Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетентностного и модульного подхода (на примере вузов)




1. Содержание оценочных материалов.

Оценочные материалы итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего решения задачи соответствия, т.е. для установле­ния в ходе аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенному направлению или специальности, факта соответствия (или несоответ­ствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО. К этим материалам относят:

1) для итогового экзамена:

- программа итогового экзамена,

- совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, и критерии их оценки,

- методические материалы, определяющие процедуру прове­дения экзамена;

2) для выпускной квалификационной работы это: методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия
уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, на базе под­готовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной ра­боты.

2. Технология создания фонда оценочных средств вуза.

При разработке технологии необходимо руководствоваться сле­дующими исходными позициями – принципами:

- Оценка не должна подменяться оценкой знаний или личност­ных качеств выпускника. Оценивается степень овладения компетен­циями, отраженными в ГОС. Поэтому все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражаю­щих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности.

- Оценка готовности к будущей профессиональной деятельно­сти не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, ибо такая готовность требует владения общими и надпрофессиональными компетенциями, как и на­оборот.

Система оценки должна включать систему оценочных матери­алов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику.

Создание системы оценочных материалов проводят поэтапно.

1. Предварительный этап.

В начале этого этапа устанавливается полный состав требований к выпускнику как перечень компетенций (общих, общепрофессиональ­ных, специально профессиональных в соответствии с профилями, вы­бранными или предложенными самим вузом). С этой целью требования, содержащиеся в ГОС ВПО, дополняются требованиями-компетенциями, дополненными в рамках образовательной программы конкретного вуза. Весь комплекс требований разделяют на две группы. Один комплект оце­ночных материалов может стать объектом оценки на итоговых экзаменах, другой может стать объектом оценки в ходе подготовки, выполне­ния и защиты выпускником квалификационной работы. При этом допускается наличие в обоих комплектах одинаковых требований, что означает возможность оценки соответствия выпускника этим требовани­ям на каждом виде итоговой государственной аттестации. Причем надо учесть, что некоторые из требований, в том числе и содержащиеся в ГОС ВПО, могут не войти ни в комплект к экзамену, ни в комплект к квалификационной работе, посколь­ку соответствие этим требованиям не подлежит оценке в форме экза­менационных испытаний.

2. Основной этап.

Первая задача этого этапа — формирование содержания оценоч­ных материалов для итогового экзамена.

Основная методическая трудность данного этапа — это необхо­димость обеспечения во время проведения экзамена высокой значи­мости каждого задания для решения задачи соответствия. Следует отбирать или формулиро­вать только такие задания, которые соотносимы с наиболее значимыми требованиями-компетенциями. Процедуру установления значимости (веса) компетенций рекомендуется проводить с помо­щью экспертов, причем отдельно для каждого вида профессиональ­ной деятельности специалиста.

Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной дея­тельности является основной целью образовательной программы, пред­лагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует владение ком­петенциями, свидетельствующими о его готовности (способности) ре­шать задачи основных видов профессиональной деятельности в типо­вых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

Вторая задача основного этапа — формирование оценочных ма­териалов для решения задачи соответствия по итогам выпускной ква­лификационной работы.

Начинать формирование такого рода оценочных материалов для конкретного направления подготовки бакалавра (магистра) или специальности необходимо с четкого соотнесения тем предлагаемых вы­пускникам дипломных работ (проектов), аттестационных работ бакалав­ра или тем магистерских диссертаций с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, указанными в ГОС. Это по­зволит уже на этой стадии организации выпускной квалификационной работы уточнить основание оценки каждого выпускника на ГАК.

Затем следует сопоставить структуру квалификационной работы с требованиями-компетенциями. Необходи­мо, чтобы поставленные перед выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели и задачи в максимально возможной степени отражали формулировки этих требований в терминах компе­тентного подхода.

Следующий шаг — это разработка методических документов для каждого из субъектов, имеющих право, согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, оценивать выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся:

- руководитель студента, выполнявшего выпускную квалифика­ционную работу;

- рецензент;

- члены государственной аттестационной комиссии (ГАК), уча­ствующие в процедуре защиты выпускником квалификационной ра­боты.

С целью дальнейшего совершенствования оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников на соответ­ствие требованиям ГОС целесообразно использовать:

- опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки с их стороны качества полученной подготовки с позиций соот­ветствия требованиям-компетенциям ГОС ВПО;

опросные листы и механизм проведения и обработки материа­лов (в том числе с использованием современных информационных технологий) для руководителей организаций и учреждений, где рабо­тают молодые специалисты, об уровне владения компетенциями, по­зволяющие судить о «внешней» оценке соответствия этого уровня тре­бованиям к нему, изложенным в основной образовательной программе вуза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...