Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпический герой. Практическое занятие 4.1. Тип произведения. Литературный род. Эпика. Литература. Тип произведения. Литературный род. Эпика.




Эпический герой

Типология эпического героя на сегодняшний день в литературоведении не сформировалась.

К данной  теме имеют некоторое отношение исследование Нортропа Фрая, а также Е. М. Мелетинского и Ю. М. Лотмана, которые типологизировали мифологических и фольклорных персонажей (культурный герой и трикстер).

Проблема эпического героя может быть решена через установление сюжетных функций героя в различных эпических жанрах и связана с основной эпической ситуацией. Действие героя или нарушает, или восстанавливает объективное мировое равновесие.  Исходя из этого, можно различать героя поступка и героя сознания; связь героя с мотивами духа и тела; героя воплощенного (эпопейного) и невоплощенного (романного). Данная научная проблема находится в стадии изучения.

 

Практическое занятие 4. 1.

Тип произведения. Литературный род. Эпика.

1. Большая эпическая форма.

2. Проблема типологии литературных произведений.

3. Литературный род. Эпика как литературный род.

4. Эпический мир и эпический текст.

5. Проблема единства эпических жанров

6. «Родовые» свойства текста эпического произведения: Взаимоосвещение авторской и чужой речи

7. Фрагментарность.

8. Большие эпические формы. Эпический мир.

9. Эпический тип события

10. Структура эпического сюжета

Литература

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. — Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с. - С. 264-305.

Практическое занятие 4. 2.

Эпика. Малые эпические формы. Эпический образ мира

1. «Малые» эпические формы. Эпический субъект.

2. Точки зрения субъектов в структуре малых жанров.

3. Родство больших и малых эпических форм.

4. Эпическая «зона построения образа».

5. Эпический герой.

 

Литература

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. — Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с. - С. 264-305.

 

 

Лекция 5

Драма как литературный род

Теория драмы в литературоведении отличается от других теорий литературных родов наибольшей степью определенности в отношении «родовой структуры» и «нерушимых» родовых признаков. На протяжении всей истории литературы и науки о ней драма пользовалась усиленным научным вниманием – и в Античности, и в Средневековье, и в Новое время. Но каждая эпоха утверждала собственную концепцию родовых особенностей драмы, как впрочем, и других литературных родов в соответствии со своими эстетическими представлениями.

Таким образом, складывается три концепции драмы. Первая представляет драму как «особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем» и оперирует понятиями катастрофы и катарсиса (Аристотель, Шиллер, Ницше, Выготский). Вторая берет за основу драматическое действие и использует понятия конфликта и сюжета (Гегель, Гёте). Третья основывается на теории драматического слова (XX в. ). Эти концепции могут пересекаться, одна из них может доминировать.

Наиболее существенные изменения в драме как родовом образовании произошли в XIX веке, в период формирования «новой», «неклассической» драмы. Их можно сравнить с утверждением в эстетической реальности романа, пришедшего на смену эпопее.

При изучении драматических произведений следует учитывать их специфику. Драма, которая представляется собой, как и любое другое литературное произведение, со-бытие «мира героя» и «текста», в первую очередь предназначена не для чтения, а для постановки на сцене. Различают два подхода к изучению драмы – театроведческий и литературоведческий. Но каждый из них будет использовать подход другого. Режиссер будет работать с «текстом» драмы, как со сценарием, снабжая авторские интенции собственным видением воплощения «события изображенного» на сцене. Литературоведческий подход состоит в том, что художественное произведение рассматривается как со-бытие изображенного мира и текста. Но при этом всегда будет учитываться позиция читателя-зрителя, о которой речь пойдет ниже, и которая существенно отличается от позиции читателя эпического произведения..

 

Структура драматического произведения. «Зона построения образа» в драме.

Драматическое произведение отличается особыми пространственно-временными условиями восприятия изображенного события. Притом это касается и зрителя, и читателя. И непосредственно в зрительном зале, и даже при чтении драмы, в силу изначального настроя читателя на определенное качество текста, происходит непроизвольное разыгрывание читателем действий и реплик персонажа, читатель соотносит их с ограниченным пространством сцены и сам становится вешним наблюдателем. Зрелищность драмы изменяет качество слова в драме – слово становится поступком, а все «точки зрения» получают предметную конкретность (с прямом смысле, становятся «позициями»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...