Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ССЦ и способы связи предложений




Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста или тема (обозначим – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающей коммуникативную задачу текста. Новая информация текста или рема (обозначим – Н) – это неизвестная информация текста, которую необходимо узнать.

Д Н Д Н

Например: Мой брат/ студент. Он учится / в университете.

Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема.

 

Структура текста Значение Примеры
  зачин обозначает тему и выражает нача­ло развития мысли Большой вред атмосферные загрязнения приносят зелёным насаждениям и сельскохозяйственным посевам.
средняя часть содержит разви­тие темы, намеченной зачином Сернистые и фтористые соединения вызывают гибель деревьев, опаде­ние листьев, снижение плодоношения, задержку роста. Зеленые насаждения играют большую роль в жизни человека, улучшая микроклимат и химический состав атмосферного воздуха, снижая запыленность и город­ской шум.
концовка содержит обобщающую информацию мысль Вот почему борьба с загрязнением атмосфер­ного воздуха является важной в деле охраны приро­ды.

 

В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые три способа связи, которые определяются как цепная, параллельная и присоединительная.

Цепная связь – структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому, осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (член предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, синонимы, местоимения.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковой порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

Например:

… Еще одна ночь протекала …

… Еще один день выступал … (Ч. Айтматов).

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

Например:

Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев … И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственной, чудной и старый. (Ч. Айтматов).

В приведенном примере второе предложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.

 

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:

лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп);

морфологическими (соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях);

синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), ритмомелодическими (интонация частей и целого), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).

Важнейшим компонентом лексики являются термины (от лат.terminus – граница, предел), т. е. слова (или словосочетания), обозначающие логически сформулированные понятия и тем самым несущие логическую информацию большого объема. Термины характеризуются строго определенным значением. Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.). Лексическое значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки.

Морфология. Яркая отличительная черта собственно научного подстиля – преобладание имен существительных. В научном тексте существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов. Это можно легко объяснить номинационной направленностью научного стиля, главное – обозначить, описать явление.

Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа: открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен Павловым, создан народом.

Синтаксис. Специфической чертой научной речи, как подчеркнутая логичность, определяется частотность употребления тех или иных типов сложных предложений. Среди сложных предложений в научной речи преобладают союзные сложносочиненные и сложноподчиненные с четко выраженной синтаксической связью между отдельными частями. Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем что связь между частями сложного предложения с помощью союзов выражается более точно, однозначно.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные элементы связности текста.

2. Что такое ССЦ?

3. Перечислите виды связи предложений.

4. В чем отличительные особенности цепной, параллельной и присоединительной видов связи?

 

Литература: 1.Зуева Н.Ю., Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. – Алматы, 2007.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...