Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция социальных характеров




Концепция социальных характеров

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.

Все характеры он разделил на две группы:

Непродуктивные:

1. Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится " быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

Продуктивная: Плодотворная ориентация, в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил - способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

Единственно верным и разумным способом решения проблемы чел. существо-я является любовь и базирующаяся на ней продуктивная ориентация характера.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИОЛОГИИ:

С помощью этой концепции Фромм пытается не только раскрыть психологические условия функционирования того или иного общества, но и объяснить, почему в этом обществе получают распространение определенные идеи и идеалы. Социальный характер может объяснить ту связь, которая существует между экономическим укладом и культурой. Социальный характер играет определенную селективную роль в отборе среди огромного множества распространенных в обществе идей и идеалов, таких, которые соответствовали бы его психологической основе. Те идеи и идеалы, которые не соответствуют ей, не только не будут приняты индивидом, но даже не будут поняты им. Те идеи и идеалы, которые вырастают на почве определенного социального характера, в свою очередь, интенсифицируют и укрепляют его.

Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название " фрейдо-марксизм". Однако главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и Адлера с гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.

56. Марксизм в социологии ХХ века. Основные версии и их представители

(С сайта)

Развивается в 60-е гг. 20в. Западный марксизм представляет собой неоднородное и противоречивое направление, для которого характерна смесь ряда положений из трудов Маркса, с элементами, заимствованными из других социально-философских и социологических концепций.

Необходимость изучения социологии политики, включая марксистские модели общества, диктовалась самой логикой развития социальной практики США, когда отвергалось видение социального порядка как основанного на консенсусе, отстаиваемое функционалистами. В данном контексте представление об обществе, близкое к воззрениям Маркса, как раздираемое соц. противоречиями.

Неомарксизм – неоднородное направление общественной мысли, для которого характерна смесь постулатов марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и другими вариантами философской жизни, с экзистенцианолизмом, фрейдизмом, структурализмом и т. п.

Противопоставляют творчество молодого Маркса как «философского антрополога» зрелому Марксу как автору «Капитала»

Поддерживают три основных положения концепции Маркса

• Экономика имеет определяющее значение,

• Центральная проблема общества – конфликт классов,

• Результат общественной трансформации – более справедливая форма общественного устройства.

Основные категории:

1. Отчуждение,

2. Овеществление,

3. Гегемония,

4. Господство.

В Западной Социологии получили развитие две основные версии марксизма – гуманистический марксизм и структурный.

Представители гуманистической версии марксизма развивали основные положения, заимствованные из работ молодого Маркса, взяв в качестве основного его тезис «человек – творец истории». Проявляли негативное отношение к экономическому детерминизму, который в кругах западных социологов марксистской ориентации традиционно считается основным недостатком концепции Маркса.

Видный представитель гуманистического марксизма – Георг Лукач, который ввел термин «реификация» - процесс, посредством которого капитализм дегуманизирует рабочих, делает их пассивными объектами рыночных манипуляций.

Наиболее значимое место принадлежит исследователям из Франкфуртской школы, ее лидерам - Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе.

Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство.

Структуралистский марксизм, основные идеи которого изложены в работах французских ученых Луи Альтюссера и НикоПулянтцаса (1936 г. р. ), появился в 60-е годы во Франции.

Луи Альтюссер и его последователи (Э. Балибар, Д. Лекур, П. Реймон). Это течение нередко называют «структуралистский марксизм» или «альтюссерианство». Представители этого направления считают, что марксизм должен выявлять свою специфику как науки, освобождаясь от философии субъекта, от телеологической гегелевской диалектики, от идеологии, от эмпиризма. Выдвигается концепция «сверхдетерминации» — мысль о том, что основное экономическое противоречие в обществе должно решаться с помощью политики, идеологии и т. п. Поэтому революция происходит не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются иные противоречия.

Структурный марксизм стал развиваться преимущественно во Франции сразу после Второй мировой войны, когда учение Маркса стало предметом исследований и споров по поводу его адекватности для анализа современных обществ и их трансформаций. Основоположники структурного марксизма базировали свои тезисы на поздних трудах Маркса и утверждали, что человеческое бытие является продуктом крупных социальных структур. Соответственно, внимание исследователей сосредоточились на проблемах зависимости социальной структуры от экономических отношений, классовой борьбы ии социалистической идеологии. Представители: Луи Альтюссер. Он интерпретировал марксизм как общую теорию науки и философии и как своеобразную революцию в обществоведении. Он выделил теоретико-познавательные проблемы марксистской философии и проанализировал концептуально-логическое построение труда «капитал» Маркса с позиций, близких к идеям структурализма. Альтюссер был убежден в существовании разрыва между работами молодого и зрелого Маркса. Этот разрыв состоит в переходе Маркса от философской субъективности (идеологической позиции) к абстрактной теории (научной позиции). Он выделил два этапа «гуманистического развития» Маркса. Первый этап отмечен господством рационалистически- либерального гуманизма, близкого скорее к мысли Канта и Фихте, чем к философии Гегеля. Второй этап (1842 – 1845) – господством новой формы гуманизма: «коммунитарного» гуманизма Фейербаха. После 1945г. начинается период научной переориентации этого мыслителя, предопределившей создание зрелой теории.

Согласно Альтюссеру, суть зрелой марксовой теории – в анализе структуры общества и законов, а не свободно действующих лиц, которые на самом деле управляют этими структурами. Он признавал, что в 1845г. Маркс сделал научное открытие: основал новую науку – науку об истории общественных формаций. Эта наука предполагала, по его мнению, решительный отказ от теорий, выводящих политику и историю из сущности человека. Продолжая разрабатывать структурную версию марксизма, Альтюссер представил поздние труды Маркса как первый структуралистский анализ капиталистического общества. Он принимал позицию Маркса относительно определяющей роли экономического фактора, но эта роль являлась для него определяющей лишь в конечном счете. Имеют огромную значимость также другие структурные компоненты капиталистического общества.

(По лекции):

Марксизм — система философских, экономических и социально-политических вщглядов, основателями которой считаются К. Маркс и Ф. Энегльс.

Марксизм включает:

• Философский материализм и диалектику — диалектический к функционированию и развитию природы и общества (материализм);

• Материалистическое понимание истории — материалистическое понимание теории, основанное на теории исторических формаций;

• Обоснование экономических законов капиталистического общества;

• Теорию классов и классовой борьбы;

• Теорию пролетарской революции.

 

 

В ХХ веке наибольшую популярность получила иная формам марксизма, неомарксизм.

В России было 2 формы марксизма: легальный и революционный.

На Западе, по контрасту с догматизированными постулатами ортодоксального Марксизма (развитого в СССР), западный марксизм оказался под влиянием идей: «Человек - творец истории! », когда люди, в рамках концепции не «МАРИОНЕТКИ», а «ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНЫЕ ПРЕДОПРЕДЕЛИТЬ ХОД ИСТОРИИ»

Неомарксизм — неоднородное направление общественной мысли, для которого характерна смесь постулатов марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и другими вариантами «философии жизни», с экзистенциализмом, фрейдизмом, структурализмом и т. д.

 

Западные неомарксисты:

• Противопоставляют молодого Маркса как «философского антрополога», зрелому Марксу как автору «Капитала»;

• Поддерживают три основных положения концепции Маркса:
1. Экономика имеет определяющее значение (производительные силы общества, экономический базис и формация решают многое);
2. Центральная проблема - конфликт классов;
3. Результат трансформации - более справедливая форма общественного устройства.

• Экономика, в известном смысле, имеет определяющее значение;

• Центральная проблема общества - конфликт классов;

• Результат общественных трансформаций - более справедливая форма общественного устройства;

• Современная наука - воплощение духа капитализма, «утонченное оружие эксплуатации в руках господствующих классов» - результат внедрения инструментальной рациональности науки;

• Научно-технический прогресс приводит к отчуждению от процесса труда.

 

ПОНЯТИЯ и КАТЕГОРИИ:

Базис

Надстройка

Отчуждение

Овеществление

Гегемония

Господство

Классовый антагонизм и т. д.

 

Основные версии  
Гуманистический марксизм Структурный марксизм
•Развивает основные положения, заимствованные из работ молодого Маркса; •Берет за основу тезис Маркса о том, что человечество в состоянии преобразовать окружающий мир; •Негативное отношение к экономическому детерминизму; •Теории содержат рациональное зерно тогда, когда исследуются аспекты, которые не были охвачены теорией Маркса, но их идеи представляют интерес. •Базирует свои тезисы на трудах Маркса; •Утверждает, что человеческое бытие является продуктом крупных общественных структур.
Представители  
•Дьёрд (Георгий) Берта Лукач (1885-1971) •Исследователи Франкфуртской школы: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, В. Беньямин, Л. Левенталь, Ф. Вайль, К. А. Виттфогель и др. Луи Альтюссер (1918-1984)

 

Дьёрд Лукач:

• Ввел понятие процесса «реификаци», путем которого капитализм делает рабочих пассивными объектами рыночных мани. пуляций: человек отчуждается от процесса труда, все переносится на техническое оснащение, рабочие - послушные управляемые существа.

• Работа «История и классовое сознание» и опубликование рукописей Маркса вдохновили и др. представителей франкфуртской школы на создание более развернутой теории.

 

Критическая методология франкфуртской школы:

Макс Хоркхайкмер

Герберт Маркузе

Теодор Адорно

Теоретики этой школы внесли огромный вклад в развитие науки, подвергнув критике основы марксизма.

Организация, ассоциирующая с критикой, - Институт Социальных Исследовний.

23 февраля 1923 года к школе примыкали вышеупомянутые деятели, которые составляли костяк этой школы вместе с другими исследователями. Иногда к этой школе также приравнивают Эриха Фромма, который на самом деле никак не был связан с Неомарксистами и даже критиковал их. Неомарксисты смешивают идеи Маркса с другими теоретическими концепциями, часто воспринимаемыми неверно. Вот почему Фромм дистанцируется от Неомарксистов и принимает участие в исследовании «Авторитарная личность», за счёт которого школа получился всемирное признание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...