Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ведущие процессы в политике, эстетике, экономике, религии и науке




ведущие процессы в политике, эстетике, экономике, религии и науке

         

Десакрализация культуры по Р. Генону. Отец Серафим Роуз об этапах нигилистической диалектики в Новое время. Дифференциация сфер жизни и новое решение проблемы единства. Праобразы глобализма. Новые формы мифологического синкретизма и квазирелигиозного сознания.

 

    Глобальная десакрализация, согласно Р. Генону, составляет основное содержание человеческой истории, однако она чревата множеством подмен – псевдосакрализаций. Новое время претендует на радикальное расколдовывание мира; определяя этот процесс как поэтапное поствозрожденческое становление нигилизма: либерализм → реализм → витализм → нигилизм разрушения (отец Серафим Роуз, «Человек против Бога»); капитализм → социализм → анархизм (А. Ф. Лосев, приложения к «Диалектике мифа») – нельзя не заметить стоящее за всем этим «всемирно-историческое движение тех народов земли, которые вовлечены в сферу влияния Нового времени» (М. Хайдеггер). Оккультно-неогностическая «трансмутация истории» (А. Неклесса) в достаточно короткие в макроисторических масштабах сроки, исчисляемые всего несколькими столетиями, приводит к особому выделению и последующей жесткой дифференциации таких сфер человеческой жизни как политика, эстетика, экономика, религия, наука – совершенно очевидно при незашоренном современными теоретическими предрассудками взгляде, что Средние века и древность вообще не знали о таких разделениях и всё это взаимоподдерживалось и пребывало лишь как едва вычленимые аспекты какого-то более глубокого всепроникающего единства. Более того – мир и знание о нём составляли фундаментальную символическую целостность, которая была разрушена по мере углубления в Новое время: достаточно сказать, что в античной древности учёные трактаты «О природе» писались в стихах, а средневековый Данте даже не помышлял о литературе… Интересно, что эта атомизация-элементализация, всё же имея некоторые античные философские предпосылки, порождает новый профанический псевдохолизм – в его развёртывании сказывается специфическая метафизика Нового времени, суть которой хорошо передана в знаменитой ленинской фразе, что «в мире ничего нет, кроме развивающейся и движущейся материи». Указывали на то, что буржуазное сознание и тот «могильщик», что неуклонно следует за ним, кладёт конец всякой метафизике – но очевидно, что её место никогда не остаётся пустым, а кроме того мы далеки от подростковой мысли, что капитализм «стихиен» – так, например, Ф. Бродель справедливо говорит нём о как о «противорынке»… Фрактальный мировоззренческий униформизм Нового времени мыслит всё по своему «просвещённому» подобию и в своих понятийных границах, что обретает черты гротескные и комические: появляются «баскетбольные жрецы» и «сакральные потребители»…       

1. 5. Виды искусства и типология стилей

           

Триумф метаизобразительности. Этапы ренессансного искусства. От титанизма к маньеризму. Коллизия классицизма и барокко: закат риторической эпохи. Прорыв выразительности. Романтизм. Эстетическая диалектика музыкального и архитектурного метафизических начал. Визуализм и акустизм. «Жизнеподобие» романа. Лироэпика и её кризис, восхождение новой драмы и театрализация культуры. Неосимволические формы эстетики. Модерн и постмодерн.

 

    Ф. Шеллинг очень хорошо говорил о том, что «философа не должно занимать ничто из того, что обыденное сознание называет искусством: для него искусство – необходимое явление, непосредственно вытекающее из Абсолюта, и лишь постольку, поскольку можно показать и доказать, что оно действительно таково, оно обладает реальностью» – романтик Шеллинг мыслил одновременно по-античному и по-средневековому, контрапунктически реагируя на генеральную интенцию Нового времени, связанную с триумфом не «ночного» (тайного), а как раз «обыденного» (профанного) сознания… Последнее же внесло и в эстетическую сферу жесточайшую дифференциацию и в ней, несомненно, сказываются самые существенные моменты, по которым можно многое прочитать и узнать о нём самом. Более того, само профаническое оказывается окутано тоской по сакральному и инфернальному…  

Рождение языка форм готического стиля (это – ХII век, Франция; отмечают влияние исламского стрельчатого свода; в целом же, здесь можно говорить о западной трансформе арабского мирощущения с его радикальной богоудалённостью) О. Шпенглер рассматривал как явление «фаустовской культуры» – но именно последняя предваряет исторический феномен Нового времени ещё в глубинах западного Средневековья. Учитывая несомненные исламские влияния на Европу (хорошо описанные, например, у Р. Генона и столетием ранее у А. С. Хомякова), необходимо отметить, что при всём своём несомненном «титанизме» (интерпретированном как «всемирная хлестаковщина» в «Эстетике Возрождения» А. Ф. Лосева) и «безбожном антропоцентризме» (указанном отцами Павлом Флоренским и Сергием Булгаковым), Ренессанс всё-таки антиготичен, ибо это – совсем другой язык форм; характеризуя последний можно сказать, что Ренессанс псевдоантичен – это псвевдороманский, а не готический, вектор развития западной культуры. Побеждают натура и рациональность над духовным напряжением и страстной мистикой. Поэтому уместна схема: романство → классицизм → ампир → Просвещение. На излёте Ренессанса имеет место готический прорыв: готика → барокко → рококо → романтизм. Эти две линии сливаются в сентименталистко-натуралистическом хаосе психизма – сквозь эти топи и кору осуществляется прорыв символической метафизики, а также диалектики музыкального и архитектурного начал.

 

1. 6. Фантазм однородного бесконечного пространства:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...