Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Характерные черты развития социологии в Великобритании между мировыми войнами.




 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:

 

1) большинство социологических исследований проводилась вне университетов и академических учреждений — в независимых организациях или общественных центрах, созданных и финансируемых правящими структурами. Общей целью данных исследований оставался поиск ответа на традиционный для британского общества вопрос: почему в условиях роста общественного благосостояния продолжают существовать такие явления как бедность и нищета? Социология постепенно вовлекала в свои ряды социальных работников и административные кадры.

Пример: Беатриса и Сидней Уэбб – не принимали жестко идивидуализированный подход этой организации (Сообщество благотворительных организаций, где Беатриса работала в качестве сборщицы пожертвований и вела общественную деятельность среди малоимущего и далекого от нее мира) к проблеме бедности и ее искоренению не принимает во внимание главные — структурные ее причины. Они стали искать причины социальных болезней не в самой личности или в сфере межличностных отношений, а в области административного управления. Их работы: «История профсоюзного движения» и «История местного правительства» (несколько томов).

2) тесная связь с биологией, образовавшаяся под влиянием теории естественного отбора Дарвина и эволюционной концепции Спенсера);

3) включение социологической проблематики в обширный контекст родственных дисциплин (социальная философия, социальная антропология, политическая наука и экономика). В результате чего образовались различные теории, которые были сведены П. Абрамсом, М. Блумером, Р. Кентом, Р. Соффером к трём направлением, которые появились в рамках дискуссий о предмете социологии. Дискуссии организовал член Английского социологического общества Виктор Брэнфорд.

 

Направления:

 

· Евгенисты

Представители – последователи Фрэнсиса Гальтона, который в 1869 году сформулировал принципы евгеники – теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Предложил исследовать факторы, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений.

Разделяли позиции социал-дарвинизма – концепции, которая отождествляет закономерности развития человеческого общества и закономерности биологической эволюции.

Основывались на прагматическом видении социологической дисциплины и считали, что социология – наука, призванная способствовать культивации «хорошей наследственности».

Основная идея – возможность искусственной селекции «хорошего» общества (поощрение деторождения в образованных семьях, предотвращение деторождения у людей, замеченных в нарушении различных моральных норм)

журнал «Евгеника»

· Проектировщики городского пространства

Представители – Патрик Геддс (основатель, член Английского социологического общества; в Эдинбурге основал первую социологическую лабораторию, на эмпирическом уровне возобновил исследования общественного развития, значимые для планирования городских застроек. ), Ч. Бут, Э. Ховард, Т. Шарп.

Исследования общественного развития, которые имели большое значение для планирования городских застроек.

Улучшение окружающей среды объясняли успехом цивилизации. Задача – просвещение народных масс.

· Моральные эволюционисты

Представители – представители академической социологии из Лондонской школы экономики (в 1907 г. открыта кафедра социологии) – Леонард Хобхаус (основоположник), Э. Вестермарк, М. Гинсберг, Т. Маршалл. Способствовали становлению теоретической (академической) социологии в Великобритании.

Моральный эволюционизм — направление в социологии, представители которого пытались обосновать нерелигиозную, секуляристскую, «научную» теорию рационального и морального развития (прогресса) человечества в категориях естественных законов, противопоставляемых метафизике традиционных моральных теорий.

 

ЛЕОНАРД ТРЕЛОНИ ХОБХАУС (1864-1929) – основоположник «морального эволюционизма» или «эволюционной этики». Изучал философию и психологию в одном из колледжей Оксфордского университета. В Оксфорде стал заниматься политической деятельностью, что тесно связало его с Фабианским обществом. В 1897 г. стал заниматься журналистикой. Работал в ЛШЭ.

Работы:

• «Мораль в эволюции»

• «Принципы социологии»

 

Его психологическая концепция была основана на теории Дарвина и носила эволюционистский характер – в ее рамках он приступил к более широкомаштабной проблематике – эволюции моральных представлений.

 

В полемике со Спенсером разработал свой взгляд на видение эволюции.

 

Основные идеи:

1) Социология должна изучать структуру общества и те способы, с помощью которых оно эволюционирует.

2) Социальный мир – это сеть социальных связей, внутри которых могут образовываться относительно постоянные и устойчивые социальные структуры.

3) Социальные структуры организовываются через «социальную ментальность», которая передаётся из поколения в поколение посредством коммуникации и усвоения норм культуры или традиций.

4) Социальная ментальность – взаимосвязанная система индивидуальных сознаний, образованная в процессе коммуникации, и те средства, через которые устанавливаются и поддерживаются привычки, мнения и обязанности по отношению к социальным институтам. Содержит в себе правила относительно правильного и неправильного поведения людей. Неосознанное признание правил – традиции, осознанное – законы. Правила собираются вместе и образуют институты.

5) Физическая основа разума – это продукт биологической эволюции, общий для всех индивидов.

6) Хобхаус рассматривают эволюцию именно как развитие силы разума, в качестве устроителя человеческой души и общества, ведущего их к органическому росту " гармонии".

7) Изучение культуры – ключ к социальному прогрессу. Разнообразие культурных решений позволяет придать форму инстинктам и импульсам, все действия содержат смесь инстинкта и разума. Ключевой механизм, через который выражается разум – язык.

8) Любое общество, которое существует достаточно долго можно охарактеризовать как «органическое целое». Оно обладает сплоченностью и своей собственной жизнью, а также разнообразными частями, работающими совместно и усиливающими действие друг друга. Эта интеграция – результат эволюции и естественного отбора.

9) Действия ранжируются от инстинктивных до целенаправленных. Путем осуществления целенаправленных действий люди способны к самопознанию и установлению основы для взаимопонимания с людьми, с которыми они взаимодействуют.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...