Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

63. Место социологии в системе гуманитарных наук в последней трети ХХ века.




63. Место социологии в системе гуманитарных наук в последней трети ХХ века.

(Я не поняла, что хочет эта женщина)

Роль социологии и задачи социологов

Социология должна:

      Базироваться на социологическом воображении;

      Стоять на службе обществу;

      Выполнят преобразующую общество функцию.

 

Социология как наука и социолог должны стремиться:

• Использовать социологические методы и теории, которые нельзя превращать в самоцель;

• Сохранять максимальную осведомленность в изучаемой области;

• Систематические переформулировать изучаемые проблемы;

• Поддерживать теснейшую связь теории, методов и практической работы;

• Соблюдать этику научного исследования;

• Правильно использовать процедуры верификации;

• Осуществлять исследования, нацеленные на решение значимых проблем.

 

+ С сайта:

«После Второй мировой войны социология как существенная часть значительно более обширной области поведенческих и социально-культурных дисциплин испытала беспрецедентный процесс развития в самых различных аспектах.

1. Наблюдался быстрый рост объема научно-исследовательской деятельности и публикации ее результатов:

- стремительно увеличивалось количество журналов, включающих в себя социологические материалы

- быстро возрастало число публикуемых монографий по социологии

2. Увеличилась группа, члены которой могли быть названы профессиональными социологами

3. Сформировались и получили популярность направления академической социологии:

· Структурный функционализм и теории социального конфликта

· Социальный бихевиоризм и теории социального обмена

· Символический интеракционизм

· Постфрейдизм и неомарксизм

· Феноменологическая социология и этнометодология

4. Социология вышла за чисто академические рамки

5. Изменилось место социологии в общей интеллектуальной культуре».

 

64. Проект рефлексивной социологии Алвина Гоулднера.

Алвин Гоулднер – американский социолог и методолог науки, исследователь бюрократии в сфере промышленности, а также состояния и тенденций развития мировой социологии.

Профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Представитель неомарксизма, один из представителей леворадикального направления в западной социологии, по взглядам был близок к Чарльзу Райту Миллсу.

Факты из биографии

29 июля 1920г. – родился в г. Нью-Йорк, США

1950-е — изучал бюрократию в сфере промышленности;

1960-1970-е — анализировал состояние мировой социологии. Гоулднер отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой критикой всей современной западной социологии, и особенно структурного функционализма Парсонса.

✓ В последние годы жизни Гоулднер в духе леворадикальной ориентации развивал концепцию интеллигенции как нового класса.
Он выделил в социальной структуре современного западного общества три класса:

старая буржуазия, или денежный класс капиталистов,

пролетариат;

новый класс интеллигенции (характеристики: обладание культурным капиталом и культура критического дискурса).

1. научно-техническая интеллигенция;

2. интеллектуалы (гуманитарную интеллигенцию).

Подвергнув тотальной критике западное общество, он усмотрел реальную силу, способную осуществить революционное изменение общества, в новом классе. Именно на интеллектуалов Гоулднер возлагал надежды, связанные с будущим общественного развития. Эта теория до сих пор оказывает в западной социологии влияние на представления о социальной структуре.

15 декабря 1980г. – умер в г. Сент-Луис.

 

Основные труды:

«Модели индустриальной бюрократии», 1954г.

«Наступающий кризис зарядной социологии», 1971г.

«Два марксизма», 1980г.

 

Историческая миссия рефлективной социологии (+смотри статью Н. Л. Поляковой)

1. , глубже проникнуть в его повседневную жизнь и работу, обогащая и делая его более восприимчивым, и поднять самосознание социолога до нового исторического уровня;

2. Преодолеть социологию в той форме, в какой она существует сегодня;

3. Стать радикальной социологией, чтобы:
1). Понять, что познание мира не может продвигаться вперед без знаний социолога о самом себе и своем положении в социальном мире, или без его усилий это изменить;
2). Стремиться как преобразовать, так и познать другой мир, и вне социолога, и в нем самом;
3). Признать тот факт, что корни социологии уходят в природу социолога как человека во всей его целостности, и поэтому вопрос, который должен стоять перед ним, это не просто вопрос, как работать, но вопрос как жить.

По статье Поляковой:

«Рефлексивная социология, по мнению А. Гоулднер, отличается от традиционного позитивизма тем, что требует не объективистской отстранённости, а активного изменения, включенности познающего субъекта. Социология должна преуспеть не благодаря своей «чистоте» или «отвлеченности» от социального мира, а в силу своей «вовлеченности» в него. Только «рефлексивная социология», ставящая под рефлексивный контроль ценностные, идеологические и теоретико-методологические импликации любого социологического теоретизирования и обращения к анализу «семантического дифференциала», т. е. к анализу «чужих социальных миров», может, по мнению А. Гоулднера преодолеть «кризис» социологической теории и ответить на вызовы современности»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...