запрещены правом.

2) Исполнение – форма, которая выражается в осуществлении участником регулируемых правом общественных отношений своих обязанностей.

3) Использование – форма, которая выражается в осуществлении участником регулируемых правом общественных отношений своих субъективных прав.

4) Применение – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц.

Признаки правоприменения:

1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо).

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок приме­нения права регламентирован специальными (процедурными) юридически­ми нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - граж­данское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридичес­ким актом - актом применения права.

Основные стадии правоприменения:

1)        Установление фактических обстоятельств дела;

2)        Выбор и анализ правовой нормы (правовая квалификация);

3)        Вынесение решения компетентными государственными органами и доведение данного решения до сведения заинтересованных лиц организации.

Первая стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (" высшая" критика);

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта (" низшая" критика);

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...