Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.8. Субъектологические пределы секуляризма




1. 8. Субъектологические пределы секуляризма

 

Герменевтическая интериоризация как овнутрение мира. Учение А. Г. Дугина о трёх эпохальных парадигмах и радикальном Субъекте. Неотрадиционализм и неосенсуализм. А. И. Неклесса о неогностицизме Нового времени. М. Н. Эпштейн о времени «Прото-». Кризис европоцентризма и проблемы «глобального синтеза». Запад и неоправославие: кризисологическая укоренённость новой религиозного сознания.

 

    Мысля в чисто психиатрических аналогиях сегодня любят указывать на радикализацию субъектности как на проявление «шизоидности», а на уступку активной объектности как на выражение «параноидальности» – но это, конечно, не более, чем забавные предрассудки. Мировое Целое имеет всякий раз куда более выраженные неподконтрольные субъектологические черты, чем так называемые человеческие индивиды, подверженные его ветрам, учёту и статистике… Это Целое символически сказывается в динамике культурно-исторического бытия, влекущего в себе людей и народы к трансцендентным целям.

Новое время в самом существенном смысле эпоха не менее, если не более религиозная, чем все остальные времена и эпохи. Открытие парадигм премодерна, модерна, их логической негации (постмодерна) и парадоксального креативного совмещения открывает возможности, неведомые более устойчивым антропологическим типам. Но это – нисходящая, несомненно, разрушительная религиозность, погружающая нас, выражаясь символически, на «космическое дно». Человечество за последние века и даже тысячелетия осознаёт себя в глубокой яме нечеловекосоразмерной реальности, из которой карабкается к иному различными способами: духовными, материальными, символическими. Материалисты скажут, что это – противоречивый результат очеловечивания животного, но тогда исходное состояние последнего было бы предпочтительнее положения, в котором оказались мы… Несомненно, что сохраняющиеся в Новое время представления о вочеловечивании Творца миров открывают нам совсем иную апофатическую перспективу.    

    Однажды к нам приходит ясное понимание, что наша жизнь, как отдельного человека, так и той более обширной общности, которой он, несомненно, принадлежит, сокращается уже, и сколько бы она не продолжалась ещё – со многими вещами, её сопровождающими, надо привыкать расставаться. Утопии и антиутопии Нового времени: от далёкого ноосферного коммунизма – до антихриста как близкой политической возможности, прихотливо воплощаясь и недовоплощаясь на его излёте, длят его внутреннюю Зыбь. Главным же, ключевым словом в понимании этой эпохи, в герменевтике её контента, является, именно Кризис; несомненно то, что это – глобальный кризис. В самой фактичности грандиозного перехода всё ещё сохраняется очарованность эпохального сна.

1. 9. Семиосфера современного города и декосмизация реальности

как знаки завершённости Нового времени

            

Город как символическая топика. Сакральная структура и эсхатология города. Профаничность современных городов. Инфернальность земного города и декосмизация мира. Небесный град и его радикальное неожидание.

 

Один из любимых поэтов М. Хайдеггера Р. -М. Рильке сказал по этой теме почти всё:

 

  Господь! Большие города обречены небесным карам.

  Куда бежать перед пожаром?
Разрушенный одним ударом,
исчезнет город навсегда.

В подвалах жить все хуже, все трудней;
там с жертвенным скотом, с пугливым стадом,
схож Твой народ осанкою и взглядом.
Твоя земля живет и дышит рядом,
но позабыли бедные о ней.

Растут на подоконниках там дети
в одной и той же пасмурной тени.
Им невдомек, что все цветы на свете
взывают к ветру в солнечные дни,
в подвалах детям не до беготни.

Там девушку к неведомому тянет,
о детстве загрустив, она цветет...
Но тело вздрогнет, и мечты не станет,
должно закрыться тело в свой черед.
И материнство прячется в каморках,
где по ночам не затихает плач;
слабея, жизнь проходит на задворках
холодными годами неудач.
И женщины своей достигнут цели:
живут они, чтоб слечь потом во тьме
и умирать подолгу на постели,
как в богадельне или как в тюрьме.

 

    Дальше нам остаётся герменевтический комментарий этого гениального текста… «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Ап., 21: 4).   

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКУМ ПО КРИЗИСОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИКЕ

 

2. 1. Джамбатиста Вико, «Основания новой науки

об общей природе наций»

 

Новая наука, т. е. Метафизика в Свете Божественного Провидения, размышляя об общей природе наций и открыв такое происхождение дел божеских и человеческих у языческих наций, строит на них систему естественного права народов, которое проходит совершенно одинаково и с полным постоянством через три Века, протекшие, как говорили египтяне, за всё время до них, а именно: Век Богов, когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением и что всё решительно им приказывается …оракулами – самыми древними вещами языческой истории; Век Героев, когда последние повсюду царствовали в Аристократических Республиках на основе, как они полагали, превосходства своей природы, отличающейся от природы их плебеев; и наконец, – Век Людей, когда все признали, что они равны по человеческой природе; потому в этот век сначала процветали Народные Республики, а под конец – Монархии. ‹ …›

Соответственно этим трём видам природы и правлений люди говорили на трёх разных Языках, составляющих словарь данной науки. ‹…› первым языком был Иероглифический, т. е. священный, или божественный, вторым – Символический, посредством знаков, т. е. героических гербов; третьим – письменный, чтобы удалённые друг от друга люди могли взаимно сообщать о своих насущных жизненных нуждах. ‹ …›

Поэтическая Метафизика, или Теология Поэтов, была первой, т. е. Божественной Поэзией; Поэтическая Мудрость – первая Мудрость Язычества – должна была начинать с Метафизики, не рациональной и абстрактной Метафизики современных учёных, а с чувственной и фантастической Метафизики первых людей. Метафизика была их настоящей Поэзией, а последняя – естественной для них способностью… Такая Поэзия первоначально была у них Божественной… они приписывали сущность вызывавшим удивление вещам… совершенно как дети… дети берут в руки неодушевлённые предметы, забавляются и разговаривают с ними, как если бы то были живые личности. ‹ …› слова расскажут нам о Происхождении различных словесных Языков, сходящихся в одном общем Идеальном Языке. ‹ …› с таких оснований… должны были бы все философы и филологи начинать рассуждение о происхождении языков и букв; обе эти вещи, объединённые по своей природе… трактовались до сих пор порознь. ‹ …›

 «По шуму грома латиняне первоначально называли Юпитера Jous; греки по свисту молнии называли его Zevs; по звуку, который производит огонь, когда он сжигает, восточные люди должны были называть его Ur, – отсюда Урим, «сила огня»; то же самое происхождение должно было у греков породить название uranos – «небо», а у латинян глагол uro – «жечь»; у латинян же от свиста молнии должно было произойти Cel…» ‹ …›

 Первые люди Язычества воспринимали идеи вещей посредством фантастических характеров, представлявших одушевлённые субстанции, и, немые, объясняли их посредством движений или тел, имеющих непосредственное отношение к идеям (например, троекратное движение жнеца или три колоса обозначали три года); …они объяснялись посредством языка, который естественно обозначал эти идеи…»

 

Задание.

Сопоставьте размышления Л. Н. Толстого об исторических событиях с концепцией исторического круговорота Дж. Вико. Найдите точки соприкосновения в идеях русского и итальянского мыслителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...