Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.Н. Лялина. Создание аппарата Управления Женщинами в 1920 годы




А. Н. Лялина

Ульяновск, Ульяновский государственный университет

Создание аппарата Управления Женщинами в 1920 годы

Вопрос о том, какое место предназначено женщине в обществе, о возможностях и способах ее эмансипации и устранения ее дискриминации, защита специфически женских интересов – все эти проблемы родились не сегодня, а возникли с появлением классового общества, в котором женщине отводилась второстепенная, подчиненная роль.

«Суть большевизма, суть Советской власти в том, чтобы, разоблачая ложь и лицемерие буржуазного демократизма… сосредоточить в руках трудящихся и эксплуатируемых масс… дело строительства нового общества. Дело трудное, массы забиты и задавлены капитализмом… И втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин. Ибо женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом, и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во–первых, неполноправными, ибо равенства с мужчинами им не дают; во–вторых, — и это главное, — они остаются в «домашнем рабстве»[325]. Для определения способа работы был созван I Всероссийский съезд работниц. Самым важным решением съезда была рекомендация о создании в партии специального аппарата для руководства работой среди женщин. При этом эти органы управления не должны были решать специфических женских проблем, хотя на IV Всероссийском совещании заведующих губернскими женотделами говорилось о необходимом сочетании общеклассовых задач и специально женских. Но в корне характер работы не менялся, и освобождение женщин носило узконаправленный характер. Руководство партии преследовало цель не действительного решения женского вопроса, уравнивания женщин в правах с мужчинами. Задача стояла несколько иная — успешное продвижение социалистической политики в государстве. И женщина как «самый отсталый и неподвижный элемент общества»[326], легко подвергаемый убеждению и навязыванию идеологических воззрений, рассматривалась как одна из движущих сил социалистического общества, как инструмент для установления нужного режима власти. На основе идеологии велась и практическая деятельность. Под «чутким» руководством партии на местах стали создаваться женотделы, которые в свою очередь управляли женским движением на местах.

Формирование женотделов в Среднем Поволжье происходило в 1919—1920 гг. Уже в феврале 1919 года все региональные губкомы РКП(б) получили инструкцию ЦК РКП(б) о создании комиссий по агитации и пропаганде среди женщин, главной заботой которых должна быть «агитация словом и делом среди работниц, для воспитания из них преданных борцов за социализм и коммунизм[327]. Комиссии состояли только из членов партии. Они помогали работницам участвовать в строительстве новой жизни, привлекали их к работе в советах, заводских и фабричных комитетах, других общественных организациях. Женщины боролись за новые формы хозяйства, воспитание детей, за укрепление семьи. Учитывая большое значение выполняемой работы, Центральный комитет партии поручает возглавить её секретарю ЦК Елене Стасовой, а заведующей отделом работниц при ЦК утверждается Инесса Арманд.

Женщины принимали самое широкое участие в борьбе с безграмотностью, работали в лазаретах, шили белье детям, помогали в организации дошкольных учреждений, в культурно–просветительской деятельности[328]. В конце октября — начале ноября прошли уездные собрания женщин, избраны уездные организаторы[329]. По всей губернии в декабре 1919 года прошли общие собрания работниц и крестьянок, на которых обсуждались проблемы активного участия женщин в строительстве нового общества[330]. Наиболее активные работницы направлялись на высшие партийные курсы в Москву. Многие из них после обучения стали партийными, советскими работниками, руководителями фабрик, заводов, сельхозкоммун. Придавая большое значение работе среди женщин, Центральный комитет партии постоянно повышал роль и значение женотделов на местах. И хотя партийная работа велась активно, женщины неохотно вступали в женотделы в начале 1920–х годов. На заседании коллегии отдела работниц 1920 г. один из докладчиков, тов. Куренной, сообщал: «Работа среди женщин ведется очень трудно. Женщина исполняет работу мужчин, и она так занята, живет в тяжелых условиях… совсем некогда думать о себе»[331].

Городской жительнице приходилось жить и растить детей в тяжелых производственных условиях. Труженице приходится на рассвете вставать в очередь за хлебом, уходя на работу — оставлять взаперти маленьких детей, зачастую и грудных, без пищи и молока[332].

В деревне дела обстояли не лучшим образом. В одном из своих докладов о поездке по районам Симбирского уезда Г. Вайнер, заведующая инструкторским и информационным отделом отдела работниц при Губкоме РКП(б), заявляла: «Хочу сказать, что все уездные инструкторы не оправдали своих задач, проработав 5 месяцев в уезде, нигде не проявили себя в своей работе. Их работа носила налетный характер. Считаю необходимым обратить серьезное внимание на деревню и привлечь туда лучших работников»[333]. Агитационная работа усложнялась тем, что женщины не хотели вступать в коммунистические ряды, а потому просто игнорировали собрания. Кроме того, «…бабы боялись явиться на собрание в связи с провокационно–принудительной мобилизацией крестьянок на фронт»[334]. Формирование женского движения в первые годы Советской власти шло в обстановке особого напряжения. Условия революции, гражданская война рождали опасные для советской власти настроения в обществе. Прежние формы хозяйства, менталитет мужчин, которые рассматривали женщину как мать и жену, мешали развитию женщины как активного партийного деятеля.

В общем, именно эти обстоятельства объясняют причины слабости и неэффективности работы среди женщин в Симбирской и Самарской губерниях в первые годы Советской власти, а также рост дальнейшей политической активности такого аппарата власти, как женотделы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...