Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика реабилитации для детей.






 


VI. МЕТОДИКА РЕАБИЛИТАЦИИ

ДАЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

В данной главе я бы хотел остановиться на детях, перенесших или болеющих различными заболевни­ями. Ведь для таких детей гимнастика, массаж и дру­гие оздоровительные процедуры еще более необходи­мы, чем для здоровых детей. В общем-то, к ним применимы вышеописанные комплексы, но с инди­видуальной коррекцией к их развитию на каждый кон­кретный случай, аналогично дело обстоит и с массаж-ными приемами. Ведь не при всех заболеваниях ис­пользуют общую технику массажа, где-то исключаются одни приемы, отдавая преимущество другим, необхо­димо контролировать темп, ритм, силу массажных дви­жений и время к отдельному заболеванию. Важно, ч m бы родители участвовали в процессе реабилитации своих детей, но желательно под контролем участкового педиатра. Перед тем как самостоятельно лечить свое­го ребенка, проконсультируйтесь со специалистами При различных тяжелых формах заболевания лечение надо проводить в медицинских условиях. Необходи­мо отметить, что чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем реальнее поставить ребенка «на ноги».


Диагностика ранних нарушений центральной нервной системы

Одним из наиболее часто встречающихся наруше-

нием детей раннего возраста являются изменения в центральной нервной системе. Для раннего выявления етого нарушения невропатологи рекомендуют осматривать ребенка, его поведение и мышечный тонус.

Ваш участковый педиатр должен вам разъяснять

некоторые признаки отклонений. Так, например,

когда раздеть малыша и положить на живот, то у здорового ребенка 3-4 месяцев:обе руки будут опираться о стол предплечьями, ку-лачки сжаты, положение вполне комфортно для ре-бенка, он может улыбаться, грудь и голова приподнять туловище, как правило, прямое. Все ягодичные и голенные складки симметричны. Голеностопные сгибаются и разгибаются легко и непринуж-дено, без отрыва таза от стола; Но если у ребенка отмечаются нарушения, то в та-ком положении (на животе) он будет капризничать, отличается ассимметрия туловища и головы (так как ребенок будет лежать вкривь-вкось), так же видно недействие ягодичных и подколенных складок. Если малыша перевернуть на спину, то здоровый ребенок:

будет симметрично держать голову, поворачивать и смотреть на вас. Туловище прямое, малыш играэт руками. Правая и левая стороны будут одинаково симметричны. Ножки согнуты в коленях и широко разведены. При различных нарушениях вы ишите отсутствие или искажение этих признаков;


 



 


228 Основы массажа и реабилитации в педиатрии _______

6) если малыш чуть постарше, приблизительно 7 месяцев, то наряду с вышеперечисленными при­знаками, он сможет переворачиваться со спины на живот, а ребенок 9-10 месяцев уже смело стоит на чет­вереньках, ползает, легко переносит тяжесть тела с рук на ноги и наоборот и т. д.

Это была оценка мышечного тонуса. Оценить нормальное развитие ребенка вы сможете, просмотрев еще раз таблицу в главе «Анатомо-физиологические особенности детского возраста».

Мы уже упоминали слова Семенова, что «гимна­стика для — тела есть гимнастика для ума». Из этого следует, что если ребенок не сможет нормально дви­гаться (из-за повышения тонуса отдельных мышеч­ных групп), то это отразится: на его психомоторном развитии. Поэтому, используя массаж, расслабляйте на­пряженные участки тела.

Из массажных приемов хорошим расслабляющим действием обладают поглаживание, сотрясение (лег­кое), разминание, если их выполнять мягко, плавно и более продолжительно. Применяют точечный массаж и седативным (тормозным) методом. Из упражнений лечебной физкультуры расслабляюще действуют та­кие приемы, как:

1) покачивание на мяче;

2) покачивание в позе эмбриона;

3) плавание.

Держите ребенка в воде на весу «вертикально» на спине, на животе, просто покачивайте в воде в сто­роны. Вода — это отличное средство для оздоров­ления малыша.

Методика реабилитации для детей... _____

Для расслабления приемлемы упражнения и мас-саж, аналогичные тем, которые мы описывали ранее. Важно развить координацию ребенка. Для этого используйте различные покачивания: 1) на руках;

2) покачивание вверх-вниз в положении лягушки; 3) легкие толчки ребенка, стоящего на четвереньках; 4) покачивание на качелях, в гамаке и т. д.

Массаж при асимметрии мышечного тонуса

Если у ребенка отмечается асимметрия мышеч-

ного тонуса, т. е. нарушение вышеперечисленных

знаков оценки тонуса мышц, то наряду с общей

детской гимнастики и массажа параллельно вклю-

чая специальные упражнения для устранения этих

нарушений.

Общая схема специальных мер примерно такова.

Вы отмечаете очаги напряженных мышц и используетса в них только расслабляющие приемы массажа, на противоположных ослабленных мышцах, наоборот, тонизируйте мышцы.

Тонизирующие приемы отличаются от седатиру-юших тем, что они, как правило, более энергичны, краткосменны, включая ударные приемы вибрации и тонизирующий точечный массаж, После массажа делают специальные упражнения. С асимметрией мышечного тонуса тело имеет одну позицию, поэтому необходимо массаж совмещать растягиванием напряженных мышц. Растягивание можно проводиться плавно и нежно, чтобы это был од-времено и массажный прием, и растяжка напряженных мышц.


230 Основы массажа и реабилитации в педиатрии

Лечебные мероприятия при заболеваниях

Врожденный вывих бедра. Дисплазия (деформация тазобедренного сустава)

Дисплазия тазобедренного сустава — это практи­чески полное нарушение формирования и развития тазобедренного сустава, следствием чего, как правило, является вывих тазобедренного сустава.

Симптомы: это заболевание можно определить по следующим признакам:

1. Ограничение пассивного отведения бедра. Это
самый характерный симптом, который можно легко
обнаружить. Для этого положите ребенка на спину,
согните ножки в коленях и тазобедренных суставах и
без нажима разведите бедра в стороны. По больной
стороне вы почувствуете явное затруднение в движе­
нии сустава.

Можно определить и в положении на животе, для этого согните ножки ребенка, как при ползании. Вы также почувствуете разницу между больным и здо­ровым суставами.

2. Следующим частым признаком будет асиммет­
рия подъягодичных и бедренных складок, иногда одна
нога бывает короче другой.

Эти самые характерные признаки заболевания помогут вам как можно раньше выявить его и обра­титься к детскому ортопеду.

Лечение.

Включает в себя 3 основных метода:

1) лечение положением;

2) массаж;

3) лечебная физкультура.


 

 

Методика реабилитации для детей...

1. Лечение положением.

В тяжелых случаях ортопед накладывает шину.

Если состояние позволяет, можно пользоваться широ-ким пеленанием. Для этого используют 2-3 сложен-ных в несколько раз пеленки, которые помещают меж-

ду ног ребенка (ноги должны быть разведены в сто­роны приблизительно на 70° и согнуты в коленных и тазобедренных суставах). Такое положение необхо-мо зафиксировать памперсами или пеленкой. Пе-ленание применяют до 3-4-месячного возраста.

Нельзя носить ребенка на руках как попало. При этом заболевании ребенка держат животом к себе, и он «об-хвативает» ваш корпус разведенными ногами. Можно

использоваться детским рюкзаком (они сейчас очень популярны), но рюкзак должен быть с жесткой спин-кой. Ещеодин вид правильного положения — лежа

на животе, но при этом стопа ребенка должна свисать

с кроватки, во избежание нарушения положения стоп напряжения мышц ног.

2. Массаж (чередуют с упражнениями).

И. п. — лежа на животе: поглаживание; растирание задненаружных поверхностей ног.

 

Затем отведите согнутые ноги ребенка в стороны, чтобы зафиксировав таз. И. п. — на спине:

массируют передненаружные поверхности ног; поглаживание; растирание;

Разгибание ног в коленных и тазобедренных сус-тавах в сочетании с мягким разведением бедер;


 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...