Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная социальная проблема, базовые категории и научные результаты монографии И. Гофмана «представление себя другим в повседневной жизни».




ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНОГРАФИИ И. ГОФМАНА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ».

Гофман последовательно разрушает миф о повседневности как мире свободно действующей личности и развертывает противоположное, реалистское, понимание ситуации: «Попробуйте определить ситуацию неверно, и она определит вас». Такова формула, которую можно назвать «теоремой Гофмана». Проблема, следовательно, заключается в анализе структурной организации повседневного взаимодействия.

Вклад Гофмана в социологическую теорию - описание повседневного поведения как совокупности надындивидуальных «социальных порядков» или ритуалов взаимодействия/.

Гофман изучал структуру социальной жизни, развивал общую теорию межличностной интеракции и социальных обменов независимо от вида этой интеракции. нет такой ситуации, в которой бы не действовал жесткий социальный порядок. Отклонения от поведенческих образцов лишь заменяют одно определение ситуации другим.

Замысел «Представления себя другим» заключается в развертывании шести «драматургических принципов»:

исполнение (performance),

команда (team),

зона (region),

противоречивые роли (discrepantroles),

коммуникативный выход за пределы образа (communicationoutofcharacter)

управление впечатлением (impressionmanagement).

Во введении ко второму изданию Гофман различает впечатления, которое человек хочет произвести, от впечатления, которое он производит. Ключ к данному различению — намерения индивида.

Мораль — не более чем сценическое впечатление.

В межличностном взаимодействии люди являются манипуляторами социальных ситуаций и, будучи включенными в отношения доверия, подчинены им.

Гофман принял основные принципы символического интеракционизма для анализа социальной деятельности.

Руководящий методологический постулат символического интеракционизма - все факты и значения, которыми занимается социолог, должны находить объяснение в рамках процесса социального взаимодействия как конечной инстанции.

Подавляющая часть человеческих взаимодействий имеет символический характер в том смысле, что большинство реакций индивидов на других опосредовано фазой интерпретации, рефлексии

Рефлексия— процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Главная исследовательская цель Гофмана сосредоточена на “драматургических”, или “театральных” проблемах участника микровзаимодействия, представляющего свою деятельность другим

Он выделяет два различных вида коммуникации (знаковой активности): произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя (например, нечаянно выдают каким-то жестом свое не достаточное для декларируемых претензий на определенный социальный статус воспитание).

Исследовательская задача Гофмана— это выявление той структуры социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми и, шире, той структуры явлений общественной жизни, которая возникает каждый раз, когда какие-либо лица физически соприсутствуют в ограниченном пространстве их взаимодействия.

Гофман придерживается мнения, что социальная микросистема взаимодействия лицом-к-лицу не может быть прямым отражением макросоциологических структур и законов, так что о последних трудно судить на основании законов микросоциологии. лучше эти разные миры, то есть микровзаимодействия и макроструктурные процессы, исследовать по отдельности.


 

ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНОГРАФИИ Э. ФРОММА «ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО».

В работе Фромм задается вопросом – " здорово ли современное общество" – причем под здоровьем он понимает не адекватность с точки зрения самого общества, а адекватность с гуманистической точки зрения – здоровое общество – это такое, которое максимально способствует развитию в людях творческих начал, душевных и духовных качеств, помогает им ощутить жизнь во всей ее прелести и красоте.

Рассматривая западное общество, он приходит к выводу, что оно – тяжело больно. Люди превращаются в придатков процесса производства, реклама общества потребления стимулирует у них потребительские инстинкты, и люди заняты трудом ради приобретения ненужных вещей, производя при этом столь же ненужные вещи (которые становятся нужными лишь благодаря стимулированию рекламой). В капиталистическом обществе во главу угла ставится прибыль – даже если эта прибыль идет в противовес интересам общества (снимаются отупляющие фильмы, играющие на самых низменных инстинктах и потому популярные, и т. д. ), конкуренция вредит чувству братства между людьми.
В общем, не буду пересказывать книгу – обвинения в адрес как капитализма во всех его вариантах у Фромма серьезные, с цитатами других мыслителей. Осуждает он и советский вариант марксизма – за то, что в СССР-де нет уважения к человеку, без которого отмена частной собственности – это только полумера, не способная достичь главного результата (построения гуманистического общества). Здесь с ним можно не соглашаться, но вот его мысль, что главная опасность капитализма – не в экономической эксплуатации (как это пропагандировалось в СССР), а в духовной деградации – считаю, правильная. Впрочем, эта же мысль была близка и Марксу, и Бакунину, и Луначарскому. Далее, Фромм пытается давать " рецепты лечения" общества – сначала удаляясь в теорию, достаточно утопическую. А потом – переходит к практическим предложениям – обязательные социальные гарантии, запрет рекламы, цензура на пошлость, образование для взрослых (Фромм справедливо пишет, что многие дисциплины – философию, социологию уместно преподавать только в зрелом возрасте), создание на рабочих местах спортивных секций, кружков самодеятельности, пропаганда уважения к труду (журналы должны с гордостью рассказывать о простых рабочих людях – шахтерах, хлебопашцах, а не о тупых артистах), человек труда должен считаться подлинным хозяевам жизни. Фромм пишет, что жажда творчества, любовь к прекрасному – заложены в человеке. И если СМИ будут поощрять и пропагандировать их также, как сегодня пропагандируют новые машины и жажду наживы – у людей сменятся стимулы. Грубо говоря, если сегодня в уважухе чувак на крутой тачке, то завтра уважением будет пользоваться парень со значком " Нормативы ГТО сданы на отлично". Кстати – по-моему все предложения (уважение к рабочему человеку, вечерние школы, разностороннее образование, спортивные секции и поощрение самодеятельности были как раз в СССР – Фромм, очевидно, этого просто не знает, и впечатление от СССР у него установилось по западной пропаганде). По-моему, идеи вполне реалистичны, хотя путь к здоровому обществу ох как долог. Придется бороться на всех фронтах – экономическом (против власти Капитала, порабощающего людей), политическом (смена курса) и, главное, культурно – духовном. Медленно-медленно, как улитка ползет по склону Фудзи.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...