Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии классификации рынков. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.




Виды рынков:

Товарные рынки:

потребительский рынок (Объектами являются товары и услуги, предназначенные для личного потребления населе­ния. Этот рынок состоит из рынков продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и жилья. Потребительс­кий рынок также включает в себя рынок продуктов интел­лектуального труда, объектами купли-продажи на котором являются книги, кинофильмы, произведения искусства и народного творчества.)

рынок ресурсов (это рынок сырья, топлива, электроэнергии, материалов, земли. Объекты купли-продажи данного рынка являются необходимым условием процесса производства.)

рынок товаров производственно-технического наз­начения (состоит из рынков производственных зданий, сооружений, орудий труда, инструментов, оборудования, средств для перевозок и хранения продукции. Объекты данного рынка также необходимы для процесса производства.)

рынки информации и научно-технических разра­боток (Объектом рыночных отношений информационного рынка выступают информационные услуги: объявления, реклама в средствах массовой информации, услуги консультацион­ного характера в области управления, трудовых и имущес­твенных отношений, финансовой и инвестиционной деятель­ности. На рынке инноваций, т. е. нововведений, осуществля­ется купля-продажа патентов и лицензий на изобретения, технологического опыта, производственных секретов)

Финансовый рынок:

Инвестиционный рынок (это рынок средне- и долго­срочных ссуд. Его субъектами являются заемщики ссудно­го капитала и банки-кредиторы, представляющие денеж­ные средства за плату во временное пользование на срок от 1 до 10 лет.)

Рынок краткосрочных ссуд (дает возможность заемщи­кам в случае возникновения потребности в денежных сред­ствах получить ссуду на срок до 1 года.)

Рынок ценных бума г (объектами рыночных сделок являются государственные облигации, акции корпораций, векселя, сертификаты и др. На валютном рынке осущес­твляется обмен национальной валюты на иностранную.)

Рынок труда:

На рынке труда желающие получить работу предлагают свои способности к труду. Предприятия и отдельные пред­приниматели, нуждающиеся в работниках, нанимают их за определенную заработную плату. По-разному складывают­ся отношения между продавцами — работниками различ­ного уровня квалификации и различных специальностей и покупателями рабочей силы. Это дает основания выделить следующие рынки труда: высококвалифицированной, ква­лифицированной и неквалифицированной рабочей силы, а также рынки труда отдельных специальностей.

Критерии классификации:

По степени зрелости рыночных отношений различают развитый и формирующийся рынки. Соз­дание рыночной экономической системы предполагает ус­транение деформаций уже существующих рынков и формирование новых рынков, например, таких, как рынки земли и жилья.

По территориальным параметрам выделяют следую­щие рынки: местный, региональный, национальный и ми­ровой. Местный рынок — рынок локального масштаба. Ре­гиональный рынок охватывает определенную территорию внутри страны. Национальный рынок представляет собой совокупность всех рынков страны. Взаимодействующие на­циональные рынки образуют мировой рынок.

По отношению к действующему законодательству раз­личают легальный (официальный) и «теневой» рынки. Последний представляет собой систему товарообменных опе­раций, запрещенных в законодательном порядке.

По механизму функционирования различают рынки со­вершенной и несовершенной конкуренции.

По уровню насыщенности товарами выделяют равно­весный, дефицитный и избыточный рынок. На равновес­ном рынке спрос примерно равен предложению, На дефи­цитном — спрос превышает предложение. Для избыточно­го рынка характерно превышение предложения над спросом.

Инфраструктура рынка:

Инфраструктура рынка – совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Инфраструктура товарных рынков включает:

1. Сеть различных торговых предприятий и предприятий сферы бытового обслуживания, непосредственно реализующих товары и услуги населению.

2. Оптовая торговля, которая осуществляется через сеть снабженческо-сбытовых и оптово-посреднических фирм. При оптовой торговли важную роль играют товарные биржи, ярмарки и аукционы. Товарная биржа – учреждение, в котором заключаются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы. Объектом сделки биржевой торговли является контракт на поставку товаров. На бирже могут быть заключены фьючерские сделки, предусматривающие поставку товаров, которые будут произведены в будущем.

Ярмарки в отличие от товарных бирж, которые функционируют постоянно, проводятся периодически в определенное время и в определенном месте.

Аукционы. На аукционах товары продаются с публичных торгов, когда покупателем становится тот, кто предлагал наивысшую цену.

Инфраструктура финансовых рынков включает:

- банковскую систему, в которую входит центральный или национальный банк, а также совокупность коммерческих и сберегательных банков.

- финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, государственная налоговая инспекция, система государственного и коммерческого страхования. Государственное коммерческое страхование включает государственные и частные компании, которые за плату оказывают услуги по возмещению ущерба от потерь, связанных с непредвиденными неблагоприятными явлениями. Страховые организации также страхуют имущество населения от противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий, осуществляют пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и болезней.

- фондовые и валютные биржи. Фондовые биржи – торговля крупными партиями конвертируемой валюты.

- лизинговые компании – коммерческие организации, предоставляющие за плату в долгосрочную аренду различные технические средства.

Инфраструктура рынка труда включает:

-кадровые службы предприятий

-профсоюзные организации

-государственные службы и центры занятости

К общей инфраструктуре рынка относят:

- юридические службы

- аудиторские и кансалдинговые кампании

- рекламные агентства

- таможенная система

- транспортно-складские системы

- центры деловой коммуникации

- системы высшего и среднего экономического образования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...