Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология организации самостоятельной работы




В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятель­ной работы субъектов образовательного процесса. Важность этой про­блемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на новые Государственные стандарты. В результате этого перехода самостоятельная работа стано­вится ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации.

Под активизацией самостоятельной работы понимается не про­стое увеличение объема, выражающееся в количестве времени. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы в достижении каче­ственно новых целей школьного и вузовского образования.

Самостоятельная работа студентов (СРС) — это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве пре­подавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий время семинаров, по конкретной дисциплине студенты могут заниматься примерно два раза в течение недели.

Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включая такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала ни практическом занятии, подготовка персонального краткого выступления (доклада), выполнение реферата, курсового проекта и т.п.

Основными критериями качества ее организации в настоящей время служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий.

Выделяют насколько видов контроля: корректирующий, констатирующий, итоговый и самоконтроль.

Корректирующий контроль осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки. Констатирующий контроль происходит по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов самостоятельной работы. Самоконт­роль осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам. Итоговый контроль пред­ставляет собой аттестацию студентов по всем видам работы.

Кроме того, существует вспомогательный вид контроля — конт­роль за качеством организации самостоятельной работы, который осу­ществляется с помощью анкетирования студентов с целью выявления мнений, оценок, предложений.

Технические условия предусматривают наличие свободного до­ступа в Интернет и профессиональных компьютерных программ, под­готовленный персонал компьютерного класса, научно-методическое обеспечение (необходимая литература, ориентационные карты, алго­ритмы и образцы выполнения работ, нормативные требования и т.д.) и возможность консультации по вопросам, возникающим в ходе выпол­нения самостоятельной работы.

Выделяют пять уровней самостоятельной работы.

- Первый – дословное и преобразующее воспроизведение информации.

- Второй – самостоятельные работы по образцу.

- Третий – реконструктивно-самостоятельные работы.

- Четвертый – эвристические самостоятельные работы.

- Пятый — твор­ческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями — устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различ­ных типов учебных задач.

Основными компонентами учебных стратегий выступают:

- долговременные цели (планы, программы), определяющие орга-низацию учебной деятельности на перспективу (достижение учебных целей);

- технологии (способы, приемы, методы), с помощью которых ре­ализуется достижение учебных целей;

- ресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью.

Учебные стратегии студентов могут быт разделены на две группы:

- Когнитивные стратегии: входящие в них учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации.

- Метакогнитивные стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью.

К когнитивным учебным стратегиям относятся:

- повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, выделение, обозначение и др.);

- элаборация – (конспектирование, подбор примеров, сравнение установление межпредметных связей, использование дополнительно литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и др.)

- организация (группирование по темам, составление классифи­кации, таблиц, схем, написание резюме и др.).

Метакогнитивные учебные стратегии включают следующее:

- планирование (составление плана, логика построения содержания, постановка цели, реализация цели и др.);

- наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для са«моконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и др.);

- регуляция (самоконтроль, самооценка, использование допол­нительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последователь­ность выполнения заданий и др.).

Таким образом, при детальном рассмотрении самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной ком­петентности, но и обеспечивает процесс развития методической зре­лости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Этот аспект представляется особенно важным, посколь­ку предполагает становление будущего специалиста как субъекта про­фессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектиро­ванию и преобразованию своих действий.

Повышения эффективности самостоятельной работы студентов можно достичь благодаря реализации следующих требований к системе и условиям ее прове­дения.

Во-первых, должно увеличиться количество часов, отводимых на самостоятельную работу. Пропорция между лекциями и активными формами учебных занятий должна быть доведена до отношения 1: 3. И учебный план рекомендуется включить отдельные курсы и их раз­делы для самостоятельного изучения студентами, возможно, по их вы­бору.

Во-вторых, самостоятельная работа должна быть направлена на формирование заданных в образовательной программе и ее предметно-деятельностных модулях общих и специальных компетенций. Для этого необходимо включить самостоятельную работу в структуру предметно-деятельностных модулей в качестве их элемента.

В-третьих, необходимо осуществить переход к контролируемой самостоятельной работе, для чего нужно улучшить качество ее плани­рования. Время, отводимое на самостоятельную работу студентов, дол­жно фиксироваться в программах учебных дисциплин и рассчитывать­ся на основе обоснованных нормативов на выполнение всех видов самостоятельных учебных заданий по каждой дисциплине. Расчет вре­мени, отводимого на самостоятельную работу, должен осуществлять­ся в кредитных единицах. Планирование самостоятельной работы, т.е. определение ее целей, содержания и сроков проведения, должно соот­носиться не только с предметной логикой, но и с общей логикой фор­мирования компетенций, установленной в общей образовательной программе, программах предметно-деятельностных модулей и учеб­ных дисциплин.

Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повы­шающих их ответственность за получение образования, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута. По направ­ленности предлагаются следующие варианты индивидуальных мар­шрутов студента:

- ориентированный на получение знаний;

- формирование себя как человека образованного;

- формирование себя как будущего специалиста;

- на научную деятельность.

Выстраивание системы самостоятельной работы должно Осущест­вляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и твор­ческого характера. На последних курсах больший объем самостоятель­ных заданий должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...