Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных услуг




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Учебно-методическое пособие

 

Вологда


 

ББК Печатается по решению УМС ВГПУ

от _______ 20___ г.

 

Составитель –
Е.М.Ганичева, к.п.н., доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики

 

 

Рецензент –
О.Б.Голубев, к.п.н., доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики

 

Ответственный за выпуск – И.А.Суслова, ст.преподаватель кафедрыинформационных технологий и методики преподавания информатики.

Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / сост. Е.М.Ганичева. - Вологда: ВГПУ, 2013. – 95 с.

 

ББК

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов второго курса по направлению «Педагогическое образование», изучающих дисциплину «Информационные технологии в образовании».

© Е.М.Ганичева, 2013 г.

© ВГПУ, 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………4

Лабораторная работа №1. «Электронные образовательные ресурсы федеральных коллекций»………………………………………………………….5

Лабораторная работа №2. «Интерактивная доска как средство информационного взаимодействия. Программное обеспечение интерактивной доски»………………………………………………………………………………20

Лабораторная работа №3. «Основы гипертекстовой и web-технологий. Создание гипертекстовых документов средствами Word»……………………..34

Лабораторная работа №4. «Инструменты учебной деятельности: конструктор лент времени Хронолайнер»………………………………………………………43

Лабораторная работа №5. «Подготовка дидактических материалов в программе PowerPoint: технологический приём Экран»……………………………………..49

Лабораторная работа №6. «Создание тестовых заданий с помощью программы MyTestX»……………………………………………………………………………52

Лабораторная работа №7. «Создание интерактивной карты с проверяемыми заданиями в программе MapKit»…………………………………………………..57

Лабораторная работа №8. «Применение электронной таблицы Excel для первичной обработки результатов успеваемости»……………………………….63

Лабораторная работа №9. «Подготовка теста в электронной таблице»………..70

Лабораторная работа №10. «Применение web-сервисов для представления информации: облако слов»………………………………………………………...79

Лабораторная работа №11. «Создание презентации с применением инструментов Интернет-сервиса Prezi»…………………………………………..83

Лабораторная работа №12. «Создание видеофрагмента»……………………….88

Литература………………………………………………………………………….93

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью современной системы образования является то, что она развивается в условиях, когда информационные и коммуникационные технологии в значительной мере определяют структуру педагогической системы: типы образовательных моделей, дидактические средства, организационные формы учебно-познавательной деятельности. В связи с этим изменяется роль преподавателя в учебном процессе, появляются новые задачи в образовательной деятельности.

Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» является формирование у будущих учителей системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, составляющих основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Данная дисциплина относитсяк вариативной части профессионального цикла. В соответствии с учебным планом дисциплина Информационные технологии в образовании изучается на втором курсе. Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК- 2);

· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК- 4).

Учебно-методическое пособие содержит двенадцать лабораторных работ.

Лабораторная работа №1

«Электронные образовательные ресурсы федеральных коллекций»

Цель работы: Сформировать представление об особенностях цифровых образовательных ресурсов коллекций ФЦИОР и ЕК ЦОР; научить выполнять поиск ресурсов, определять тип и характеристики ресурса.

В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. На федеральном уровне это:

· федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

· единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

· электронные образовательные ресурсы нового поколения.

Задание 1. Ознакомьтесь со структурой и модулями федеральной коллекции электронных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных услуг

На портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем (рис.1.1).

Рисунок 1.1. Сайт «ФЦИОР»

Ресурсы данной коллекции разработаны в открытой образовательной модульной мультимедиа системе (ОМС) и представляют собой электронные образовательные ресурсы модульной архитектуры. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ), например, ТЭ «Системы счисления». Для каждого тематического элемента в образовательной модульной мультимедиа системе имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ), соответствующих основным компонентам учебного процесса:

· модуль получения информации (И-тип),

· модуль практических занятий (П-тип),

· модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

Каждый модуль автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, предназначенный для решения определенной учебной задачи.

Для каждого ЭУМ возможно наличие одного или нескольких вариативов.

Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа, посвящённые одному и тому же тематическому элементу.

При этом каждый модуль представляет собой законченный интерактивный мультимедиа объект, который направлен на решение конкретной учебной задачи. Для каждого типа электронных учебных модулей имеется один или несколько вариативов, т.е. учебных модулей одинакового типа, посвящённых одному и тому же тематическому элементу, раскрывающих его содержание разными средствами.

Вариативы могут отличаться друг от друга:

· характером учебной деятельности (например, тест или контрольное упражнение на тренажере);

· технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);

· вариантом содержательной основы (например, другим алгоритмом решения задачи или представлением альтернативных научных взглядов) и т. п.

Например, вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного пользователя, а также может отличаться глубиной представления материала, исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося.

Благодаря наличию вариативов учащийся может выбрать наиболее удобные для себя варианты ЭУМ, в результате чего создаются все условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:

· модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);

· доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение требуется установка плеера и в ряде случаев дополнительного программного обеспечения, что несколько снижает доступность этих ЭОР и предъявляет требования к ИКТ-компетентности пользователей);

· вариативность (содержательная вариативность: уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала);

· мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации);

· интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа).

Рисунок 1.2. Информация по ЭОР «Архитектура компьютера»

 

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

По каждому модулю представлена информация: общие сведения, жизненный цикл, технические и образовательные характеристики, права собственности, рубрикации (рис.1.2), (рис.1.3).

Рисунок 1.3. Информация по модулям

По каждой изучаемой теме представлены ресурсы трех типов:

· информационные – в них представлены основные теоретические сведения, причем, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный контроль в форме одного-двух вопросов (рис.1.4);

Рисунок 1.4. ЭОР «Информация и информационные процессы»

· практические – в них ученику предлагается выполнить несколько заданий или ответить на вопросы, причем, в случае неудачи ему предоставляется возможность повторного ответа или теоретическая подсказка (рис.1.5);

Рисунок 1.5. ЭОР «Алгоритм перевода целых чисел из 16-ой системы счисления в Р-ичную»  

· контролирующие – в них ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты (Рисунок 1.6. Журнал статистики контрольного теста).

 

Рисунок 1.6. Журнал статистики контрольного теста

 

Следует отметить, что последовательное использование ресурсов информационного, практического и контролирующего типа по некоторой теме определяет ход обучения по теме.

Задание 2.

Отберите модули по выбранной Вами теме (5-7 модулей) для любого класса, размещенные на сайте федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru. Заполните таблицу 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...