Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. Н. Степин. Традиции и новаторство




С. Н. Степин

Саранск, Мордовский ГПИ имени М. Е. Евсевьева

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ АЛЕКСЕЯ ГРОМЫХИНА:

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

В современном отечественном литературоведении и критике подчеркивалось, что наибольшее влияние художественных традиций испытала любовная лирика. Чувственность, проникновенность, романтичность, являющиеся атрибутами описания образа любимой, полно раскрывались в поэтике символизма, традиции сохранили свою актуальность в интимной лирике. Мордовские поэты, следуя тенденциям современного литературного процесса, при изображении женских образов нередко прибегают к традициям русской литературы.

Особенно ярко это проявляется в лирике А. Громыхина, в обращении к символистической эстетике. Символичность – отличительная черта громыхинской поэзии. По тематике и образности она созвучна с соловьевской. У него, как у В. С. Соловьева, изображается не женщина, а подобие «Девы Радужных Ворот», символ вечной любви и женственности.

В описании женских образов А. Громыхина наблюдается колебание символа и аллегории. Примечательно то, что образ женщины у А. Громыхина вмещает в себя элементы знаковости, личностные чувства и переживания. Образ соответствует различным формам понимания символа. Следуя мысли А. Ф. Лосева, что символ – «субъективное отражение, которое несет в себе силу реальной действительности»[25], А. Громыхин, творя женский образ, опирается на осмысление бытия, смысловая глубина которого заключена в жизненных реалиях. Следуя такому принципу, можно создать идеальный образ–символ, способный сосредоточить силы и энергию бытия. В отличие от других типов лирики, любовная исторически являлась подчеркнуто символичной, символ в ней понимался как глубокое чувствование объективной реальности. Реальная жизнь как источник символического чувствования встречаются в лирике А. Громыхина наиболее часто. Женский образ у А. Громыхина – всегда актуализированный культурный знак с бесконечным значением, отвечающий семиотическому пониманию символа.

Образ любимой воспринимается как реальное явление, но осмысленное через вселенскую значимость и как образ «Вечной Женственности», воплотившейся в облике земной женщины. Обогащенный глубоким символическим смыслом, женский образ А. Громыхина способен включить лирического героя в систему отношений «поэт–земной человек» и «небесная женщина–мечта».

Благодаря этому приему, символическая природа женских образов в лирике А. Громыхина легко угадывается. Большинство произведений приводят читателя к «духовному туману», сердечной тайне, призраку девственной прелести, которому не суждено обрести себя в мире хаоса и суеты. Но этот образ неоднороден, ему свойственна характерная для поэта амбивалентность, проявляющаяся на примере отдельного стихотворения, в творчестве поэта в целом.

Автором представлены два магистральных знака символизма – ощущение безнадежности и отчаяния и женственность мира, которые в рамках лирического произведения переосмыслены автором и включены в новую систему отношений. Традиция символизма последовательно продолжена, но финал произведения говорит об обратном. Женский образ здесь представлен как знак культуры, бессмертие интерпретируется поэтом как бессмертие искусства.

Гармоничное взаимопереплетение символического и аллегорического начал в лирике А. Громыхина объясняется не только лишь коренным переосмыслением поэтом символистических явлений. Подобное явление в большей степени связано с общими закономерностями художественного мира А. Громыхина в целом. Символ и аллегория у поэта тяготеют к определенной форме творческого мышления: символической и аллегорической, каждая из которых создается автором при помощи различных средств.

Понимание женского образа как чего–то серьезного и одновременно игрушечного, также характерно для целого ряда лирических произведений А. Громыхина. Концентрация подобных образов и примет не является основанием для применения к анализу подобных стихотворений символистического инструментария. Подчеркнутая экспрессия и искусственность говорят о преднамеренном снижении автором символической значимости своих женских образов.

Говоря о специфике изображения женских образов в лирике А. Громыхина, можно отметить, что присутствующие в ней традиционные черты зачастую приобретают у поэта свое особое наполнение. Символ, разумеется, так же воплощается в образе, знаке, но это воплощение имеет уже некий особый характер. Поэтом художественно переосмысливается не значимость символа как такового, а его реальная сторона. А. Громыхин пытается аллегорически переосмыслить символ, создать свой поэтический мир. Следуя своей знаковой системе, творя женский образ, автор является продолжателем традиций символизма, без которых существенная составляющая его женского образа теряется. Символам в лирике А. Громыхина придается новое понимание, автором предпринимается попытка возвратить их к сложившейся общекультурной парадигме знаков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...