Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 13. Свободный стихийный рынок. Совершенная конкуренция.




К признакам свободного стихийного рынка относятся следующие. 1).Множество мелких, экономически обособленных производителей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность.

2).Свобода покупок и продаж. Всякий потребитель имеет возможность выбора в объеме своих денежных ресурсов необходимого (лучшего для него) товара и лучшего по обслуживанию продавца. Всякий продавец имеет возможность выбора вариантов торговли и использования полученного дохода. Продавец и покупатель свободны в выборе вариантов торговой сделки: кассовый платеж, кредит, бартер, льготы, скидки и др.

3).Свобода предпринимательства. Предприниматель имеет возможность выбора экономических ресурсов, ассортимента производимых товаров или услуг, конкретной отрасли и перемены ее. Частные предприятия вправе организовывать производство товаров по своему выбору и продавать их на любых рынках. Владельцы денежных ресурсов вправе использовать их по собственному усмотрению.

4). Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.

5).Совершенная конкуренция — когда экономическая власть на рынке не зависит ни от одного из множества мелких продавцов и покупателей, а конъюнктура рынка формируется стихийно, как результат конкретного соотношения спроса и предложения.

6) Господство гори3онтальных связей в экономике. Горизонтальные связи — это система договоров, контрактов, сделок между равноправными партнерами по горизонтали.

Все эти связи — узкодоговорные и не регулируются иной стороной.

7). Личный интерес как главный мотив поведения: каждый экономический субъект стремится делать то, что выгодно ему лично.

8). Ограниченная роль правительства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.

Самым свободным выглядит потребитель, но и его свобода выбора ограничена его платежеспособностью. Выбор предпринимательской деятельности ограничен выбором потребителя. А выбор трудовой деятельности, в свою очередь, ограничен выбором предпринимателя. Таким образом, свободы реализуются в пределах ограничений, и могут развиваться лишь при условии расширения ограничительных рамок.

Все названные характеристики свободного рынка формируют конкретную рыночную ситуацию:

- множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;

- стандартный товар — однородный по маркам, оформлению, с одинаковым качеством. И покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

- ориентация всех участников рынка на одинаковую равновесную рыночную цену. Отдельные продавцы и покупатели, свободные в своих индивидуальных действиях индивидуальной цене, не могут воздействовать на рыночную цену из — за своего незначительного объема в общем рыночном обороте;
- Свободный вход на рынок и выход из него.
Все эти характеристики свободного рынка одновременно являются условиями свободной совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множеством субъектов рыночного хозяйства, это стихийное формирование равновесия между производством и потреблением, между предложением и спросом. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить такой спрос и предложение, чтобы заметно повлиять на цену конкретного продаваемого товара.

Совершенная конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное влияние на общий объем предложения. Такое же состояние справедливо и для предъявителя спроса. Покупателей на свободном рынке много и действуют они независимо друг от друга. В результате единичный покупатель также не в состоянии влиять на изменение спроса. Цена на стандартный товар формируется под воздействием общего для данного рынка соотношения спроса и предложения. А индивидуальные продавцы и покупатели в основной своей подчиняются единой рыночной цене.

Совершенная конкуренция обеспечивает доступ всех участников рынка к информации о величине и дина цен, о наличии товаров и т.д. Малый объем торговых сделок, совершаемых отдельными покупателями и продавцами, обеспечивает свободное проникновение на рынок всех желающих поучаствовать на стороне спроса или на стороне предложения.

Совершенная конкуренция проявляется через ценовые методы борьбы. При обострении соперничества участники рынка прибегают к искусственному снижению цен на свои товары с целью подрыва позиций других участников рынка. Если позволяют средства, то применяют демпинг (бросовые цены) – продажу товаров по чрезвычайно низким ценам. Кроме того, в условиях
совершенной конкуренции используются силовые методы борьбы повышенной жестокости: поджоги, убийства, шантаж и др. Активно проявляются методы недобросовестного поведения: аферы, обманы, обвесы, обсчеты, мошенничество и пр. Все эти явления вызваны, как правило, слабым государственным законодательством и отсутствием регулирующего воздействия государства на рыночные отношения.

Конкурентные отношения в условиях свободного рынка медленно и постепенно подрывают собственные основы. Развитие производительных сил, концентрация производства, а также сговоры между производителями или между потребителями приводят к уничтожению свободной конкуренции.

Стихийный рынок создает предпосылки для форми­рования монополий.

Совершен. конкур. зачастую определяется как свободная конкурен. Она основана на частной собственности и хоз-ой обоснованности.

Совершен. конкур. определяется как состязательность хозяйствующих субъектов, при кот. ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации товара.

Модель совершенной конкуренции хар-ся 5 признаками: 1) Наличие большого числа продавцов и покупателей. 2) max информированность продавцов и покупателей по товарам и ценам. 3) Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и др. на др. 4) однородность продаваемой прод. 5) свободный вход и выход с рынка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...