Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. И. Трофимова. «война и мир ольги зотовой» (гендерная проблематика в повести алексея толстого «гадюка»)




Е. И. Трофимова

Москва, Московский государственный университет

«ВОЙНА И МИР ОЛЬГИ ЗОТОВОЙ» (ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОВЕСТИ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО «ГАДЮКА»)

Повесть Толстого – рассказ о революциях: внешней социальной и внутренней, затронувшей систему ценностей. А. Толстой выбрал частный аспект, связанный с феноменом «революционного трансвестизма». Тип – женщина, переодетая в мужчину, – распространён в периоды социальных катаклизмов, войн и революций. Женщины стремились облачаться в мужскую одежду, доспехи, подражать мужским поступкам, играть доступные мужчинам роли. В годы русской революции и гражданской войны тысячи женщин переодевались в военную форму, вели «мужской» образ жизни. Причин много: от психофизических отклонений, стремления выжить и сохраниться в чудовищных условиях разрухи и насилия до претворения в собственной жизни типа «новой женщины».

Героиня повести «Гадюка» из буржуазной семьи, жизнь планировала соответствующе. Гражданская война перевернула всё. Потеряв «социальную одежду», Зотова встала перед выбором нового положения и облика, новой роли в мире.

Под влиянием обстоятельств она выбирает путь «революционного трансвестизма», вступая в конный эскадрон Красной армии. Походы, жизнь среди солдат, постепенное подчинение коллективистской идеологии – это способствовало превращению барышни в красного кавалериста товарища Зотову. Ольга Вячеславовна свой «слабый» пол переделала в «сильный», «за женщину её мало, кто признавал»: она «обстригла волосы», носила «кавалерийский полушубок, синие с красным кантом штаны», «могла пить автомобильный спирт, курила махорку и, когда надо, ругалась не хуже других» и для всех была «только братишкой».

О. В. достигла уровня мужчины и «стала человеком» в понимании Аристотеля, когда мужчина – мера вещей, а женский – материал, коему придаёт форму мужской ум и воля[26].

Война – высшая степень проявления агрессивного характера человеческой цивилизации. Женщина наименее защищена и подвергается всякого рода насилию и влиянию. Жизнь Зотовой в эскадроне, стремление слиться с солдатской массой, трансформация имиджа под товарища–бойца – результат маскулинистской идеологии, усиливавшейся культом насилия, царившего кругом. Подлинная драма произошла позже, когда военный коммунизм сменился нэпом.

С середины XVIII в. аристотелевская трактовка женщины–недочеловека представляется несостоятельной, «слабый пол» объявляется «противоположным», возникает бинарная оппозиция. Женская роль определяется специфическим, «природным».

 О. В., переиначив себя и став «новой женщиной», не смогла изменить главного: женской сущности, анатомии и судьбы. В повести постоянна мысль, что женщине надо получить мужчину и подчиниться ему, уничтожать соперниц, других женщин. Когда её соседка, выйдя замуж за директора Махорочного треста, которого полюбила О. В., устраивает ей по наущению соседей скандал, взбешённая Зотова убивает её. Со «знакомой дикой» ненавистью «выстрелила и – продолжала стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо... ».

О. В. попадает в другой мир, где восстановлены принципы отношений полов, доминирование мужского закамуфлировано. Общество, манипулируя женской сексуальностью, восстанавливает в правах «куртуазность», кокетство, игру. На смену прямому насилию мужчины над женщиной приходит административное и бытовое. В 20–е гг. в Советской России наблюдались противоположные тенденции. Формально–правовое и политическое равноправие сочеталось с бытовой репрессией женщин. Зотовой трудно примириться с этим, её «мужская прямота» не уживается с необходимостью лгать. Трансформация внешнего облика, облачение в женскую одежду дается ей с психологическим надрывом. Драма, в том, что она не принимает фальшивых правил игры. Окружающий мир отвергает её качества, взращенные «революционным трансвестизмом». Её не называют ласково «братишка», а – «стервой со взведённым курком».

Толстой отмечает черту времени: манипуляцию женской сексуальностью в годы войны и мира. Сначала требовался «братишка», готовый положить жизнь за мировую революцию, спустя несколько лет востребованы стали фильдеперсовые чулки, кудряшки и щебетанье. Цельный, бескомпромиссный характер Зотовой, поверившей в освобождающее влияние революционных перемен, не позволил ей стать обывательницей.

Основой трагедии и «потерь» изменившейся женщины являются её природа, биологическое предназначение и отсутствие рядом мужчины, который выше природы и женщины. Мужчина представляет высшую власть и «всецело объемлет <... > женский мир, он – источник существования»[27]. Неспособность преодолеть комплекс «мужского» типа поведения, пойти женским путём для владения любимым мужчиной, приводит Зотову к драме: ей предпочли Сонечку, обладавшую женственностью в полном объёме.

Толстой – талантливый и проницательный писатель, человек, знакомый с идеями З. Фрейда, О. Вейнингера, освещал «женский вопрос», проводя мысль биологической детерминированности жизни женщины о том, что чем больше разведены жизни мужчины и женщины, тем лучше для полов. Идея повести: сближение и смешение полов в общении свидетельствует об упадке и катастрофе, приводит к несостоявшейся жизни и краху. Через драму героини писатель демонстрирует тупиковый путь эмансипации через маскулинистскую систему ценностей, когда личность отказывается от суверенных прав, жизнь женщины конструируется по мужскому типу и происходит полная трансформация «своего» в «другое».

С нэпом возрождались черты буржуазной семьи, были востребованы символические, семантические и эстетические ценности женского тела. Женщина отождествляется с телом и его функциями. Дамы стали пробиваться в сферы высокооплачиваемых профессий, доступным стало образование, изменялись отношения в семье. Они могли работать и стали меньше зависеть от мужей, менее нуждаться в семье. В это время увеличивается количество разводов, женщины позже вступают в брак, предпочитая сначала получить образование, что связано с экономической и юридической самостоятельностью женщин. Корни женской дискриминации уходят глубже, женщина репрезентируется биологически детерминированно.

Героиня Толстого не смогла переродиться в «сильный» пол, обществом подчёркиваются женские отличия, основной идейной конструкцией становится «противоположность» женского мужскому, выстраивается иная концепция женственности, социум манипулирует женской сексуальностью. Идея сексуальности – результат воздействия внешней среды, формирующей язык и понятия. Героиня повести оказалась в своеобразной ситуации. Лексикон сексуальности, приобретённый в дореволюционной жизни, был дезавуирован, не нужен её новому бытию. Оказавшись в ситуации лингвистического вакуума, лишённая сексуального нарратива, она не умеет формулировать представления о своей индивидуальности. Скудость вокабулария делает личность ущербной, «несформулированной», уводит сексуальность из области интеллектуально–психической в область инстинкта.

Загнав в бессознательное культуру сексуальности, Зотова не может воспринимать сексуальную культуру, развившуюся в послереволюционном советском обществе. Попытки реализовать инстинкты представляются окружающим прямолинейными, грубыми, нелепыми, «неженственными», и она не находит выхода из мучительнейшей ситуации, поскольку не имеет опыта конструирования своего поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...