Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика реабилитации для детей.




После б месяцев:

Присаживание с поддержкой за игрушки, за обе ручки, за одну руку и без поддержки.

Повороты туловища в сторону.

Поднимание прямых ног.

Наклоны и подъемы тела.

Напоминаю: гимнастику можно делать только те вправления грыжи и фиксации ее лейкоплас-

тирем.

Гипотрофия

Обычное истощение ребенка. Причин, приводящих ему состоянию, очень много. Это могут быть: дли­тельные хронические заболевания ребенка или нару-шение обмена веществ, плохая усвояемость питатель-них вешеств в желудочно-кишечном тракте, плохое молоко, недоедание или неправильный режим питания.

Чаще болеют недоношенные дети или дети из со-циально-неблагополучных семей. Важное значение имеет и правильный уход за малышом, так как при регулярном недостатке свежего воздуха, а также и вашей любви и внимания тоже может раз-вится гипотрофия.

Дети, страдающие истощением, выглядят все оди-наково:

большой размер головы; отсутствие подкожно-жирового слоя; уменьшение веса;

сухая, тусклая, морщинистая кожа. Сушествуют три степени заболевания, отставания ее на:


236 Основы массажа и реабилитации в педиатрии

I степень» — 15-20%,

II степень - 20-30%,

III степень — 30% и выше.

При лечении гипотрофии необходимо в первую очередь устранить причину заболевания, затем обес-печить хорошее питание и реабилитирующие проце-дуры. Длявосстановления детей применяют в основ-ном массаж и лечебную физкультуру.

При выполнении работы с такими детьми надо быть очень внимательным и нагрузку дозировать строго индивидуально к каждому отдельному случаю.

Нельзя полностью обнажать ребенка во время за-нятий. Например, при массаже спины ножки прикройте простынкой, так как у таких детей нарушена терморе-гуляция и понижен иммунитет.

Ваши руки должны быть обязательно теплыми, чистыми и нежными, все движения плавными и без-рывков, потому что кожа у больных гипотрофией очень слабая и может легко пораниться.

Лечебные мероприятия назначают с учетом степе-ни заболевания. Противопоказаниями к лечебной физкультуре и массажу являются прогрессирующая потеря веса, сильная интоксикация, высокая темпера-тура, обострение основного заболевания.

I степень — это легкая степень заболевания, при ко-торой наблюдаются незначительные торможения в пси-хомоторном развитии, уменьшается подкожно-жировой слой на животе и снижается эластичность ткани.

Рекомендуют проводить массаж и гимнастику по общей схеме. Лучше пользоваться комплексами, раз-работанными для недоношенных детей. Интенсив-ность массажа и упражнений немного снижают за счет


 

 

_______________________________________ Методика реабилитации для детей... 237

уменьшения количества повторений упражнений, но прибавляют количество поглаживаний в массажных манипуляциях.

II степень — средняя. В этом случае картина забо-левания хуже. Явно видны задержка психомоторного развития; раздражительность, вялость, нарушение сна, уменьшение жирового слоя по всему телу, кожа бледная, сухая. В мышечной ткани отмечается напря-жение. Все упражнения делают в медленном плавном темпе. Занятия длятся 10-15 минут.

Комплекс упражнений для детей, страдающих ги-потрофией (в возрасте 5-6 месяцев):

- массаж рук; поглаживание- 5-6 раз; скрещивание рук на груди — 3-4 раза. Все приемы чередуют с поглаживанием — 3-4 раза - массаж ног:

 

I сгибание и разгибание ног (скользящие шаги) — 2-3 раза; Поворот со спины на живот в одну сторону (с

помощю) - 1 раз; - массаж спины: поглаживание — 3-4 раза; растирание — 3-4 раза; поглаживание — 3-4 раза, попорот со спины на живот (в другую сторону) — 1раз

массаж живота: поглаживание — 6-8 раз; - массаж стоп: поглаживание — 6-8 раз; растирание 6-8 раз;


 

Основы массажа и реабилитации в педиатрии

рефлекторные упражнений! для стоп — 6—8 раз; поворот на бок и рефлекторное разгибание позво-ночника по 1 разу на каждом боку;

- массаж грудной клетки:
поглаживание — 3—4 раза;
вибрация — 3-4 раза.

III степень, как вы уже пон-яли, это тяжелая степень заболевания. Здесь ярко выражены все симптомы, описанные во II степени. Нарушается деятельность всех органов и систем ребенка. Он сильно затормо-жен, вялый, жировой слой отсутствует, полное отста-вание в психомоторном развитии. Кожа собирается в складки, мышцы атрофированы. Сильно нарушена тер-морегуляция тела. Картина заболевания очень тяже лая и требует повышенного внимания. Здесь можем быть прогрессирующая потеря веса, следовательно, массаж и ЛФК противопоказаны. Но можно исполь-зовать перемены положения тела, прогулки, сон на свежем воздухе.

Как только снижение веса прекратилось и началась прибавка массы, начинайте массаж и ЛФК, но с мини-мальной нагрузкой. При массаже применяют только поглаживание. Следите, чтобы температура в помеще-нии была не ниже 25°, не раздевайте полностью малы-ша. Продолжительность занятий 5-8 минут.

Комплекс упражнений для: детей 3-6 месяцев при гипотрофии III степени:

- массаж рук:
поглаживание — 3-4 раза;

- массаж ног:
поглаживание — 3-4 раза;

- массаж стоп:


Методика реабилитации для детей..._______ 239

поглаживание — 5-6 раз;

- рефлекторные упражнения для стоп — 5-6 раз; выкладывание на живот;

- массаж спины: поглаживание — 3-4 раза;

поворот на бок и рефлекторное разгибание позво-ночника на бок по 1 разу;

- массаж живота: поглаживание — 3-4 раза;

- массаж груди: поглаживание — 3-4 раза.

Рахит

Это системное заболевание, при котором из-за не-хватки витамина D происходит нарушение всех ор-ганов и систем организма. Полностью нарушается обмен веществ. Тяжелая форма этого заболевания сейчас отмечается редко, а вот начальная, легкая форма

досих пор встречается довольно часто.

Патологический процесс развивается из-за недо-статка витамина D, после чего происходит нарушение фосфорно-кальциевого баланса, что пагубно влияет на формирование костной ткани. Витамин D содержит-ся в рыбьем жире, а в организме ребенка вырабаты-вается под действием ультрафиолетовых лучей. По­поэтому плохие условия ухода за ребенком, нерациональное питание, недостаток пребывания на свежем воздухе,

недостаток двигательной активности ребенка приводит к такому результату. Этому заболеванию более подвержены истощенные, недоношенные дети. Симптомы: в начале заболезания симптоматика не виражена. В основном оно выражается в наруше-


________ Методика реабилитации для детей...__ 241

Методика массажа и ЛФК подбираются индивиду-ально, учитывая возраст ребенка, стадию заболевания и симптоматику.

Если заболевание обнаружено на самых ранних этапах, т. е. при наличии незначительных признаков рахита, то занятия проводят по общему плану возра-стной категории, но с учетом индивидуальной вынос-ливости, можно уменьшать нагрузку до 2-3 повторе-ний на каждое упражнение. Будьте осторожны при выполнении пассивных движений, не повредите сус-тавы и кости ребенка, потому что при рахите отмеча-ется размягчение костной ткани. Комплекс для детей, страдающих рахитом с 1 -3 месяцев (начальная стадия заболевания): 1) дыхательное упражнение — 2-3 раза; 2) поглаживание рук; 3) поглаживание ног; 4) массаж стоп;

5) рефлекторные упражнения для стоп; 6) рефлекторная «ходьба»; 7) выкладывание на живот; 8) поглаживание спины; 9) рефлекторное ползание; 10) поглаживание живота; 11) покачивание на мяче; 12)поглаживание груди; 13) дыхательное упражнение Если ребенок быстро устает, разбейте комплекс на 2-3 части. Все упражнения повторяют по 2-3

раза.

240 Основы массажа и реабилитации в педиатрии нии нервной системы. Родители обычно пропускают этот период, так как внешние симптомы незначитель­ны и проявляются в виде раздражительности ребенка, нарушения сна, потливости, иногда «стираются» во­лосы на затылке. Если этот момент пропустить и не начать вовремя лечение, то начинаются изменения в костной и мышечной тканях, страдают практически все органы и системы. Происходит размягчение и разрас­тание неполноценной костной ткани. Изменяется фор­ма черепа, задерживается закрытие большого роднич- ка. У детей старше трех месяцев изменяется форма грудной клетки. На ребрах в местах перехода хряща в кость образуются узловатые уплотнения («четки») Когда дети начинают ходить или стоять, то вследствие нагрузки изменяется кривизна ног и, как правило, развивается сколиоз. Из-за слабого тонуса мышц брюшного пресса развивается «лягушачий живот» Происходит полное отставание в психомоторном раз­витии. Лечение. Проводят комплексное лечение. Сюда входят: - длительные прогулки на воздухе; - УФО; - витаминотерапия; - физические процедуры (массаж, ЛФК, закалин.) ние). При лечении рахита в любой стадии очень важно» место занимает массаж, так как он усиливает обмен ные процессы в организме, что ведет к образованию витамина D, улучшает трофику тканей и ускоряется психомоторное развитие ребенка.

В более тяжелой стадии состояние ребенка ухудша-ется.. I. Отмечаются поражения всех органов и систем.


242 Основы массажа и реабилитации в педиатрии____

Ребенок становится лабильным, т. е возбудимость сменяется заторможенностью и наоборот.

В этом периоде требуется повышенное внимание Нельзя долго держать ребенка в одной позе. Рекомен- дуется чаще выкладывать его на живот. Истощенным и слабым детям подкладывают под грудь валик. Все упражнения выполнять только лежа на животе и спи-не. Помните о повышенной ранимости суставов и ко-стей. Продолжительность комплекса приблизительно 8-12 минут.

Комплекс для детей 3~6 месяцев в разгаре забо-левания:

1) дыхательное упражнение;

2) поглаживание рук;

3) поглаживание ног;

4) массаж и рефлекторные упражнения для стоп,

5) поворот со спины на живот (с помощью);

6) поглаживание спины;

7) рефлекторное ползание;

8) поглаживание грудной клетки;

9) поглаживание рук;

 

10) разведение и скрещивание рук на груди — 2-3 рази,

11) поглаживание ног;

12) сгибание ног — 3-4 раза;

13) поглаживание живота.

Период выздоровления. В этом периоде заня-тия проводят по общему плану возрастной катего-рии, используя комплексы для недоношенных детей, так как тонус костной ткани еще не полностью вос-становился. Не спешите ставить ребенка на ножки Массажные манипуляции тоже становятся разнооб-разней.


Методика реабилитации для детей..._______ 243

Комплекс для выздоравливающих детей 6-9 ме-

цев:

1) поглаживание рук;

2) круговые движения руками;

3) массаж живота;

4) поворот со спины на живот вправо;

5) массаж спины;
6) массаж ягодиц;

 

7) ползание;

8) массаж ног;

9) сгибание и разгибание ног;

 

10) массаж и рефлекторные упражнения для стоп;

11) приподнимание головы и туловища за разведен­
ные руки;

12) поворот со спины на живот влево;

13) массаж спины;

14) «парение» на животе;

15) приподнимание из положения на животе, под­держивая под локти, до перехода в положение стоя на коленях;

16) отведение рук в стороны и скрещивание их на

г руди;

17) скользящие шаги;

18) массаж живота (все приемы);
1()) поднимание прямых ног.

Период реабилитации. После выздоровления ребенка проводят реабилитационный курс для лик-видации остаточных явлений. Упражнения делают по общей схеме, выполняют практически все при-емы рекомендуемые для здоровых деток. Следует об-ратить внимание на профилактику плоскостопия и сколиоза.


244 Основы массажа и реабилитации в педиатрии

Комплекс для детей 9~ 12 месяцев:

1) скрещивание рук на груди;

2) сгибание и разгибание ног;

3) кругообразные движенгия рук;

4) повороты со спины на живот (самостоятельно),

5) массаж спины;

6) приподнимание ту лов и: ща за ноги до подъема
на колени и стоя (из положения на животе);

7) ползание (самостоятельно);

8) ходьба на руках;

9) массаж живота;

 

10) поднимание прямых нот (самостоятельно);

11) «скользящие шаги»;

12) присаживание за руки;

13) повороты корпуса в стороны (сидя);

14) поднимание головы и плеч, лежа на животе;

15) наклоны корпуса стоя;

16) «бокс», лежа на спине;

17) упражнение для стоп.

Комплекс упражнений доля детей от 1 года до 1 года 6 месяцев:

1) скрещивание рук на груда (лежа);

2) «скользящие шаги»;

3) «бокс»;

4) присаживание;

5) повороты в стороны (сидя);

6) поднятие рук вверх;

7) из присаживания переход в положение лежа;

8) подъем прямых ног;

9) поворот со спины на живот (в обе стороны);
10) подползание под препятствие (веревка, ска­
мейка);


 

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...