Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29. Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность.




29. Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность.

Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями

Цель воспитательного процесса – ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Предпосылка для возникновения потребности самовоспитания – умение реально анализировать и оценивать свои качества и поступки. Это создает мотив для самовоспитания. Влияет: 1) общественное мнение, 2) критика и самокритика, 3) знание как заниматься самовоспитанием.

Задача шк. воспитания – стимулировать внутренние силы ученика и направлять их на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, оказывать педагогическую поддержку и помощь в работе растущего человека над собой.

Мотивами самовоспитания могут быть: стремление достичь поставленной цели;

желание не отстать от других; чей-либо пример, желание стать похожим на авторит. человека,

литературного героя;

Этапы:

1 этап- осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания.

Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение,

сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Эти методы позволяют

человеку дать объективную характеристику себе. Роль педагога на этом этапе состоит в том,

чтобы помочь воспитаннику осуществлять самонаблюдение и самооценку. Важно

подготовить учащихся к самопознанию, предоставив им необходимые психологические

знания, для чего проводятся специальные беседы, дискуссии, тренинги и т. п.

2 этап - выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей.

Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, ведущих к

формированию необходимых для нее качеств и свойств. После составления программы

следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач,

содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап - реализация программы самовоспитания. Педагог помогает воспитаннику

осуществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств

личности. Важно, чтобы он давал педагогическую оценку усилий воспитанника.

4 этап - оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («чего я

достиг? »), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания.

Методы и приемы самовоспитания: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение

(аутогенные упражнения, способствующие овладению собственным организмом и эмоциями),

самообязательство (добровольное задание самому себе целей и задач саморазвития, решение

воспитать у себя те или иные качества), осмысление собственной деятельности и поведения

(выявление причин успехов и неудач), самоконтроль (способность следить за своими

поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью

предотвращения нежелательных последствий), самоотчет (ретроспективный взгляд на

события, произошедшие с личностью за определенное время).

 

Приемы самовоспитания:

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

- самоконтроль (систематическая фиксация своего поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Методы самовоспитания:

· самопознание, которое включает (самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение)

· самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;

· самостимулирование, котрое предполагает самоутверждение, самоодобрение, самопоощерение, самонаказание, самоограничение

Этапы процесса самовоспитания:

1. Осознание необходимости работать над собой. Этап самопознания.

2. Выработка программы работы над собой на основе поставленных целей (после составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач).

3. Реализация программы самовоспитания

4. Оценка результатов самовоспитания. Это снова этап самопознания (Чего я достиг? заканчивается постановкой новых задач самовоспитания).

Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.

30. Закономерности и принципы воспитания. Реализация принципов воспитания в практической деятельности педагога.

 

Специфика и закономерности процесса воспитания

 

Процесс воспитания является многофакторным процессом. Воспитание осуществляется не только в школе, но и в семье, в различных внешкольных учреждениях. На личность ребёнка оказывают влияние средства массовой информации, друзья, улица и т. п.

 

Процесс воспитания является длительным процессом. Воспитание начинается до школы и продолжается после неё. Оно длится всю жизнь. В этом длительном процессе дошкольные и школьные годы оставляют наиболее глубокий след в сознании человека.

 

Для определения результатов воспитательного процесса, уровня воспитанности школьников используются различные методы и специальные диагностические методики (наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, «недописанный тезис» и т. д. ). К показателям воспитанности можно отнести: 1) внешний вид ребёнка; 2) речь; 3) поведение, складывающееся из отдельных поступков; 4) отношение школьника к другим людям, к близким и родным, к коллективу, учёбе и труду и т. д.; 5) идеалы.

 

 

Процесс воспитания характеризуется целостностью. Если в процессе обучения имеет место определённая очередность и последовательность в усвоении знаний и выработке умений и навыков, то в процессе воспитания ребёнок развивается как целостная личность, все его качества формируются постепенно, но почти одновременно. Для воспитания определённых качеств нельзя установить календарные сроки.

 

Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двусторонним.

 

Ребёнок - субъект и объект воспитания. Воспитание есть в сущности самовоспитание. Воспитание, как педагогическая деятельность, есть организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания.

 

Процесс воспитания динамичен, подвижен и изменчив. Бывает так, что один и тот же подход по отношению к одному и тому же воспитаннику в одном случае оказывает сильное воздействие, а в другом – не дает никакого эффекта.

 

 

Закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

 

Закономерности процесса воспитания, как и закономерности процесса обучения, условно можно разделить на две группы: 1) общие закономерности и 2) частные.

 

Общие закономерности – это объективно существующие связи и отношения между основными компонентами процесса воспитания, к ним относятся:

 

1) зависимость целей воспитания от общественных потребностей: при изменении последних изменяются и цели воспитания;

2) задачи и содержание воспитания находятся в тесной связи с целями воспитания, они ими обусловлены и от них зависимы;

3) методы воспитания зависят от целей, задач и содержания воспитания;

4) формы воспитания находятся в тесной связи со всеми другими компонентами процесса воспитания и от них зависят.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...