Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные понятия текстового уровня драмы




Основные понятия текстового уровня драмы

Драматическая речь описывается через понятия монолога, диалога, ремарки.

Традиционно представляется, что диалог выполняет сюжетную функцию, монолог – рефлексии относительно действия, а также самораскрытия. Реплика воспринимается как короткий монолог, иногда используют понятие «длинная реплика» или «реплика в сторону».

На структурном уровне эти понятия дифференцируются следующим образом. Монолог предполагает «устойчивый контекст и тематическое единство», «неизменность «ролей» участников коммуникативного акта, связанную с различием их рангов», адресованность «всему социуму», а не собеседнику на сцене». Для реплики характерен «динамический контекст и эллиптичность, синтаксическая взаимосвязь с другими репликами» [58, с. 324]. Сравнительная характеристика диалога и монолога представлена в статье Л. П. Якубинского «О диалогической речи».

Ремарка и вставной текст не принадлежат речи персонажей. Как уже отмечалось, ремарка представляет собой единственный в драме вариант присутствия прямого авторского слова. Вставной текст не принадлежит автору, или ему не приписывается.

Сюжетные и внесюжетные функции слова

Как видим, слово в драме может быть элементом как сюжета – диалог, реплика (не всегда), так и внесюжетных структур – монолог (не всегда), ремарка и вставной текст.

Сюжетная функция присуща слову преимущественно в классической драме. Персонажи своими репликами «откликаются на развертывание событий и влияют на их дальнейшее течение» [58, с. 325]. Так, в «Грозе», слово оказывается поступком, реплика поворачивает ход действия. В неклассической драме ситуация несколько усложняется. В ней преобладает «внутреннее действие» и диалоги уже, на первый взгляд, не имеют сюжетного значения. Но относительно неклассической драмы следует учитывать специфику самого сюжета. Он выстраивается не из «словесных действий», а из осмыслений, рефлексий, которые и становятся предметом авторского изображения.

Внесюжетную функцию в драме выполняют монологи персонажей-идеологов, наполненные обобщенными смыслами, подчеркнутой риторичностью. Кроме того, внесюжетную функцию могут выполнять диалоги-диспуты.

Вставные тексты необходимы автору в драме, если он стремится акцентировать сюжетную сторону произведения. Это может быть «пьеса в пьесе», стихотворение, притча и т. д.

Сценический эпизод в качестве компонента

Композиция произведения, как известно, обусловлена соотнесенностью членения текста и пространства-времени (с позиции автора и читателя). Патрис Пави акцентирует понятие точки зрения относительно позиции драматурга, который организует события пьесы и распределяет текст между персонажами. Автор драматического произведения все время будет играть изменением точки зрения и структуры высказывания говорящих субъектов. Вольфганг Кайзер обращает внимание на то, как автор представил экспозицию, как расположил персонажей и в какие обстоятельства их поместил, дал ли предысторию действий, как у него коррелируют инициирующие и ретардирующие моменты, обусловливающие катастрофу, каким образом готовится кульминация и как выстроены акты. Таким образом, драматическая композиция представляется членением текста пьесы на части по времени и месту действия при их художественно целесообразной соотнесенности.

В композиционном аспекте драматическое действие может «представать единым блоком», что характерно для классической драмы, но может «представлять собой монтаж сценических эпизодов», как, например, в «Борисе Годунове». В. Кайзер употребляет понятие «замкнутой» и «открытой» форм, а В. Е. Хализев выделяет два типа композиции: «дробление действия на многочисленные и короткие сценические эпизоды, развертывающиеся в разное время и в различных местах» (характерное, по его мнению, «для классической восточной и средневековой европейской драматургии») и «сосредоточение действия в немногих и достаточно крупных эпизодах, приближенных друг к другу в пространстве и во времени» (свойственное «преобладающим формам европейского (в том числе русского) театрально-драматического искусства последних столетий» [74, с. 161-164].

Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа

«Родовая» характеристика героя в драме является наиболее разработанной по сравнению с другими литературными родами, хотя, по сути, литературная типология героя также отсутствует. Позиции ученых могут быть сходными, но зачастую и противоположны относительно названных понятий.  

Так, Г. Фон Вильперт и Патрис Пави роль (амплуа) понимали как «маску-характер», соответствующую физическим данным актера, а тип  как готовый, традиционный «образ поведения», «застывший характер» (при менее фиксированном облике). И амплуа, и тип означают заданность сюжетных действий, связь с «интригой».

Особенность драматического персонажа состоит в его более полной, чем в эпике, сюжетной воплощенности. Драматический характер многосторонний, поскольку в драме персонаж вследствие неизбежной ретардации в развертывании событий не совпадает с основной его сюжетной функцией.

Гегель противопоставляет схематичные драматические «типы» и «характеры» – цельные, но тесно связанные с коллизией. Д. Балухатый не разграничивает в драме характер и «лицо-схему, лицо-тип», обнаруживая в них в равной мере признаки «единства, собранности, цельности».

В современной теории драмы амплуа понимают как театральную специализацию актера на определенных ролях (трагик, комик) и повторяющиеся социальные роли (типы). Амплуа противопоставляется драматический характер – не совпадающий до конца с сюжетом. «Амплуа (свахи, купцы-обманщики или купцы-самодуры) предполагает ряд ситуаций, соединенных по сходству или по контрасту, т. е. определенный набор сюжетов; но никаким сюжетом не исчерпывается. Характер же превращает ситуацию в конфликт, т. е. определяет закономерное развертывание одного и единственного сюжета, который, в свою очередь, полностью реализует характер.

Амплуа означает полное совпадение действия (поступка) и внутреннего наполнения персонажа (ср. героев Фонвизина); характер – возможность расхождения между позицией и ролью, вольного или невольного (Борис и Самозванец у Пушкина: оба по-разному отступают от избранной роли, оба подражатели, оказываются в несогласии с собой)» [58, с. 331].

Классическая драма ориентирована преимущественно на традиционные амплуа, новая драма выстраивает сюжет посредством решения героем проблемы самоидентификации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...