Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология оценки качества профессиональной деятельности




Преподавателя

Оценку качества деятельности профессорско-преподавательско­го корпуса высшего учебного заведения правомерно рассматривать как составную часть системы оценки качества высшего образования, как важнейшее основание для решения задач управления качеством обра­зования в вузе и подготовки специалистов.

Оценка качества деятельности преподавателей необходима в сле­дующих случаях:

- в период аттестации и аккредитации вуза;

- при проведении конкурса на замещение вакансий, избрании пре­подавателей на ту или иную должность;

- на этапе разработки программ развития вуза, его структурных подразделений, локальных целевых программ;

- для принятия управленческих решений по кадровым вопросам;

- при подведении итогов за определенные периоды функциони­рования структурных подразделений – факультетов, кафедр и др.;

- для решения задач, связанных с развитием системы повыше­ния квалификации кадров.

Оценка предназначена:

- для получения объективной информации о состоянии деятель­ности преподавателей разных категорий (ее условиях, процессе и ре­зультатах) в вузе;

- установления степени соответствия фактического содержания и качества деятельности преподавателей разных категорий нормативным требованиям, зафиксированным в Положении о высшем учебном заведении;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в дея­тельности преподавателей вузов на уровне однородных кафедр, фа­культетов одной специальности и однопрофильных вузов;

- установления причин повышения или снижения качества дея­тельности преподавателей в различные периоды их работы.

Такая оценка обеспечивает руководителям и административным органам соответствующих уровней возможность обоснованного реше­ния вопросов:

- о соответствии занимаемой преподавателем должности;

- подтверждении или неподтверждении правомочности притя­заний преподавателя на новую должность или звание;

- поощрениях, награждениях и применении различных средств морального и материального стимулирования деятельности препода­вателей;

- необходимости оказания профессиональной помощи конкрет­ным преподавателям, содействия повышению их квалификации и т.п.

Субъектами оценки качества деятельности преподавателей мо­гут стать сами преподаватели (при самоанализе своей деятельности в вузе); студенты; руководители разных уровней (кафедры, факульте­та, вуза); независимые эксперты.

Независимые эксперты выбираются (назначаются) из профессор­ско-преподавательского состава других вузов и экспертов по контро­лю качества высшего образования или качества деятельности высших учебных заведений.

В процессе оценивания качества деятельности преподавателей мо­гут быть выделены этапы, и в этом случае можно говорить о технологии такой оценки:

- самооценка качества деятельности преподавателей;

- внутривузовская оценка качества деятельности, осуществляе­мая студентами, коллегами и руководителями структурных подразде­лений, в которых работает преподаватель;

- аттестационная оценка качества деятельности преподавателя, проводимая внешними экспертами.

Необходимо иметь в виду, что своего рода психологическая слож­ность оценки качества деятельности преподавателя вуза (как и любой другой педагогической деятельности) заключается в том, что кто бы ни оценивал эту деятельность – сам преподаватель, его коллеги, сту­денты или эксперты, – практически невозможно избежать субъекти­визма этих отдельно взятых оценок. Вот почему эта тех­нология относится к гуманитарным. Ибо каждый субъект оценивания при наличии каких угодно объективных показателей все же будет непременно исхо­дить из собственных (субъективных) представлений, ценностных ори­ентации и профессиональных компетенций. Снизить субъективизм оцен­ки можно лишь за счет сопоставления оценок разных субъектов, разграничения их компетенций и обоснованности системы критериев и показателей.

Объективность и разносторонность оценки может быть обеспе­чена в том случае, если персональные суждения внешних экспертов будут основываться на результатах изучения материалов самооценки и внутривузовской экспертной оценки, а также анализе деятельности персонально каждого преподавателя в конкретных вузах на местах. Поэтому основное и решающее значение должна иметь итоговая оценка качества деятельности преподавателя.

В системе деятельности преподавателя вуза можно выделить сле­дующие общие для всех сферы:

-Образовательная деятельность (собственно преподавание или учебная работа), включающая различные виды «учебных поруче­ний» – чтение лекций, проведение семинарских, практических и ла­бораторных занятий, руководство производственной практикой студентов, руководство курсовыми и дипломными работами студентов, организация самостоятельной учебной деятельности студентов, про­ведение контрольных работ, зачетов, экзаменов, а также организация внеаудиторной работы со студентами и др.

-Научно-исследовательская деятельность (или научная рабо­та), предполагающая систематические и планомерные научные изыс­кания и разработки по определенной теме, утвержденной соответству­ющим научным подразделением вуза (кафедрой, ученым советом, НИЧ и др.), а также участие в научных событиях различного масштаба, на­учно-критическую работу (рецензирование и оппонирование научных трудов своих коллег), обмен научным опытом с молодыми коллегами, содействие повышению их научной квалификации и др.

- Методическая деятельность (учебно-методическая, научно-методическая или организационно-методическая работа), включающая разработку или модификацию учебных программ преподаваемых кур­сов и тематических планов, способов и форм учета и контроля учебных достижений студентов, тематики творческих, курсовых и дипломных работ, написание и выпуск учебников и учебных пособий, разработку дидактических материалов к семинарским и практическим занятиям, а также конструирование собственной дидактической системы препо­давания, обмен профессиональным опытом с коллегами, методическую взаимопомощь или методическое руководство деятельностью начина­ющих преподавателей, создание разнообразной методической продукции для студентов и преподавателей (учебно-методических комплек­сов), участие в работе учебно-методических объединений и т.д.

- Организационно-управленческая деятельность (в том числе и административная работа), включающая организацию деятельности различных постоянных и временных структурных подразделений ка­федры, факультета, вуза, учебно-научных объединений преподавате­лей и студентов и т.д.

-Общественная деятельность, объединяющая разнообразные виды работ, выполняемых на общественных началах, в том числе: уча­стие в деятельности общественных объединений и организаций — профессиональных, научных, творческих и др.; выполнение различных поручений, связанных с жизнью производственного коллектива (ка­федры, факультета, всего вуза); установление и поддержание внешних связей и контактов кафедры, факультета, взаимодействие с другими кафедрами, факультетами, вузами, образовательными учреждениями и общественными формированиями и т.д.

Деятельность преподавателя в каждой из этих сфер может об­ладать разным качеством, что важно будет учитывать при оценке ка­чества его деятельности в целом. Итак, деятельность преподавателя вуза – многоуровневое и системное явление, включающее в себя сово­купность составляющих, проявляющихся в тех или иных видах его работы в вузе. Под системой деятельности преподавателя в вузе пони­мается взаимосвязанная совокупность неравноценных по своей сути и нерядоположенных элементов, которые в единстве раскрывают це­лостность деятельности любого преподавателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...