Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни задач и конфигурации их свойств




Уро-вень Тип задач выбора проектно-конструкторских решений Конфигурация множества востребованных свойств решения
              Определение оптимальных параметров конструкции известного технического решения Синтез и выбор оптимальных новых технических решений Синтез и выбор принципов действия нового технического объекта Синтез и выбор функциональных структур применения нового технического объекта Синтез и выбор наилучших критериев эффективности (потребительских качеств) изготовления и применения нового технического средства Задачи синтеза и выбора потребности, удовлетворяемой технической системой с лучшими потребительскими свойствами Количественное соответствие взаимодействующих потоков персонала, пред­метов труда, энергии и информации Конструктивная связь, приводящая к изобрете­ниям Связь потоков вещества и энергии во времени и пространстве Деятельностная (очеловеченная) эргатическая связь актов производственного процесса Отношение между природной средой и технической культурой (через кипение мыслей изобретате­ля)   Общественное отношение (производственное отношение) внутри персонала с оснащением природными ресурсами и техническими средствами

 

Из данных этой таблицы видно, что наиболее информационно определенным является первый уровень, когда описание искомого технического объ­екта (например, средства труда в виде манипуляторной машины) приближается к изоморфизму свойств реального объекта.

На шестом уровне техническое решение наиболее неопределенное. По существу с пятой ступени дальше происходит замещение искомой машины ее "тенями" на фоне природохозяйственных (5-й уровень) и социальных (6-й уровень) процессов.

На шестом уровне понятие "техническое" понимается как одно целостное деятельное свой­ство, присущее всему живому, а не только человеку, подвергаемое декомпозиции на иерархические системы крите­риев и потребительских функций (потбреностей). В дальнейшем проф. А.И. Половинкин ввел седьмой уровень – задачи созерцательного (религиозного) творчества личности для достижения святости.

Конфигурация и переходы между уровнями задач. Логика переходов между уровнями такова, что так и хочется сформулировать седьмой уровень, выделяя созерцательное творчество как особый дар свыше, который нами определен так: синтез и выбор системы психофизиологических по­требностей человека.

Тогда седьмой уровень относится к управлению функциями-потребностями самого человека и всего человечества.

Конфигурацией множества свойств (решений о свойствах) здесь на седьмом уровне является духовно-нравственная оболочка, содержа­щая общечеловеческие (общеисторические) ценности. Так как человек сам является биологическим видом, то на этом седьмом уровне абс­трагирования и обобщения речь идет, прежде всего, о психофизиологических потреб­ностях всех видов БИОСа, а не только человека, планеты.

Техническое поведение не чуждо и другим живым существам.

Таким образом, мы получили семь этажей пространственно-вре­менного рассмотрения объектов проектирования. Причем процесс про­ектирования (изобретательство обликов будущего изделия относится к высшей абстрагированной форме проектно-конструкторской деятельности) идет от последнего уровня к первому.

При этом характерно следующее:

а) уровни 7, 6, 5 относятся к концептуальному проектированию;

б) уровни 5, 4, 3 характеризуют функциональное проектирование;

в) уровни 3, 2, 1 соответствуют конструированию.

От седьмого к третьему уровню завершается процесс достижения процессной определенности, то есть все действия человека и его технических средств получают структурную конкретизацию по стреле хронологи­ческого времени. От седьмого к второму уровню достигается опреде­ленность расположения в трехмерном пространстве. И, наконец, от седьмого к первому объект проектирования и конструирования получает полную вещественно-энергетическую определенность.

Таково наше эвристическое понимание энергоинформационного обмена в техническом творчестве. Очевидно, что интуитивный "прорыв" по указанным ступеням дает неожидан­ные решения именно потому, что творческий "пробой" происходит под­сознательно только в среде определенного количества накопленных изобретателем знаний.

Научно-технические знания изобретателя - это есть тот энергетический уровень, с которого может происходить спон­танная организация мыслей в идеи и технические решения, то есть быстрое логическое мышление озарениями при произвольном моделировании [132].

Морфология инновационного процесса. Процесс инновации – это кипение страстей изобретателя в научно-технической культуре человечества, то есть на остывшем и закрепившемся фундаменте в виде исторического прошлого технических решений человечества.

Инновационный процесс (табл. 8.2) расчленяется на пять стадий (признаков). Это будет, как и при рассмотрении 11 признаков морфологического ящика Ф. Цвики, результатом морфологического анализа. Но в нашем случае по пяти признакам учитываются 25 подпризнаков.

 

Таблица 8.2

Морфологическая таблица инновационного процесса мирового уровня

Уровни материализации Этапы материа- лизации идей Признаки: стадии инновации Метод (анализ и синтез), способ, процедуры, связи
Предпроектные работы (аванпроек-тирование) Фундаментально-исторический этап Концептуальная (понятийная) стадия 1. Философия развития техники и исторический анализ
2. Эволюция материальных носителей действий
3. Термины и определения действий технических объектов
Потребительско-функциональный этап 4. Концептуальные модели
Функциональная (поведенческая) стадия ( - методы) 5. Конфигурация функциональных структур процессов
Физико-технологический этап 6. Компонентный анализ и синтез носителей функций
7. Функциональные связи и их вариации и сочетания
Проектно-внедренческие работы Проектно-конструкторский этап 8. Функциональные структуры технологических комплексов
Конструктивная (вещественно-энергетическая) стадия ( - методы) 9. Хронологический анализ и синтез (порядок действий)
10. Кинематический анализ и синтез технических средств
Производственный (машиностроение) этап 11. Анализ и синтез конструктивных связей
12. Кинетостатика функционирования отдельных изделий
13. Динамика функционирования технических средств
Реализация проектно-внедренческих решений Эксплуатационный этап Параметрическая (коррелятивная вариация) стадия ( -методы) 14. Факторный анализ (сильных факторных связей)
15. Аналоговое моделирование
15. Статистические модели
17. Синтез и выбор критериев
18. Оптимизация параметров
Общая (функциональная + конструктивная + параметрическая) стадия ( -методы) 19. Переработка отходов производства и эксплуатации
Утилизационный этап 20. Экономический и эконометрический анализ и синтез
21. Анализ и синтез систем изготовления и эксплуатации
22. Метод эксплуатационных недостатков и рекламаций
23. Маркетинг и анализ конкурентоспособности в мире
24. Экологический и биотехнический анализ и синтез
25. Прогнозирование производства и эксплуатации изделий

Эти фреймы знаний и творческой научно-технической деятельности не сочетаются, а в реальных ситуациях выполняются частично или полностью, одним человеком или членами творческой группы.

Вторым основанием расчленения являются семь этапов материализации научно-технических идей, которые разделены на три уровня (трье основание расчленения). Именно эти расчленения дают жизненный цикл отдельного изделия в комплекте или даже системе машин и оборудования, поэтому после подпризнака № 25 информационные потоки возвращаются к совокупности действий № 1.

Однако, в реальных производственных и вузовских условиях, информационные циклы могут начаться с любого подпризнака и завершаться также на любом номере множества действий научно-технического творчества. Иначе говоря, как указывалось, процесс творчества в общем случае является полным графом со множеством входов и выходов, а также зацикливаний информации на самих подпризнаках.

Так даются вариации информационных технологий науки и техники.

Инновационное обучение. Примем последний столбец таблицы 7.3 за организованную совокупность признаков и сформируем морфологический ящик инновационного обучения научно-техническому творчеству в целом и изобретательству – в частности (табл. 8.3, фрагмент).

Таблица 8.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...