Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.




27. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

это учет индивидуальных особенностей учащихся.

Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, при объяснении новой темы.

 

Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности.

Дифференциация – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Цель дифференциация-обучение каждого на уровне его возможностей. особенностей.

Индивидуализация - это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

индивидуально-типологические особенности;

познавательные интересы

скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

При организации разноуровневого обучения, я опираюсь на следующие правила:

- не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении;

- сравнивать успехи обучения самого ребенка с собой;

- поощрять даже самые незначительные успехи;

- поощрять любые увлечения учащихся как в школе, так и вне ее;

- не допускать в процессе обучения отрицательной мотивации.

 

Дифференциация обучения должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса единства требований ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

28. Понятие и сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления.

Воспитание – это целенаправленное всестороннее формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личности.

воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

 

Педагогическое мастерство воспитателя зависит прежде всего от чёткого и ясного осознания им цели воспитания.

 

Цель воспитания – это то, к чему оно стремится. Целям подчиняется всё: содержание, организация, формы и методы воспитания.

 

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания включала следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.

 

Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников.

Задачи воспитания:

1) воспитание гражданина своей Родины. Это воспитание включает в себя воспитание национального патриотизма, воспитание в духе демократизма и гуманизма, формирование политической культуры и т. д.;

2) формирование духовной личности. Под духовностью понимается сущность человека, его личное «Я», его образ, определяющие его судьбу, роль в обществе и природе;

3) воспитание экономического мышления человека, труженика, которое можно рассматривать как формирование уважения к труду, социально-психологическую готовность овладеть соответствующими профессиональными знаниями и умениями, желание совершенствоваться в избранном деле;

4) воспитание психофизического здоровья, под которым понимается состояние нравственно-жизненного равновесия и психологического комфорта человека, отсутствие значительных отклонений от норм физического развития;

5) гуманизация отношений человека и природы, т. е. формирование у людей морально-экологического сознания, которое проявляется в соответствующей деятельности и отношении к природе;

6) воспитание индивидуальности и коллективности в личности.

 

Процесс воспитания имеет ряд особенностей.

1. Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.

2. Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания. Соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, помогает успешно решать задачи воспитания.

3. Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

4. Непрерывность. Процесс воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. В воспитательном процессе необходима системная работа, направленная на реализацию поставленной цели.

5. Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания. Поскольку формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, поэтому педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.

6. Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны. Это обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, с другой – профессиональной подготовленностью воспитателей, их мастерством.

7. Двусторонность. В связи с тем, что процесс воспитания в современном понимании – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, то реализован он может быть в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...