Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. С. Лазаричева. Гендерные аспекты социально–гуманитарных дисциплин в техническом вузе: проблемы и варианты решений




Е. С. Лазаричева

Ижевск, Ижевский государственный технический университет

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО–ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ

Опыт работы со студентами 1–3 курсов показывает насколько слабо они, в массе своей, осведомлены о современной социальной структуре, тенденциях и возможностях общественного развития, гражданском обществе, политической системе и своей вписанности в окружающую социальную действительность. Во многом их взгляды отражают влияние стереотипов и штампов (советских, российских, западных), и зачастую такой же стереотипной выглядит и выстроенная ими модель собственной жизни. Рассмотрение в рамках ряда гуманитарных и социальных дисциплин вопросов, касающихся современных общественных реалий и гендера, несомненно, позитивным образом влияет на мировоззрение многих студентов, изучающих данные дисциплины.

Гуманитарные и общественные дисциплины в техническом ВУЗе вообще имеют свою специфику: начиная от небольшого (по сравнению с классическими университетами) количества часов заканчивая особенностями студенческой аудитории. Преподавание гендерных аспектов социально–гуманитарных дисциплин специфично вдвойне. В данной статье будут представлены некоторые проблемы и особенности, связанные с содержанием и организацией гендерных разделов/блоков/тем социально–гуманитарных дисциплин, и варианты их решения.

Проблема 1 – Организационная. На текущий момент учебные планы и рабочие программы специальностей ИжГТУ не предусматривают наличие отдельного курса по гендерной проблематике, однако есть возможность рассматривать некоторые аспекты гендерной тематики в рамках таких дисциплин, например, как философия, культурология, социология, относящихся к базовым дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла.

Несмотря на то, что общее количество часов, отводимое на освоение дисциплины, в частности, философии, с 2011 года уменьшено почти в 2 раза, в тематическом плане курса есть возможности поэтапного рассмотрения таких гендерных аспектов как 1) история положения женщины в обществе в целом, и в науке и политике, в частности, 2) некоторые гендерные теории, 3) гендер и тенденции дальнейшего общественного развития. Например, можно упомянуть Пифагорейскую школу с ее системой отбора учеников (в том числе, женщин), или теорию идеального государства Платона, допускающую женщин к управлению через систему обучения и отбора наиболее способных (Философов). Философия Просвещения распространялась, в том числе, через светские салоны, хозяйками которых были женщины. А Великая французская революция послужила мощным толчком к дальнейшему развитию общественного самосознания и самосознанию женщин как отдельной социальной группы. Изучая глобальные проблемы современности можно более подробно остановиться на социальных проблемах (в т. ч. связанных с гендером), затронуть гендерные аспекты устойчивого развития и т. д. Подобным образом некоторые ключевые моменты действия, содействия и взаимодействия мужчин и женщин в обществе легко могут быть вплетены в общую систему изучения философии и других дисциплин без ущерба в содержательном и временном плане основной программе.

Кроме того, рабочие программы по ряду специальностей предполагают наличие элективного или спецкурса по философии. В частности, в рамках элективного курса «Проблемы гражданского общества в современном мире» мной читаются лекции по темам «Гендерные отношения в современном обществе: исторические и теоретические аспекты» и «Гендерные отношения в современном обществе: власть и политика».

Проблема 2 – Проблема отношения. Суть данной проблемы тесно связана с особенностями студенческой аудитории ИжГТУ: в целом, поскольку ВУЗ технический, то чаще встречаются группы на 2/3 состоящие из юношей. Этим обуславливается сложность преподнесения и восприятия материала гендерной тематики. Среди студентов фиксируется приверженность гендерным стереотипам в распределении функций и ролей в обществе. И это не смотря на то, что, например, многие точные и сложные дисциплины квалифицированно читают женщины–преподаватели. В связи с этим, часто изначально присутствует скептическое отношение к теме, нежелание обсуждать проблемы с предлагаемой точки зрения, активная оппозиция и т. д.

На изменение изначальной установки могут повлиять такие приемы как «вызов» – с предложением аргументировать свою позицию, «апелляция к эмоциям» – с переносом стереотипизированных представлений на реальные семейные, дружеские и деловые отношения студентов, «объяснение» – с описанием закономерностей развития общества и экономики и соответственного распределения ролей в обществе, в том числе, и современного состояния, «метод от противного», и так далее. Кроме того, важную роль в изменении изначальной негативной установки играет отбор информации для лекции, темы, способов подачи материала – т. е. содержательный аспект.

Проблема 3 – Содержательная. Подбор тем и отбор информации во многом зависит от возможностей дисциплины, содержания базовых тем и организации учебного процесса. Несмотря на широкие возможности включения гендерных аспектов в непрофильные дисциплины и свободу выбора тематики, у преподавателя всегда есть существенные содержательные ограничения. Определение содержания лекций остается за конкретным преподавателем. Тем не менее, в силу того, что любая гуманитарная дисциплина, так или иначе, включает исторические и теоретические аспекты, возможно унифицировать и в любой ситуации осветить следующие моменты: 1) краткая история развития женского движения и/или современное состояние, и 2) мужчины, женщины и наука.

Важным компонентом реализации гендерного компонента является четкость, точность, логичность и аргументированность материала и его подачи. Практика показала, что ссылки на документы, цифры и логическая аргументация повышают уровень доверия студентов к материалу, позволяют им легче запомнить ключевые положения, и, самое главное, меняют отношение к теме в сторону более позитивного.

Преподаваемые мной темы в рамках курса «Проблемы гражданского общества в современном мире» концентрируют внимание на вопросах хронологии феминизма и женского движения, объяснения базовых понятий, сравнительного анализа положения дел в Европе и России и привязке к особенностям развития и функционирования гражданского общества, властных отношений в теоретическом и прикладном аспектах, и на вопросах правового регулирования проблем лидерства и полит. представительства женщин.

Проблема 4 – Проблема оценки и контроля. Вариантами контроля может служить написание рефератов и самостоятельных работ в рамках основного курса с учетом гендерно–чувствительной проблематики. Например, по разделу философии «Антропология» может быть предложена тема «Биологическое и социальное в человеке (с учетом гендерного фактора)», или по разделу «Социальная философия» – «Демографическая структура общества и ее отражение в распределении социальных ролей».

Несмотря на ряд описанных проблем, у непрофильных гуманитарных дисциплин есть преимущество перед курсами чисто гендерной тематики – их универсальный межфакультетский характер, чем достигается больший охват аудитории и повышается их просветительская значимость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...