Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Французская социологическая школа: основные представители и направления исследований.




 

В период между мировыми войнами (1918-1945 гг. ) социология во Франции развивалась по нескольким направлениям:

· Последователи Фредерика Ла Пле

· Последователи Рене Вормса

· «Католические социологи».

· Социальные статистики

· Французская социологическая школа / школа Эмиля Дюркгейма (ведущее место во французской социологии в период между мировыми войнами). Данная школа была образована при жизни Э. Дюркгейма. При жизни вокруг Дюркгейма сплотилась плеяда талантливых ученых, с которой он основал и издавал журнал «Социологический ежегодник». Впоследствии, после смерти учителя, его ученики и последователи объединились в известную школу, вошедшую в историю социологии под названием «Французская социологическая школа».

 

Представители: М. Мосс (возглавил эту школу после смерти основателя в 1918 г. ), С. Бугле, П. Фоконне, М. Хальбвакс, Ж. Дави, П. Лапи, А. Морэ.

Направления деятельности:

1) Популяризация идей Э. Дюркгейма, публикации его работ и комментарии к ним. В основном, интерпретация идей Дюркгейма его учениками носила философско-теоретический характер. Например, Ж. Дави «Социология Дюркгейма», М. Хальбвакс «Возникновение религиозного чувства по Э. Дюркгейму».;

2) Публикация результатов собственных исследований. Особенно плодотворными были 20-е годы ХХ века, так как это период массовых публикаций. Одни труды – это публикации результатов своих исследований в области социальной морфологии, социологии морали, социологии религии, и т. п., Например, Ж. Дави «Права присяжных», С. Бугле «Социальные уроки об эволюции ценностей». Другие труды касались тем, не удостоенных внимания Дюркгейма при жизни – это социальная психология и экономика. Например,: Хальбвакс «Очерк о психологии социальных классов». Но и они способствовали процветанию школы.

И все же, школа Э. Дюркгейма, проводившая идеи своего учителя во всех областях обществознания, занимала ведущее положение во французской социологии между мировыми войнами.

Отличительной особенностью этих ученых было:

· общность теоретических воззрений;

· высокая степень интеграции и дружеские связи;

· активная и успешная работа по воссозданию журнала «Социологический ежегодник»

· специализация в определенных предметных областях;

· борьба за ведущее положение социологии в высших учебных заведениях Франции;

· индивидуалистский стиль научной работы;

· активное участие в политической жизни.

 

Нужно выделить следующих социологов: Марсель Мосс, Морис Хальбвакс и Селестен Бугле.

МАРСЕЛЬ МОСС (1872-1950 гг. ) – французский философ, социолог, этнограф и антрополог, племянник Дюркгейма.

Основные работы:

· очерк «Жертвоприношение: его природа и функции», публикация в 1898 году в «Социологическом ежегоднике».

· «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах», опубликованная в 1925 году в «Социологическом ежегоднике»

· Очерк «Физическое воздействие на индивида идеи смерти, внушаемого коллективными представлениями», опубликованная в 1936 году в «Журнале психологии».

Как и Дюркгейм считал, что наука об обществе должна носить позитивный характер в своих методах и результатах. Социология должна прояснить социально значимые феномены.

Замысел Мосса - чтобы взять в качестве предмета исследования «все нынешнее человеческое существование» и проанализировать «этот феномен в целом». Он предложил идею о «целостных социальных феноменах», где призвал социологов ориентироваться на комплексное исследование фактов и выявление наиболее функциональных из них. Все изученные нами факты являются тотальными или общими социальными фактами.

 

 

МОРИС ХАЛЬБВАКС (1877 – 1945 гг. ). В 1905 году присоединился к последователям Дюркгейма, позже стал одним из главных сотрудников «Социологического ежегодника».

Основные работы:

· Диссертация «рабочий класс и уровень жизни», защитил в 1912 г., опубликовал в 1913 г.

· «Социальные классы и морфология»

 

В историю вошел как исследователь социальных классов. Суть его теории в утверждении социологического подхода к пониманию класса как многомерной, конкретной и живой реальной социальной группы. Классовые представления наряду с другими должны изучаться в их разнообразии – это задача социолога.

Класс – категория нематериальная, базируется в основном на психологических основаниях или коллективных представлениях. Это коллективное отражение коллективных представлений в обществе. Признаки класса: профессиональная организация группы, размер зарплаты членов низших групп и величина расходов высших и средних групп, профессиональные способности, стиль жизни.

Классовое осознание – то, как класс себя осознает и как ведет себя относительно других групп.

Средний и высший класс – это совокупность людей, которым состояние позволяет производить определенные расходы на предметы роскоши вне зависимости от того, отказываются они от некоторых полезных расходов или нет. Не имеют контакта с материей. Средний класс обладает признаком социальной активности, но не проявляет особой инициативы; это населения малых городов; это разнородная масса; они готовы к сопротивлению в случае кризиса. Высший класс, критерии выделения: предметы роскоши, сфера деятельности, праздность (по Веблену), всё напоказ, связь с нематериальным производством. Их техническая деятельность – механизация.

Рабочий класс – это совокупность людей, которые для выполнения своей работы должны обращаться к материи и покидать общество. Покидает общество, на протяжении длительного времени взаимодействует только с материей, что приводит к отдалению от социальных связей и к их отсутствию. Сталкивается с материей в форме ручного труда.

Общество – это совокупность коллективных представлений, особого рода реальность, которая не сводится ни к физической, ни к психологической, ни к биологической.

Материя – это часть группы, она не входит в сознание общества. Человек воздействует на материю с помощью неручных средств (механическое воздействие). Остаточная материя, которую не смогли механизировать, обрабатывает рабочий класс.

Морфология – одна из важнейших частей социологии. Её задача – изучение материального тела.

 

 

СЕЛЕСТЕН БУГЛЕ (1870-1940) – известный политик, социальный реформатор. Создал и возглавил Университетский совет социальных исследований (1935-1940).

Один из первых заметил влияние идей Канта на Дюркгейма (особенно в концепции морали и нравственного долга). Утверждал, что в «позитивизме не было монизма», и в особенности, в дюркгеймовском позитивизме. Использовал принцип социологизма при исследовании явлений социальной жизни, специализировался на изучении характерных черт и механизмов функционирования кастовых социальных систем и проблемах морали. В 1922 г. опубликовал «Социологические лекции об эволюции ценностей».

 

 

С середины 30-х годов ХХ века ведущее положение школы было утрачено. А накануне Второй мировой школа прекратила существование, а концепция Дюркгейма фактически была забыта. В это время социология во Франции недооценивалась. Социальные потребности общества сосредоточились на решении экономических и административных проблем. Уменьшился спрос на социальный дискурс, который сместился в область экономики и политики: депрессия, стагнация, политический кризис.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...