Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ДЫХАНИЕ. Тренаж дыхания.




ДЫХАНИЕ

Как правило, голоса срывают те, кто не умеет рационально использовать свой аппарат звучания и, прежде всего, не знает место дыхания в структуре этого удивительного инструмента. Когда человек научится владеть дыханием, то сразу же почувствует, что говорить стало легче и приятнее, голосовые связки перестали уставать, звук стал спокойнее, ровнее.

Роль издающих звук пластинок (пример с баяном) у нас выполняют голосовые связки. Силой, заставляющей их колебаться и звучать, является струя выдыхаемого воздуха. Как натянутые провода гудят, поют под ветром, так и голосовые связки издают звук под воздействием потока воздуха. Сильнее выдох, т. е. Сильнее, активнее струя выдыхаемого воздуха - сильнее звук. Управляя дыханием, мы управляем звуком.

Первые осторожные шаги в области звукообразования можно начать с этого уровня понимания зависимости звука от дыхания. Дыхание должно быть глубоким, полным, естественным. Чем больше дыхание, тем больше возможности у говорящего, читающего сделать речь более непрерывной. Если вдох небольшой, то во время чтения человек вынужден будет останавливаться посреди строки / или предложения в прозе/ для подбора дыхания и при каждой вынужденной паузе, когда она не обусловлена логикой мысли, мысль рвется. Чтобы сделать речь более непрерывной - чтобы с большей ясностью и чёткостью вести мысль каждого предложения, нужно глубокое и рационально. используемое дыхание.

Существует три типа дыхания.

Ключично - плечевое /или верхнее/ дыхание. Определить этот тип дыхания не сложно. Это наиболее распространённая позиция у тех, кто не занимается в театральном или чтецком кружке или в спортивной секции. Это самая непродуктивная позиция: вдох при этом типе дыхания неглубокий - используется не самый ёмкий участок лёгких – верхушки, пользоваться воздухом, набранным «в плечи», управлять им почти невозможно; активное использование этого типа дыхания вызывает головокружение; движущиеся то вверх, то вниз плечи отвлекают внимание зрителя от произведения. С анатомо-физиологической точки зрения этот тип дыхания так же непродуктивен, так основная масса лёгких не вентилируется, альвеолы лёгких не способны противостоять различным инфекциям, даже лёгким сквознякам, охлаждениям.

Грудное /среднее, женское/ дыхание. При этом типе дыхания вдох более глубокий, чем при ключично-плечевом, но и он не использует всех возможностей человеческой природы.

Рёберно - диафрагмальное /нижнее/ дыхание. Эта позиция дыхания наиболее продуктивная, так как обеспечивает более глубокий, более объёмный вдох. Во время вдоха при рёберно-диафрагмальном дыхании две пары нижних рёбер, не соединённых своими концами с грудной костью, расходятся в стороны, диафрагма прогибается, опускаете вниз. Таким образом, объём в котором, могут разместиться лёгкие с набранным воздухом, увеличивается. Таким образом, вдох будет более объёмным, более глубоким. Низ брюшного пресса слегка сокращается, создавая опору для дыхания и для звука. Этот тип дыхания максимально реализует возможности дыхательной системы человека и чтецам, ораторам необходимо ставить именно эту позицию, с которой начинается постановка голоса и постановка дикции, и /с личного опыта автора/ работа с заикающимися.

В процессе постановки правильного дыхания нужно использовать все возможности, чтобы ученик понял и почувствовал специфику реберно-диафрагмального дыхания. И объяснение, и показ, и графическая схема, и органические ощущения помогут в этом.

Прежде всего будущим чтецам надо объяснить, что происходит с грудной клеткой при вдохе. Схема, приведённая ниже, помогает сделать объяснение более наглядным.

Сплошными линиями на схеме показано положение грудной клетки при выдохе. Пунктиром обозначено положение диафрагмы и грудной клетки при полном вдохе. Сжимающаяся грудная клетка держит воздух под определённым давлением, что даёт возможность контролировать и регулировать силу струи выдыхаемого воздуха,. а значит и контролировать ею особенности звука.

Органические ощущения при вдохе. Чтобы обучающемуся было легче почувствовать на себе положение частей организма при вдохе, надо подсказать им следующие органические ощущения, помочь им зафиксировать сознанием и физическими ощущениями их.

При вдохе низ брюшного пресса слегка сокращается, поджимается. Нужно иметь в виду, что многие ученики не сразу находят это состояние, не сразу его чувствуют. Желая подобрать низ живота, из желания сделать это как можно добросовестнее, они часто вбирают весь живот, загоняя всю брюшину в грудную клетку. Чтобы почувствовать степень сокращения мышц брюшного пресса, полезно провести следующее упражнение.

" Ребята, удобно усядьтесь на стуле и максимально расслабьте мышцы брюшного пресса /сразу же необходимо проверить, как выполнено. это задание/. Теперь, продолжая сохранять эту расслабленность мышц, попытайтесь пальцем руки поднять крышку стола. Подождите, команды к выполнению задания не было. Проверьте, все ли мышцы расслаблены, особенно проконтролируйте положение брюшного пресса - он должен быть расслаблен. Теперь, продолжая сохранять это положение мышц, попытаемтесь поднять крышку стола - попытайтесь, но не поднимайте. При этом внимательно проследите за собой и вы почувствуете, что при малейшей попытке поднять крышку стола, при малейшем приспособлении мышц к этому действию, у вас слегка напрягается прежде всего брюшной пресс, его низ. Не спешите, не двигайте стол, не поднимайте его буквально, а только легко и осторожно попытайтесь это сделать. Спокойно контролируйте каждый себя. "

Когда упражнение выполнено каждым, сообщается, что такое положение брюшного пресса необходимо принимать всегда при вдохе.

Вначале работы не трудно заметить, что ученики вдох делают шумно и долго. Чтобы вдох сделать коротким, глубоким и бесшумным, нужно подсказать ещё одно органическое ощущение.

" Представьте, что у каждого из вас в руках свежий душистый цветок - у кого роза, у кого гвоздика, астра, гладиолус и т. п. Где взять этот цветок? Только не на клумбе. Возьмите дома из вазы или на собственной даче... Примите из рук любимого человека, воображаемого собеседника. Нет! Я же сказал из рук воображаемого собеседника, а не соседа, сидящего радом с вами сейчас - вы не должны мешать друг другу, не должны ни с кем общаться, кроме воображаемого цветка. Итак, не отвлекая друг друга, спокойно, тихо, сосредоточенно, так словно рядом с вами никого нет, «возьмите» свой цветок. Не вообще цветок, а какой-то конкретный, у которого конкретная расцветка и конкретный запах. Взяли? Хорошо. А теперь каждый понюхайте свой цветок. Только нюхайте внимательно, сосредоточенно. Когда будете «нюхать» цветы, постарайтесь запомнить то состояние, то положение, в каком находится при вдохе носоглотка. Не спешите, не сопите, не всасывайте в себя со свистом воздух, а «принюхивайтесь».

Когда педагог почувствовал, что «аромат» цветка ученики вдыхают спокойно, бесшумно, нужно сказать, что такой вдох они должны делать во время тренажа - так же, как «вдыхали» аромат цветка - спокойно, глубоко, бесшумно.

Почувствовать вдох, т. е. почувствовать куда набирается воздух и что происходит при этом с грудной клеткой, брюшным прессом легче всего в положении лёжа, так как а этом положений все мышцы расслабленны и всё внимание может быть сосредоточено только на работе дыхательного аппарата. Пусть «положением лёжа» ученики займутся дома, а на занятии тренаж дыхания удобно проводить стоя /наиболее эффективно/ или сидя на стуле.

Вначале нужно помочь каждому ученику найти, почувствовать рёберно-диафрагмальное дыхание и только потом можно начинать тренировать его до со стояния, когда оно станет привычным, необходимым.

Позицию рёберно-диафрагмального дыхания не трудно обнаружить по внешним проявлениям. Для этого достаточно предложить ученикам положить руки ладонями на грудную клетку /на нижние ребра /. Если дыхание правильное, то при вдохе руки разойдутся в стороны /вместе с нижними ребрами, на которых они лежат/. Если же руки не расходятся, значит вдох делается либо в плечи /верхнее дыхание/ и тогда плечи поднимаются вверх, либо в грудную клетку /среднее дыхание/ и тогда поднимается вся грудная клетка.

Позицию дыхания можно проверить и по положению брюшного пресса при вдохе. Для этого можно предложить учениках положить руки ладонями на живот - одну руку в район солнечного сплетения и чуть-чуть пониже, вторую - ниже пояса. При вдохе, если используется рёберно - диафрагмальное дыхание, нижняя рука слегка вбирается в живот, поскольку низ брюшного пресса сокращается, а верхняя движется в противоположную сторону, так как верхняя часть пресса как бы вздувается силой набранного воздуха.

 

Тренаж дыхания.

После того, как удалось определить правильную позицию дыхания, можно перейти к тренажу. Прежде, чем начать тренаж дыхания, можно напомнить ученикам о той конкретной обстановке, в которой проходит занятие.

" Обратите внимание /ученики и прежде всего педагоги/, что наше занятие проходит в комнате, в которой окна закрыты, двери открыть нельзя, так как вся школа будет слышать как мы работаем. Запертые в закрытом помещении мы дышим ВСЕ одним и тем же воздухом. Он не меняется. Мы гоняем его из лёгких в лёгкие, свободно передавая любую инфекцию друг другу. Что мы вдыхаем? Страшно подумать! А между тем нам всем надо помнить, что кровь по велению сердца поступает в лёгки чтобы обогатиться кислородом и разнести его по всему организму. Особенно много кислорода поглощает мозг. Деятельность всего организма зависит от качества воздуха, который мы вдыхаем. Наша жизнь педагогов и учащихся, студентов во много проходит в аудитории. Изо дня в день. Помимо экологии, которая делает жизнь всего живого на планете опасной, мы ещё своей безответственностью усугубляем эту опасность, словно открытие окна или форточки и проветривание помещения не в наших руках. Проводить тренаж в закупоренном помещении - преступно. Приведём не только себя, но и комнату в рабочее состояние - проветрим её. "

Прежде, чем начать тренаж дыхания, педагог должен усвоить следующие методические замечания, советы, требования.

1. Прежде чем начать тренаж дыхания, обязательно нужно проверить позу, в какой ребята сидят /если тренах проводится сидя/ или стоят. Они должны стоять или сидеть спокойно, прямо, не сутулясь. Плечи не должны быть напряжены, должны быть слегка разведены, шея - открытой, не напряжённой, взгляд открытый, выражающий готовность к деятельности. Ученики должны сидеть ил. и стоять спокойно, прямо, не сутулясь потому, что организм их находится в стадии становления что должно усилить внимание педагога к правильной позе учеников. Они должны сидеть или стоять прямо, но без напряжения, свободно, но не развалясь.

2. Нужно помнить, что в наших лёгких всегда имеется часть воздуха. Это жизненно необходимое / или остаточное/ дыхание. Оно необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности организма даже в процессе речевой деятельности, которая осуществляется за счёт использования дыхания / при невнимательности и остаточного, что не допусти мо ни в речи, ни во время тренажа /.

3. Вдох должен быть глубоким, но без напряжения, без перебора.

4. Во время тренажа необходимо делать выдох по глубине такой же, как и при обычном дыханий. Из желания сделать всё в полную меру, ученики добросовестно делают такой выдох, что сгибаются вперёд, выдохнув даже жизненно необходимый воздух, питающий кислородом весь организм бесперебойно.

5. Вдох должен быть глубоким, спокойным, естественным.

6. На первых порах тренажа необходимо напоминать ученикам, чтобы они постоянно контролировали себя до тех пор, пока верное дыхание не станет привычным, непроизвольным, необходимым.

После того, как была найдена верная позиция дыхательного аппарата /когда найдено рёберно-диафрагмальное дыхание, его позиция/, можно приступить к тренажу дыхания. Нумерация упражнений здесь не выражает обязательной последовательности применения их в практике. Это только пример авторской практики.

1. Полный вдох. Выдох активной острой «струйкой» на ладонь. Ладонь от губ находится на расстоянии 25 - 30 см. Цель упражнения состоит в том, чтобы научиться активно, управляемо тратить дыхание. В этом же упражнении можно почувствовать и зафиксировать как и откуда тратится дыхание. В этом упражнений ученикам предлагается положить ладонь одной руки на верхнюю часть брюшного пресса /сразу под грудной клеткой /, вторую - перед ртом на указанном выше расстоянии. Рука, лежащая не верхней части брюшного пресса будет фиксировать куда набирается воздух при вдохе и откуда он тратится при выдохе. Вторая ладонь должна помочь почувствовать степень активности струи выдыхаемого воздуха. В этом упражнении необходимо следить, чтобы выдох был сделан не на счёт «раз» а длился бы секунд семьдесят.

2. Глубокий вдох. Выдох короткими активными толчками, следующими один за другим в ритме стука метронома. Губы во время упражнения находятся в положении, которое они принимают при произношении звука «У». Одна рука лежит ладонью на брюшном прессе сразу под грудной клеткой. Упражнение даёт возможность зафиксировать толчок дыхания, а стало быть и звука, его опору на диафрагму. Чтецу важно научиться тратить дыхание на звуке. Иной чтец имеет от природы большое дыхание. Он делает большой, глубокий вдох, но всё дыхание тратит сразу же на первых словах, даже слогах текста, т. е. свободно его выдыхает, не используя как силу, заставляющую колебаться и звучать голосовые связки. В том же баяне, как бы активно мы не растягивали меха, если будет открыт клапан, через который свободно входит и выходит воздух, никакого звучания не полнится. Все следующие упражнения предназначены для того, чтобы тренироваться сознательно тратить дыхание на звуке.

3. Вдох. Выдох осуществляется на гласных звуках А, О, У, 3, Ы, И. Если трудно произнести на одном дыхании весь гласный ряд, можно на первых порах для тренажа брать по три звука. Главное, зачем в этом упражнении необходимо следить, чтобы каждый звук был полным, ясным, достаточно громким, но без крика, без нажима на голосовые связкию. Звук должен быть свободным, естественным, полётным, радостным.

4. Вдох. Полный непринужденный выдох осуществляется на слоге «Ах». Вдох. Полный выдох на слоге «ОХ». Упражнение продолжается на слогах «УХ», «ЭХ», «ЫХ», «ИХ».

5. Глубокий вдох с последующим выдохом на свистящем «С», следующий вдох с выдохом на свистящем звуке «3». Итак несколько раз. Это упражнение можно использовать с теми учениками, у которых свистящие звуки произносятся правильно /чтобы не тренировать неправильную позицию/. Позиция речевого аппарата на звуке должна быть правильной, четкой, струя выдыхаемого воздуха – активной, упругой.

6. Глубокий вдох с последующим выдохом на звуках «В», «Ф». Позиция речевого аппарата на этих согласных звуках должна, быть правильной, активной.

7. Вдох. Выдох осуществляется на носовых согласных звуках, чередуя их – «М», «Н». Позиция аппарата звучания на носовых звуках должна быть правильной, произношение - активным.

8. Вдох. Выдох на одном из шипящих звуков /Ш, Щ, Ж, Ч/. Необходимо помнить, что в этом, как и подобных других упражнениях, каждый звук должен быть в точной своей позиции, чтобы тренируя дыхание не натренировать дикционный дефект.

9. С целью тренировки умения тратить дыхание на звуке можно использовать различные тексты - скороговорки, пословицы, поговорки, стихи и т. д. Для примера возьмём скороговорку " Дробью по тетеревам да по перепелам". Произнести её надо так, чтобы всё дыхание истратить только на тексте /это не так без проблемно, как может показаться/. Часто ученик хорошо берёт дыхание перед тем, как начать говорить, потом выдыхает бесконтрольно и на оставшемся дыхании произносит. А следить надо за тем, чтобы дыхание тратилось только на звуке, чтобы весь набранный воздух был использован как сила, колеблющая голосовые связки. На первых порах тренажа необходимо про следить, чтобы всё дыхание тратилось при разовом произношении текста. В конечном итоге задача состоит в том, чтобы помочь ученикам почувствовать, осознать как от умения экономно тратить дыхание зависит качество голосоведения. После нескольких занятий, когда почувствуется, что дыхание не тратится напрасно, можно использовать этот же текст для того, чтобы тренировать умение экономно тратить дыхание. Для этого ученикам предлагается сделать глубокий вдох /обязательно на первых порах следует напоминать, что вдох глубокий, но без перенапряжения, чтобы он был не так глубок, что раздуваются щёки, краснеют глаза и голова кружится /и на этом дыханий произнести громко и четко /но не крича / текст скороговорки один раз, затем два, дальше - три и т. д. на сколько хватит дыхания. Тренаж в конечном итоге даст возможность произнести скороговорку до семи и более раз, не теряя при этом качества звука. Надо помнить, что в этом упражнений важно не столько количество повторений, сколько количество повторений при высоком качестве звуков.

" Когда ты научишься владеть своим дыханием на столько, что после глубокого вдоха сумеешь задерживать его и пользоваться им совершенно свободно, ты сможешь стать своим собственным учителем, а лучше всего служит человеку он сам - поверь мне" *

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...