Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.Н. Еремеева. Метод устной истории в исследовании научного сообщества: гендерный аспект




А. Н. Еремеева

Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Метод устной истории в исследовании научного сообщества: гендерный аспект

Интервьюирование свидетелей прошлого, создание коллекций устной истории, включение данных устной истории в число равноправных исторических источников, несмотря на голоса категорических противников и конструктивных критиков, завоевывает все большую популярность. Выпускаются специализированные периодические издания, ежегодники, хрестоматии, отдельные труды, основанные на материалах устной истории. Историки, работающие в области устной истории, объединены в национальные и международные ассоциации.

Определенные традиции целенаправленного интервьюирования ученых сложились в нашей стране еще в советскую эпоху. Исследователь и практик создания архивов устной истории науки М. В. Мокрова упоминает в своей диссертации («Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению»(2004)) о нескольких проектах советского периода. Так, анкетирование интеллигенции в 1969–1973 гг. было осуществлено сотрудниками Отдела истории советского общества Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. В отличие от осуществлявшихся ранее опросов деятелей науки, круг вопросов, предложенных респондентам, был значительно расширен: помимо формальной кадровой, была собрана развернутая информация о коллегах, семье, привычках и личных пристрастиях, бытовых условиях. С 1967 г. в Московском университете старшим научным сотрудником В. Д. Дувакиным осуществлялась работа по созданию фонда фонодокументов по истории русской культуры и науки XX века. Беседы с учеными проводились с 1970 г. до года смерти Дувакина (1982 г. ). Он записал на магнитную пленку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году в структуре Научной библиотеки МГУ организован Отдел устной истории, фонд которого был сформирован на базе коллекции, созданной В. Д. Дувакиным.

В постсоветской России инициатором создания баз данных устной истории науки является Центр «Архив науки и техники» в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова (руководитель центра – С. С. Илизаров). С 2000 г. ведется паспортизация кассет, опись аудио документов.

Метод устной истории эффективен для реконструкции гендерных практик в сфере науки. В ряде зарубежных университетов реализованы архивные проекты «Women in Science and Engineering» (WISE). Один из первых осуществлен в 1976–77 гг., когда было интервьюировано 10 женщин–ученых Массачусетского технологического института. Проект концентрировался на формировании личности в науке, развитии интересов в науке, образовании, карьере, проблемах половой дискриминации[663].

Архивные проекты «Женщины в науке и технике» и, как результат их реализации, архивные коллекции активно формировались в зарубежных университетах в последние тридцать лет. Крупный архив WISE был создан в 1994 г. в университете штата Айова (Iowa State University). Не желая растворения женских коллекций в историко–научных собраниях, инициаторы проекта создали архив, сфокусированный на документах, раскрывающих разнообразный жизненный опыт женщин 20 века[664]. В Висконсинском университете (Мэдисон) также сформирована богатая коллекция интервью с женщинами–учеными[665], выделено четыре основных направления «говорения» женщин о себе[666]. Гендерный подход к истории андроцентричного научного сообщества позволяет понять не только особенности социально–профессионального сосуществования мужчин и женщин в научной среде, но также вскрыть технологию воспроизводства властных отношений в науке[667].

Справедлив ли «эффект Матфея–Матильды» в отношении научного сообщества страны Советов и ее преемницы России? Ответить на эти и другие вопросы я попыталась в процессе реализации проекта «Метод устной истории в исследовании регионального научного сообщества», проводившегося в 2006–2008 гг. [668] Опыт показал, что в рамках подобных обширных проектов анализ гендерной составляющей истории научного сообщества малоэффективен. Респонденты неохотно отвечали на вопросы, связанные с их полом, считая их второстепенными по отношению к вопросам, касавшимся собственно научной деятельности. Вероятно, более плодотворны специальные исследования, посвященные женщинам–ученым, опыт проведения которых уже имеется.

Среди последних проектов по устной истории женщин–ученых – исследование Н. Л. Пушкаревой[669] и совместный проект «Женщины–ученые Беларуси и России в постсоветский период», выполненный под руководством И. Р. Чикаловой и Н. Л. Пушкаревой. В его рамках изучались взаимосвязь и взаимозависимость историко–культурных факторов и гендерных стереотипов, их влияние на профессиональный рост женщин в науке[670].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...